Ирина Молвинская: Вот это вот «как встретишь – так и проведёшь» повышает наш уровень личной тревоги. И соответственно мы начинаем двигаться быстрее и быстрее
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/irina-molvinskaya-vot-eto-vot-kak-vstretish-tak-i-provedyosh-povyshaet-nash-uroven-lichnoy-trevogi-i-sootvetstvenno-my-nachinaem-dvigatsya-bystree-i-bystree-74139.html Петр Кузнецов: Ирина Молвинская, психолог, преподаватель Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС, с нами на связи. Здравствуйте, Ирина.
Анна Белоглазкина: Здравствуйте.
Ирина Молвинская: Здравствуйте, Петр, здравствуйте, Анна, доброе утро.
Петр Кузнецов: Одно из нелюбимых дел в опросе, от которого мы оттолкнулись... Собственно, это как бы не дело, это такое вот что-то абстрактное такое, штука субъективная даже больше... Это спешка и суета. Давайте об этом поговорим, с этого начнем.
Вот почему мы все-таки откладываем дела на последние дни года, все то, что накопилось за год, получается? Это даже речь не то что о предновогодней какой-то суете, а все то, что ты не успел сделать на протяжении этого года. Пытаемся что-то догнать и на финише все исправить.
Ирина Молвинская: Да, такой традиционно декабрь непростой, да... Психологически у нас здесь такие, знаете, два фактора, наверное, основных с точки зрения нашей такой психики человеческой. Это, знаете, такая внутренняя установка, «как встретишь, так и проведешь», и вот эти традиционные наши, наверное, уже сейчас модные списки желаний, которые мы делаем накануне 31-го, как правило, в прошлом году... И чем больше из этого списка желаний у нас по какой-то причине оказывается нереализованным, тем, соответственно, у нас внутри напряжение наше все больше и больше растет и есть вот это ощущение, что еще нужно успеть что-то сделать.
И вот это внутреннее такое чувство, скажем так, тревоги, напряжения, которое мы начинаем в декабре уже очень сильно ощущать, заставляет... Мы все немножко животные, такие все немножечко внутри такие настоящие, и мы начинаем просто больше двигаться, чтобы условно убежать от этого такого чувства тревоги, что «я что-то сделал, что-то недоделал». И здесь даже не вопрос успеть сделать, а скорее заполнить свое время каким-то количеством дел, чтобы все-таки сказать себе напоследок, что «у тебя все получится».
И конечно, вот это наше традиционное «как встретишь, так и проведешь», вот это большое количество ритуалов, которые часто делаем не то чтобы необдуманно, но, так скажем, «так должно быть», когда мы действительно и окна моем, когда нам нужно по какой-то причине сделать какой-то очень большой стол, начинается суета... Есть еще такая ритуальность, да, к Новому году, когда нам нужно раздать долги опять же... И вот это вот «как встретишь, так и проведешь» у нас добавляет внутри, повышает уровень личной тревоги.
Соответственно, повышая уровень личной тревоги, мы начинаем двигаться быстрее и быстрее, нам чтобы эту тревогу снимать, нам нужно просто побольше двигаться, так мы устроены, так устроена наша психика. И вот наш декабрь так потихоньку, да, превращается в такую немножко беготню по кругу, как сказать, чтобы снизить вот это внутреннее напряжение. Это примерно вот так у нас внутри происходит.
На самом деле у нас Новый год и день рождения же очень похожие праздники: тоже принято в день рождения, да, подводить итоги, тоже принято...
Петр Кузнецов: Да, не зря же его называют личным Новым годом.
Ирина Молвинская: Да, личным Новым годом. Просто, например, в отличие от дня рождения, в Новый год мы еще включаемся в такое большое коллективное поле. Если день рождения – это ты один в поле воин, то в Новый год это большое коллективное поле, которое очень напряжено.
