Иван Коновалов: При выборе вида спорта для ребёнка в раннем возрасте определяющей становится предрасположенность нервной системы
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/ivan-konovalov-pri-vybore-vida-sporta-dlya-rebyonka-v-rannem-vozraste-opredelyayushchey-stanovitsya-predraspolozhennost-nervnoy-sistemy-62418.html Антон Липовский: Ну что ж, мы сейчас более подробно разберемся в этой теме. У нас в гостях эксперт Иван Коновалов, педиатр, кандидат медицинских наук. Иван, здравствуйте!
Иван Коновалов: Здравствуйте!
Антон Липовский: Мы, во-первых, рады вас видеть, во-вторых, конечно, нам интересно экспертное мнение по этой теме. И хотелось бы сначала, может быть, вместе с вами разобрать какой-то отдельный пример.
Вот у нас на связи есть звонок, нам звонит Оксана из Челябинской области, давайте вместе узнаем ее историю. Оксана, здравствуйте!
Анастасия Семенова: Здравствуйте, Оксана!
Зритель: Добрый день!
Анастасия Семенова: Как вы считаете, нужно ли заставлять ребенка ходить в спортивные секции?
Зритель: Ну вообще на начальном этапе, думаю, что нужно заставлять. Как бы, не заставлять даже больше, а поддерживать и наставлять, так скажем, ребенка. Потому что трудности в том, чтобы посещать секцию все равно есть у ребенка именно. И поддержать его в этом нужно.
Я сама занималась с пяти лет гимнастикой, вот.
Анастасия Семенова: А спортивной или художественной?
Зритель: Спортивной гимнастикой я занималась. И родители меня в этом очень поддерживали. А так бы я, может быть, если б поддержки не было, я бы, в общем, могла бы и бросить даже на каком-то этапе. Вот. Сейчас у нас сын занимается с пяти лет плаванием. И тоже мы его поддерживаем. Но у него нет такого, чтобы он хотел бросить.
Ему очень нравится, он хорошо продвигается. Единственное, что я хотела сказать, что в наших регионах, конечно, спорт не так хорошо поддерживается, как, допустим, в больших городах. Вот у нас маленький город, и хотелось бы, чтобы детей в этом направлении поддерживали больше. Ну, само государство либо местные власти.
Анастасия Семенова: Хорошо, спасибо вам большое.
Антон Липовский: Оксана, а как вы считаете, с какого момента нужно, в общем-то, отдавать в спорт? И весь ли спорт полезен, как вы считаете?
Анастасия Семенова: И в каком возрасте вас отдали на гимнастику?
Зритель: Меня отдали, мне было почти пять лет. Я начинала заниматься, ну, в очень раннем возрасте. Ребенка своего вот младшего мы тоже отдали в пять лет, но у него было стремление к тому, чтобы заняться этим видом спорта. То есть плавание ему очень нравилось. Он научился буквально, там, за две недели плавать, и у него появились результаты. То есть тут у ребенка, как бы, свое желание.
Анастасия Семенова: Все сошлось.
Антон Липовский: Все, да, здесь все как-то срослось. Скажите, ну а спорт в итоге – это полезно?
Зритель: Ну, в какой-то степени, конечно, это полезно. Если заниматься просто для себя, естественно, польза большая. Во-первых, у ребенка и активность повышается, ребенок социализируется больше, у него появляются какие-то друзья. Не слышно меня, да?
Антон Липовский: Не, не, мы вас хорошо слышим.
Анастасия Семенова: Да, да, мы слышим вас.
Зритель: Вот, социализируется, у него появляются друзья, какие-то другие интересы. Естественно, уже, там, лишний раз в том же гаджете посидеть времени как такого нет.
Антон Липовский: Ну то есть, дисциплина, социализация, мы поняли.
Анастасия Семенова: Спасибо вам большое!
Антон Липовский: Оксана, спасибо вам большое! Вот мы сейчас на вашем примере хотим, в общем-то, и разобрать ситуацию. Иван, ну мы сейчас услышали: ребенка с пяти лет, спорт формирует, ну, кроме того, что силу воли, да, социализация, отвлекает от гаджетов.
