Анастасия Семенова: Иван, здравствуйте. Антон Липовский: Иван, здравствуйте. Иван Кудрявцев: Здравствуйте. Антон Липовский: Иван, ну, во-первых, у нас разделились мнения примерно пополам в этот раз. Скажите, вы вообще в целом как к колоризации относитесь? Давайте прямо с этого начнем. Иван Кудрявцев: Ну смотрите, я вот смотрю на ваш ньюс-бар, у вас написано «нет» –82%, «да» – 18%. Все-таки подавляющее большинство зрителей думают, что не стоит раскрашивать фильмы, хотя я и за то, чтобы колоризировали «17 мгновений весны» – мне показался этот опыт очень интересным. Смотрите, я солидарен с той зрительницей, которая сказала и да, и нет, потому что это дает новую жизнь фильму, это дает повод о нем вспомнить, это дает повод обсудить, поспорить, подискутировать и снова вернуться к черно-белому варианту, почему бы нет. Посмотреть и такой и такой вариант, сравнить что-то. Ну, согласитесь, невероятно интересно узнать, какого цвета костюм у Юрия Деточкина, в какой цвет были покрашены дома на Покровском бульваре, я не знаю, какие были такси, какая была мостовая, какие блики отражались в залитой дождем Москве. Это очень красиво. Антон Липовский: Да, телезрители пишут, ну… смысл теряется, вплоть даже до того, вот даже такие сообщения к нам приходят. Теряется ли действительно какой-то вот творческий замысел? Иван Кудрявцев: Может быть, если режиссер сознательно уже в эпоху цветного кино снимал ч/б, что-то может потеряться, а что-то может и появиться. Это же способ на самом деле просто по-новому взглянуть на картину, никто не предлагает сделать цветной вариант теперь каноническим. Золушку можно посмотреть в эфире даже в телевизионном – ее показывают то в цвете, то в ч/б. Но цвета на самом деле – это огромная часть информации, и очень много информации из старого кино ну не доходило до зрителя в первую очередь потому, что оно не было раскрашенным. Сейчас у нас есть возможность оживить полотна и взглянуть на них совершенно новым взглядом. Но еще раз повторяю: это не значит, что все надо обязательно это перекрашивать и теперь все смотреть в цвете. То есть, мне кажется, люди голосуют против, думая, что цветом заменят ч/б. Не заменят, а дополнят. Анастасия Семенова: Да-да-да, многие пишут нам наоборот, что как вы вот тоже об этом сказали, что как раз донести до молодого поколения. Намного, конечно же, интересней смотреть в цветном варианте, а потом сказать – а на самом деле первоисточник, что это было в ч/б. Иван Кудрявцев: А мы недавно с детьми смотрели, уже с моими подростками-детьми мы посмотрели «Подкидыша» и смеялись, хохотали… Фаина Раневская. Но мы смотрели в цвете. Если б мы показывали им в ч/б, я думаю, что они чуть, наверно, все-таки скучали, ну потому, что уже миллионы зрителей привыкли смотреть в цвете. Если у тебя произведение вызовет большой интерес, то потом ты посмотришь его в оригинальном исполнении, посмотришь его теми глазами, которыми видели его первые зрители. Но я считаю, что в искусстве не должно быть каких-то табу, должно быть многоголосие. В этом многоголосии рождается какая-то вот полифония, богатство, новые открытия, озарения, за которые мы так любим искусство. Анастасия Семенова: А вам что больше нравится, черно-белое или раскрашенные фильмы? Иван Кудрявцев: Ну мне больше нравится сравнивать. Вот понимаете, больше всего мне нравится сравнивать. Антон Липовский: Когда есть выбор. Иван Кудрявцев: Когда есть свобода выбора и возможность сравнивать. Антон Липовский: Иван, а вот вопрос такой, он больше, наверно, для психолога, но я думаю, что у вас совершенно четкая, точная позиция по этому мнению. Все-таки вот вопрос первичного восприятия. Много людей пишет у нас, наши телезрители о том, что ну вот все, мы знаем, например, «Девчат» в черно-белом, мы знаем, я не знаю, «17 мгновений весны» в черно-белом, мы знаем «Берегись автомобиля в черно-белом. То есть уже не можем воспринимать нормально в цвете, как будто это не тот фильм, что-то не то. Иван Кудрявцев: Вот если вы знаете и не можете – это одно, а если зритель не знает, он недостоин познакомиться с этим фильмом? А если он привык смотреть в цвете, и для него ч/б – это какой-то шок, или для него ч/б означает, что это старое кино, совсем старое, ну совсем старое. Ты, показывая в цвете ну допустим ребенку, ты даешь ему ощущение новизны. Если он полюбит этот фильм, он потом посмотрит его обязательно в оригинале. Антон Липовский: Согласен. Но что касается реставрации (да, у нас все меньше времени остается), вот что касается реставрации – ну процесс-то такой на самом деле очень классный, и он сейчас новые масштабы обретает. Я так понимаю, что это новые возможности. Иван Кудрявцев: Как раз когда мы думаем раскрасить фильм, мы понимаем, что заодно его придется обязательно реставрировать, сделать изображение четче, убрать оттуда весь брак, все возникшие со временем на пленке артефакты. Вообще оцифровать эту пленку и сделать ее снова пригодной для дальнейшего тиражирования, жизни уже в цифровую эпоху. Собственно, этой реставрации подвергаются фильмы десятками уже в лаборатории нашей главной киностудии «Мосфильм», и совместно с ней наш телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» выпускает в прокат уже не в первый раз фильмы в рамках проекта «Мосфильм. Золотая коллекция в кино». Вот мы сейчас, сегодня как раз, в прокат выходят «Летят журавли» Михаила Колотозова, единственный наш отечественный фильм, который получил «Золотую пальмовую ветвь». Скоро будем выпускать «Вокзал для двоих», до этого у нас была «Асса» с самым кассовым советским перевыпуском за все время с начала пандемии. Выпускали мы «Покровские ворота», даже «Ширли-мырли» показали в кинотеатрах на большом экране. И у нас в общей сложности в кино на эти фильмы сходили 16 000 человек, и это, конечно, может быть невеликое количество по сравнению с какими-то там супер-блокбастерами – и голливудскими, и российскими, но это устойчивый интерес аудитории к вот знакомству с фильмами в том виде, в котором они задумывались, в котором их мечтали показать создатели. Антон Липовский: Конечно. Это все-таки новые возможности и связь поколений, естественно. Иван, спасибо вам большое. Нам нужно уже подводить итоги. Пожалуйста, Анастасия. Анастасия Семенова: Мы вас спрашивали: «Нужно ли раскрашивать черно-белые фильмы?» «Да» ответили только 19%, и «нет» – 81. Все за черно-белое кино. Антон Липовский: В любом случае любите кино, смотрите кино и сравнивайте, и тогда будем вам истина. Мы с удовольствием провели эти 2 часа вместе с вами. Анастасия Семенова. Анастасия Семенова: И Антон Липовский. До завтра, пока-пока.