И вот эти списки желаний, лично я к ним отношусь очень скептически, даже скорее ближе к негативному отношению... И вот эти списки желаний, когда, знаете, там 50, 60, а то и 100 желаний, надо написать, положить под елку... Но потом мы начинаем с этим списком встречаться, уже где-то к ноябрю становится понятно, что, не знаю, 60–70% не будет выполнено, начинает расти уровень тревоги, внутреннее напряжение, и мы начинаем просто быстрее двигаться, чтобы в некотором смысле от этого напряжения убежать. Поэтому вот декабрь – он примерно такой.
И здесь я всегда просто, как сказать, очень рекомендую попробовать вернуть себе себя. Очень люблю фразу «внутри себя в декабре». Знаете, просыпаемся утром, каждое утро начинаем себе спокойно говорить: «Мне можно по-другому, мне можно по-другому...» – и начать день просто с самого себя.
И тогда становится понятно, что можно не помыть окна, но это не говорит о том, что весь год ты будешь смотреть, как это, «мир твой будет грязным» или еще каким-то. У нас очень много ритуалов внутри мышления, наше мышление организовано через, как сказать, такую ритуальность внутри. Но я за то, чтобы придумывать личные ритуалы, для того чтобы наполнить себя собой, да, придумать свои собственные ритуалы, как-то наполнить этот декабрь своими собственными какими-то делами, мыслями, мечтами. Ну и списки желаний попробовать не писать, вот так.
Петр Кузнецов: Да, хороший совет, кстати.
Ирина, с возрастом почему меняется отношение к Новому году? Соответственно, наверное, и к делам, связанным с ним, т. е. все больше нелюбимых как будто бы становится дел... Мы все уже видели, да, для нас это все уже там, не знаю, для кого как, в зависимости от возраста, уже в 54-й раз салаты, подготовка, суета... Все это мы уже видели, как пересматриваем серию, каждый раз одно и то же. Как вот «Иронию судьбы» мы пересматриваем, так же и, собственно, Новый год такой же кажется, не запоминающийся.
Ирина Молвинская: Я тут, наверное, опять вернусь к тому, что мы внутри такие, в общем-то, животные (давайте попроще) и мы каждый раз с возрастом, знаете, как в конце вот этой вот суеты, вот этой вот беготни конца года, мы получаем все меньше и меньше приз, который мы получаем, и все меньше и меньше нам хочется добежать до финиша.
Обратите внимание, как до финиша бегут дети, искренне и честно; они добегают без вот этих, как сказать, ожиданий, без большого количества уже накопленных ритуалов: они не моют окна, они не пылесосят, или их там включают родители в это... И дети получают большой серьезный приз, как сказать, не ожидая чего-то, они просто получают какой-то подарок.
Взрослые же люди, мы с вами настроим каких-то ожиданий, бо́льшую часть этих ожиданий по какой-то причине выполнить не получается... Добегая до Нового года, делая вот эти все ритуалы, которые мы, как правило, складываем именно в декабрь, мы не получаем вознаграждения. Ну вот сели, ну вот 12 часов, традиционный салат, опять список желаний, который как бы надо бы написать, но из того списка у меня больше половины не выполнено, начинается внутреннее такое ощущение себя как неудачника... И это не то что не положительное подкрепление, а это скорее отрицательное подкрепление.
И вот если мы очень много накидываем ожиданий на Новый год, то, соответственно, 31-го мы испытываем огромное количество разочарований. Ну и, соответственно, дальше включается уже наша психика: зачем мне туда идти, если я там...
Петр Кузнецов: Да, если я все уже видел.
Ирина, спасибо большое! Время, вынуждены завершать, у нас уже 30 секунд до финала. Спасибо вам большое!
Ирина Молвинская, психолог, преподаватель Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС.
В общем, совет: сделайте в этом году что-то по-другому. Ну вот возьмите в этом году и не пропылесосьте, посмотрите, что произойдет 1 января.
Анна Белоглазкина: И вот опять-таки можно те 10 дней выходных потратить потом уже на уборку, раз вам не нравится отдыхать так долго.
Петр Кузнецов: Конечно. Просто отходите от шаблонов.
Анна Белоглазкина: Спасибо, что были с нами! Завтра в это же время встретимся.
Петр Кузнецов: Мы проверим.