Качество дорог
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/kachestvo-dorog-89584.html
Антон Липовский: Давайте обратимся к нашему эксперту, уже пора. Дмитрий Попов, эксперт рабочей группы при Правительстве Российской Федерации по законодательству в сфере безопасности дорожного движения.
Дмитрий, здравствуйте!
Анастасия Семенова: Доброе утро!
Дмитрий Попов: Доброе утро!
Антон Липовский: Ну, естественно, мы успеем обсудить только часть этой темы, необъятной, наверное, да? Видим мы, делается много, но в том числе и сообщений все-таки хватает таких, как будто бы из прошлого. Вот что мы ответим этому жителю Московской области: это все-таки речь о бюджете?
Дмитрий Попов: Ну, вообще надо писать в прокуратуру в этом случае, потому что если у дороги есть собственник и он ею не занимается, и она в ненормативном состоянии, то нужно, чтобы уже какие-то люди к ответственности привлекались. Другое дело, что довольно часто я натыкаюсь, например, на ситуации, когда дорога есть, а собственника нету. Такие истории тоже случаются. И тогда приведение в нормативное состояние является труднейшей, тяжелейшей финансовой задачей.
Антон Липовский: А кто в такой ситуации вообще решает этот вопрос.
Анастасия Семенова: Кто за нее отвечает?
Антон Липовский: Да, как разрешается?
Дмитрий Попов: Я могу сказать, как у нас в Петербурге это сделано. Есть закон о районных администрациях, у них в полномочиях есть установление, выявление бесхозяинного имущества на территории района. Дорога в этом случае, соответственно, таковой является. Даже в Московском районе был прецедент, когда застройщик построил кварталы, ушел, осталась некая дорога технологическая ничья, по ней очень удобно было ездить. И пришлось администрации района найти эту дорогу, выявить и принять ее на баланс. Другое дело, что они, принимая на баланс имущество в ненормативном состоянии, сразу же, очевидно, принимают на себя бюджетное обременение – что нужно приводить дорогу в соответствие.
Антон Липовский: Так, про прокуратуру поняли, про собственника поняли. Смотрите, теперь вопрос обратный: дорогу сделали, тут же раскопали и начали менять, ну, допустим, я не знаю, теплосеть. Ну вот что здесь делать?
Дмитрий Попов: Это наша стандартная история, к сожалению – вопросы координации и взаимодействия. В разных регионах они решаются по-разному, и опять это связано с тем, что разные собственники. У сетей один собственник (у него одни планы), у дорог другой собственник. Это зависит от того, как выстроена координация…
Антон Липовский: А люди-то здесь при чем?
Дмитрий Попов: Но это наше чуть ли не одно из самых слабых мест. Хорошо, когда видишь, когда проспект раскапывают до котлована, меняют все трубы сразу же, потом идут засыпки, геотекстили, тут же и светофорное хозяйство кабельное раскладывается. Но это большая редкость, когда так скоординировали. Тут я не могу даже сказать, потому что в каждом регионе эта история решается по-разному. У нас есть структура, которая координирует, выстраивает планы – и то все равно находятся прорывы труб сразу же после укладки асфальта.
Анастасия Семенова: А тут еще хороший вопрос из Московской области: «После прокладки труб на пешеходной зоне нужно восстанавливать дорожки. Сейчас просто насыпали крупный щебень, а дорожки-то восстановят?» – телезритель спрашивает.
Дмитрий Попов: Это обязанность производителя работ. И производитель работ получает ордер на все эти работы с раскапыванием, пока он не восстановит в исходное состояние. Более того, на время проведения работ они должны по договору принять на баланс все, что попадает в зону работы, потом сдать, вернуть обратно в том состоянии, в каком приняли на работу. То есть светофоры расставить, дорожки, подходы – все, что было до того как начинали работать, должно быть возвращено в исходное.
Антон Липовский: Дмитрий, мы видим, что делается все-таки немало… А, кстати говоря, про сроки-то вот, про дорожки. Сроки, самое главное, какие должны быть?
Дмитрий Попов: Ой-ой!
Антон Липовский: Ну давайте.