Мы еще говорим про мышечную массу, там, укрепление, уверенность в себе. Ну вот из того, что вы услышали, дайте свой анализ, пожалуйста.
Иван Коновалов: Все вполне соответствует потребностям, в первую очередь, детей, потому что, наверное, наша самая главная задача – это обеспечить им полноценное развитие. И физическая культура в рамках тех или иных спортивных дисциплин, она действительно помогает им реализовать в том числе и генетику.
И на этом, в общем, должна строиться вот поэтапная система подготовки организма, поскольку действительно в вашей передаче часто, наверное, все-таки наши зрители смешивают понятия «физической культуры» и «спорта высших достижений».
Антон Липовский: Поэтому я и спросил: «Насколько это полезно?». Вот мы услышали, правильно Анастасия уточнила, это была спортивная, да, гимнастика?
Анастасия Семенова: Да, спортивная гимнастика.
Антон Липовский: Спортивная гимнастика, сын пошел в плавание. Ведь виды спорта исключительно олимпийские. А спортивная гимнастика, ну мы понимаем, насколько там идет жесткая подготовка. Что можете сказать? Мало того, что вы кандидат медицинских наук, вы еще и педиатр.
Иван Коновалов: Собственно, понимаете, когда мы определяем дисциплину, допустим, спортивная гимнастика, мы же не говорим о том, что пятилетнюю девочку будут через год уже отправлять на соревнования. Хотя, понятное дело, что само определение порта подразумевает как раз соревновательную деятельность.
И мы, как бы, на определенном этапе подготовки детей, да, соответственно, потом девушек и юношей можем увидеть, насколько у них это получается, насколько они готовы заниматься этим уже в любительской, профессиональной даже карьере. А с точки зрения общих элементов, конечно, общая физподготовка и специальная физподготовка, СФП, они позволяют как раз готовить организм, да?
Это и координация движений, и развитие силы, ловкости, реализация генетически заложенного, например, предрасположенности к быстроте, которую мы не можем как-то изменить, поскольку это генетика. То же самое относится и к социализации, потому что детско-юношеские спортивные школы предполагают частые контакты, общение, в том числе определенные характеристики лидерства, если речь идет про какие-то индивидуальные виды спорта.
Если это командный вид спорта, там очень важно слаживание, очень важно, что тренер фактически – это такая чужая, можно сказать, злая воля, то есть нельзя уговорить тренера, это не родители. Хотя бывает и так, что сами родители тренируют своих детей. То есть полноценное развитие.
Анастасия Семенова: Скажите, пожалуйста, как узнать, в какой вид спорта отдать ребенка? Ведь часто с трех лет уже пытаются отдать девочек куда? Художественная гимнастика, фигурное катание. Мальчиков – это футбол. Но ведь не у всех же мышцы расположены к тому или иному спорту. Как определить? Или в три года это невозможно это сделать еще?
Иван Коновалов:Вы знаете, вы сказали про мышцы, но определяющим на первичных этапах является предрасположенность именно нервной системы. То есть, если у ребенка, допустим, взрывной характер, да? Он…
Анастасия Семенова:Гиперактивный…
Иван Коновалов: Да, гиперактивность, ну, мы не говорим об этом, как о медицинском термине.
Анастасия Семенова: Да-да-да.
Иван Коновалов: То, соответственно, ребенку пойдут те виды спорта, где требуются подобные качества. А, допустим, шахматы требуют уже усидчивости. Какие-то виды спорта требуют, знаете, так, беспрекословного послушания, а, допустим, виды спорта, например, хоккей или борьба, там дети не всегда настолько сильно послушны, зато они могут реализовать свои индивидуальные качества.
Поэтому, отвечая на ваш вопрос, это комплексная всегда оценка. Кстати говоря, в Москве открыты уже более 10 пунктов первичной оценки детей по предрасположенности их к различным видам спорта.
Анастасия Семенова: С какого возраста?
Иван Коновалов: Ну, буквально с 5-6 лет, тогда, когда дети уже достаточно хорошо выполняют направленные команды. Соответственно, уже по комплексу качеств неврологических, психологических, мышечных качеств и других параметров можно определить, где у ребенка будет лучше получаться.
