Петр Кузнецов: Продолжим тему с Борисом Григорьевым, потому что он маркетолог. Борис Анатольевич, здравствуйте, доброе утро. Борис Григорьев: Здравствуйте, доброе утро. Мария Карпова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Нам хочется начать с конкуренции, потому что нам кажется, что непосредственная связь с качеством быть должна. Что у нас сейчас с конкуренцией на рынке товаров и услуг? Увеличивается ли она? Борис Григорьев: Она поменялась полностью, она полностью изменилась, потому что когда действительно ушли многие торговые марки, вместо них появились неизвестные торговые марки, все пытаются заняться тем или иным видом производства и выпускать бренды здесь. Две проблемы. Одна проблема, что не хватает или недостаточно имеется в наличии различных технологий и оборудования для производства товаров, потому что они тоже находятся под санкциями. А с другой стороны, новые бренды имеют такую коммуникационную ловушку, что про них пока никто не знает, а всем экономистам известно, что в потребительских брендах себестоимость товара меньше 15–20%. Даже производство того же автомобиля: там 18% сам автомобиль, а все остальное – это НИОКР, продажа, реклама. Вот сегодня наши юные бренды, которые появляются на рынке, конечно, такой возможности не имеют, вложить огромные деньги, создать себе известность, заполучить доверие покупателей, поэтому очень много участников. Рынок похож на такой зарождающийся. Мы откатились с точки зрения потребительских рынков на вот стадию начала рыночной экономики, которая была у нас условно в 1990-х. У нас все практически происходит заново. Хотя уже есть большой опыт работы с известными брендами в части продаж, в части производства, в части брендинга, т. е. опыт есть, осталось его реализовать. Года 2–4, я думаю, и рынок наш придет к нормальному состоянию. Петр Кузнецов: Борис Анатольевич, ну вот по поводу вот этих новичков. Казалось бы, они должны стараться на 150%, они новенькие на рынке, брать качеством. Но так получается, что прибыль получает у нас тот, кто продаст дешевле, а не качественнее. Борис Григорьев: Вы знаете, не всегда даже прибыль получит. Мы видим и по маркетплейсам, и по прочим проектам, что зачастую очень большое количество инвестиционных проектов, т. е. в них вкладывают деньги, а есть ли там реальная прибыль, пока никто не знает. Есть, конечно, отрасли, которые совсем были вымыты за счет санкций, и там очень успешно зашли туда производители и там зарабатывают, а зачастую нам сейчас даже не очень понятно, где это прибыль, а где это инвестиции. О том, что должны стараться, – стараться должны там, где конкуренция есть, а мы пока говорим о замещении пустого прилавка. Когда прилавок опустел и нужно что-то на него положить, не думаю, что это говорит о том, что здесь производитель будет стремиться к качеству, – здесь производитель будет стремиться к тому, чтобы что-то произвести, что-то положить на полку, что-то предоставить пока. За качество будем бороться на следующем этапе, когда утрясется вот этих рынок вброшенных инвестиционных новых брендов и начнется работа, связанная уже с конкуренцией между оставшимися тремя-пятью торговыми марками, которые уже станут лидерами, консолидируют вокруг себя все ресурсы и коммуникационные, и технологические. Петр Кузнецов: Что бы там ни происходило на рынке, как бы он ни менялся, в любом случае качество на нас, никто, кроме нас, собственно, качество не оценит в конечном итоге. И вот эти все ГОСТы, знаете, это давно уже для большинства не показатель вовсе, что там написано... В этом плане современный вид книги отзывов, те самые отзывы, оценки магазина, той же услуги на сайтах, на форумах – как это меняет отношения между современным продавцом и современным покупателем? Борис Григорьев: Это очень такая больная для коммуникационного рынка тема. Потому что, конечно, все говорят «давайте делать отзывы», «давайте на них смотреть», «давайте реагировать», а пока в интернете не будет однозначно принят какой-то закон, верифицирующий отзыв, что этот отзыв оставлен реальным человеком, а не ботом, какой-то программой или не за деньги оставленный, то верить, конечно, этим отзывам сейчас нельзя, потому что в 90% случаев это отзывы придуманные и накрученные. По сути, это мошенничество, и сегодня любая компания может купить себе любое количество отзывов по своему бренду и товару, что и происходит. Это такое жульничество, введение в заблуждение потребителей и т. д. Поэтому сегодня я бы не рекомендовал людям строить свой выбор исключительно на отзывах, о которых они прочитали в интернете, это зачастую не те люди оставляют отзывы, которые приобретают товары. Даже попробуйте сами оставить отзыв – у вас будет достаточно большое количество сложностей с тем, чтобы его оставить. Петр Кузнецов: А вот, кстати, в одной точно крупной сети такое появилось, причем все-таки не сказать, что даже сравнительно недавно, уже существует несколько лет: там стенд или этикетка, на которой написано, что если вам не понравилось качество нашего товара, мы вам вернем деньги без чека. Вот будущее за таким подходом, или это не совсем правильный, что ли, ход, не совсем честный ход? Борис Григорьев: Мне не кажется, что это правильный ход, потому что «вернем деньги» – ну это странно, потому что, значит, уже продавец предполагает, что товар может быть некачественным, а это задача продавца, мы поэтому и идем к этому продавцу конкретному, что мы знаем, что он для нас все уже отобрал, что у него товар качественный, свежий, что он его сам проверил, иначе мы пойдем к другому продавцу. Если продавец говорит «мы вернем деньги, если товар будет некачественный», значит, он оставляет на нас, потребителях, ответственность за то, качественен товар или нет, или за работу своего персонала. Это звучит как дурная маркетинговая идея. Петр Кузнецов: Или попытка как-то ответственность с себя снять или предупредить более громкий скандал, например, чтобы покупатель не шел жаловаться и не судился с этим магазином: так тихо-спокойно у кассы... Борис Григорьев: Не очень красиво это выглядит. Петр Кузнецов: Борис Анатольевич, спасибо за ваш комментарий! Мария Карпова: Спасибо! Петр Кузнецов: Борис Григорьев, маркетолог, нам помогал разобраться в этой теме. Мария Карпова: Подведем итоги нашего опроса. «Довольны ли вы качеством товаров и услуг?» – мы вас спрашивали. «Да», довольны всего 16%, 84% «нет», недовольны. Ну, какие выводы мы тут сделаем? Я предлагаю все-таки прочитать то сообщение, о котором я говорила, мы обещали, я не могу так. Если вкратце, благодарят нас за эфир и за настроение, говорят, что мы с тобой классные. Приятно? Приятно! Петр Кузнецов: То есть, выражаясь языком второй темы... Мария Карпова: Качественный товар. Петр Кузнецов: ...качественный товар на прилавке. Давайте встретимся тогда завтра, да, с 8 до 10. Кому не нравится, ну можете не встречаться; мы будем плакать, но ничего страшного, это пройдет. Мария Карпова: Пока! Петр Кузнецов: До завтра! Не выключайте ОТР!