Дмитрий Попов: В разных регионах… в Москве есть административно-техническая инспекция, в Питере есть административно-техническая инспекция. Надо начинать штрафовать. В регионах, в наших с вами законах региональных о благоустройстве, есть огромные штрафы. Надо начинать штрафовать, и сроки сразу же сжимаются. За то, что срок действия ордера вышел, закончился, а вы еще не сдали объект.
Антон Липовский: Ах вот оно что, ага.
Дмитрий Попов: Как только начинаются штрафы в отношении должностных лиц, сразу же начинается асфальтирование дорожек.
Антон Липовский: Ну и, конечно же, наболевшая тема. Дмитрий, мы видим, что правда делается немало, особенно нацпроекты хорошо так выстреливают, большие объемы делаются, но тем не менее есть и какие-то вот такие возмутительные вещи, да, – из разных регионов сообщения приходят. Что делать? Изучаем ГОСТ, выбегаем на дороги с линейками, меряем ямы, колейность, впадины, где канализационные люки, и куда обращаемся?
Дмитрий Попов: Значит, вообще за нормативным состоянием дорог следит дорожный надзор Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Ну и плюс должен быть дорожный надзор у собственника, но собственник, как мы понимаем, не всегда заинтересован. Пишем жалобы в ГАИ, в службу дорожного надзора, фотографируем, прикладываем. У нас есть несколько хороших околомедийных проектов во Всероссийском обществе автомобилистов по описанию дорог.
Антон Липовский: Давайте напомним.
Дмитрий Попов: Туда можно писать, на их жалобы реагируют чуть быстрее. Ну, в основном в ГАИ.
Антон Липовский: То есть если мы видим колейность или проваливающийся люк – ну, такой, мы знаем, да, утопает который в асфальте, – мы должны что-то замерять? Линейку брать надо или просто фотографии достаточно?
Дмитрий Попов: Я думаю, что достаточно фотографий. Писать жалобу, а потом уже служба дорнадзора проверит и даст ответы, соответствует – не соответствует. Там беда процесса, знаете, в чем?
Антон Липовский: Так.
Дмитрий Попов: У нас по ГОСТу яма шириной 40 сантиметров, длиной 60 сантиметров и глубиной 5 сантиметров, одиночная, – это не является проблемой.
Анастасия Семенова: Хорошо, а если ты попал в эту проблему: не знаю, пробил колесо, застрял, повредил машину?
Дмитрий Попов: Дорожно-транспортное происшествие по классификации ГИБДД №1 «Наезд на препятствие»: остановиться, сообщить в ГАИ, сфотографировать, запротоколировать ущерб и предъявлять исковые требования собственнику дороги.
Анастасия Семенова: Хорошо, одна машина сегодня, завтра другая, и никто не пошевелится и ничего не сделает?
Дмитрий Попов: Как только вы сообщите в ГАИ, ГАИ должно будет тут же выдать предписание оградить место и выставить соответствующие дорожные знаки – там «Неровная дорога», «Дорожные работы», – что-то такое. Но водители, к слову сказать, на уровне своей собственной солидарности иногда ограждают чем-то, хоть чем-то – подручным предметом. Это неплохо, но в ГАИ надо сообщить обязательно и сообщить о том, что яму надо оградить. Они тут же дадут предписание, его надо будет исполнить.
Антон Липовский: Дмитрий, сразу два сообщения пришло. Еще раз давайте, видимо, не поняли телезрители, куда присылать фотографии?
Дмитрий Попов: Служба дорожного надзора – в ГИБДД, в районное ГАИ – служба дорожного надзора в ГАИ.
Антон Липовский: В районное ГАИ. Все, отлично.
Анастасия Семенова: Спасибо большое!
Антон Липовский: Надеюсь, помогли. Действуем, но, конечно же, в рамках разумного.
Дмитрий Попов, эксперт рабочей группы при Правительстве Российской Федерации по законодательству в сфере безопасности дорожного движения. Дмитрий, спасибо, ровных дорог!
Анастасия Семенова: Да, и напомним, что коллеги продолжат в дневном «ОТРажении» обсуждать эту тему. А мы движемся дальше.