Но очень важен также параметр того, чтобы ему это нравилось, потому что, если…
Анастасия Семенова: Каждый раз он будет разочаровываться, что у него не получается, да.
Антон Липовский: Та самая генетическая предрасположенность, да, насколько я понимаю?
Иван Коновалов: Ну, в том числе, это первичный пример в семье, поскольку, если папа всю жизнь ребенку демонстрирует, что он занимается на турниках или с гирей, то, может быть, даже 5-6-летний будет имитировать хотя бы это движение, потому что по сути вот этот принцип «делай как я», он очень важен в детском возрасте.
Потому что нельзя целенаправленно заставить ребенка что-то делать, если он от родителей или от других важных ему взрослых никогда этого не видит.
Анастасия Семенова: Ну еще бабушки, дедушки, мне кажется, у нас для многих…
Иван Коновалов: Конечно, да. Примеры.
Анастасия Семенова: Дедушки и беговые лыжи, мне кажется, это классика.
Антон Липовский: А вы сами-то? Вот мы сегодня смс-опрос проводим у нашей телеаудитории. Скажите, а вы-то сами считаете, нужно заставлять ребенка заниматься или нет? Вот где та тонкая грань, в которой нужно поставить точку? Потому что вопрос для меня, например, тоже острый, мне это тоже в скором времени предстоит.
Я вот старой закалки человек, который считает, что все-таки надо отдать, чтобы он полностью формировался. Вот продолжать ему заниматься, как вы правильно сказали, дальше спортивной карьерой – это уже его выбор, а вот окрепнуть и так далее, вот как…
Анастасия Семенова: Физкультура, как по-нашему говорится.
Антон Липовский: Это не физкультура, физкультура – это, наверное, все-таки несколько другое. Вот вы что скажете по этой теме?
Иван Коновалов: Я могу сказать, что все равно первичный этап научения ребенка физической культуре проходит, как правило, в каких-то спортивных дисциплинах. Ну, допустим, кто-то играет в футбол, кто-то кувыркается и изучает элементы борьбы, кто-то плавает, кто-то танцует.
И по сути, первые несколько лет, когда ребенка отдают в те или иные секции, за ним просто активно наблюдают: получается – не получается, предрасположен или нет.
Антон Липовский: А мы про какой возраст говорим?
Иван Коновалов: Старше 5-6 лет, как правило.
Анастасия Семенова: Семь – классика, да, наверное?
Иван Коновалов: Ну, в различных видах спорта это по-разному, потому что, например, в штангу отдавать до 13 лет не стоит.
Антон Липовский: А например, если мы берем спортивную гимнастику, то там 7 – это уже…
Анастасия Семенова: Поздно.
Антон Липовский: Уже взрослые?
Иван Коновалов: Да, достаточно взрослые, да. Но если речь идет про просто развитие навыков определенных – гибкости, да?
Анастасия Семенова: Для здоровья.
Иван Коновалов: Ну, можно сказать, для здоровья, но это еще и для координации, для того, чтобы ребенок был достаточно уверенный в себе и прочие, и прочие качества в себе развивал, почему бы не отдать и в 7, и в 9 лет?
Антон Липовский: То есть опять же-таки, можно отдать, не спрашивая ребенка, а он уже дальше соответственно увидит сам, подходит ему это или что-то другое, он сможет перейти, правильно я понимаю?
Иван Коновалов: То, что ребенок занимается футболом, не отменяет того, что он не может играть в хоккей или в бадминтон. Поэтому они сами определят, что они хотят.
Антон Липовский: Или ходить в художку, как вариант. Спасибо большое! Иван Коновалов, педиатр, кандидат медицинских наук. Спасибо большое!
Анастасия Семенова: И подведем итоги смс-опроса: «Нужно ли заставлять ребенка ходить в спортивные секции?». «Да» ответили 62%, «нет» – 38.
Антон Липовский: И все-таки мы победили. Ну что ж, с вами программа «ОТРажение», мы прерываемся ненадолго, вернемся в начале следующего часа.