Руслан Арсланов: Двигаемся дальше. Сергей Моряхин – автоинструктор, автор обучающих продуктов по вождению автомобилей, с нами на связи сейчас. Здравствуйте! Добро пожаловать в наш эфир! Мария Карпова: Здравствуйте! Руслан Арсланов: Сергей, скажите, пожалуйста, согласны ли вы вот с этой статистикой? И вообще, сейчас те, кто учатся в автошколе, сдают больше половины людей с первого раза? Или все-таки требуется больше времени для того, чтобы получить права? Сергей Моряхин: Здравствуйте! Да. Я послушал сейчас, посмотрел первые результаты вот у вас на экране. Если честно, я не согласен с этой статистикой. Потому что у меня на протяжении, скажем, своей работы (работаю я уже с конца 2008 года) есть своя статистика. И если раньше действительно где-то пятьдесят на пятьдесят была статистки сдачи с первого раза, то сейчас, в последние годы было несколько изменений в регламенте ГИБДД по сдаче. Вот по опросу моих учеников, которые приходят к нам на занятия, ... 15–20%. А иногда из десяти один. То есть идет группа сдавать там 30 человек, условно говоря. Сдали – четыре, пять. Если мы говорим про практику. Я имею в виду практику. Руслан Арсланов: Да. Сергей Моряхин: Я не имею в виду теорию. С теорией обычно проблем нет. Руслан Арсланов: Ну да. Мы говорим вообще, в общем, и про теорию, и про практику. Вот что: с первого раза пришел в один день, сдал теорию, площадку и сразу город. То есть по вашей статистике эта цифра совершенно не такая, и сдают с первого раза единицы? Сергей Моряхин: Да! Ну, не совсем единицы. 15–20%, не более того. Опять-таки говорить, как бы. Ну как сдавать, да? Кто-то приходит: теорию в один день сдали. А практики там бывает 30 человек, а инспектор принимает только 15, допустим. И он как бы не сдал полностью на права, а автошкола посчитала в процент, что он сдал. Ну вроде бы как сдал же экзамен. Но это только была теория. Если все-таки говорить про практику, то здесь статистика сейчас немножко плачевнее. Мария Карпова: Это потому, что экзамен такой сложный и тяжелый? И на самом деле это было бы правильно, да, действительно, если бы он таким был. Или все-таки потому, что существует, честно говоря, много формальностей? Ну вот, иногда все-таки есть ощущение, что как будто бы придираются. И не по делу иногда. Вот как вы? Что вы на это скажете? Сергей Моряхин: Формальностей на самом деле очень много. Но основная причина, как я считаю, это несколько изменений самого регламента по сдаче экзамена. За последние там хотя бы три года стало экзамен сдать гораздо сложнее, чем раньше. В автомобилях установлены камеры. То есть руководство инспекторов тоже самое проверяет, смотрит. Все записывается, весь экзамен. Все прозрачно. Все чисто. Ну и как бы нужно сделать там 18–19 пунктов на экзамене. Вот. То есть инспектор ставит галочки: там человек развернулся – так, умеет. Поворот на перекрестке направо – так, умеет. Ну и, соответственно, если раньше это было там какие-то минуты, то сейчас, и уже это не последний год – 20, а то кто-то и 30 минут ездит. Ну, можно представить человека, который просидел там 30–40 часов за рулем буквально, и еще непонятно какой ему достался инструктор. Ну как он может научиться делать все эти маневры? В первую очередь, я считаю, что это сложный регламент. Сейчас сложно сдать экзамен. Но автошколы особо никак не отреагировали: не увеличилось количество часов обучения, качество обучения. Ну и, соответственно, отсюда и такая идет статистика. Руслан Арсланов: А вот вы сказали такую фразу: «Еще какой достался инструктор непонятно». Вот к этому вопросу. Точнее, у нас есть вопросы к этому аспекту. Действительно, сейчас есть какой-то кризис инструкторов? Они не все хорошо подготовлены? Или вы имеете в виду стрессовую составляющую, когда инструктор не может с ним справиться и переживает, и начинает как-то себя не совсем правильно вести в отношении ученика? Сергей Моряхин: Я имею в виду, знаете, вовлеченность самого инструктора. Заинтересованность. То есть не секрет, что заработная плата у данных, скажем, работников желает быть лучшей. Поэтому, как показывает практика, приходят люди к нам на занятия – 80% учеников жалуются на своих инструкторов: «Либо молчит, либо кричит». Ну, то есть нет заинтересованности обучения. Нет вовлеченности в процесс. То есть задача точно не научить. А если даже и повезло с инструктором, то опять-таки, как показывает практика, идет-то в автошколы. Как ни крути, это некоммерческая организация, у них там, наверное, свой какой-то рейтинг. У них задача – научить человека сдать экзамен. Вот даже если повезло с инструктором, людей учат сдать экзамен. А что потом? С какого раза сдаст ученик на права? Потом. Самый главный вопрос: что потом? Руслан Арсланов: Да. Это ключевой момент. Потому что действительно: научился, вроде бы сдал на права, а выехал в город первый раз... Ну, я думаю, это всем знакомо, кто только сдал на права: когда выезжаешь в город, как будто все с чистого листа. Уже нет того человека, который там либо кричит, либо молчит. Но, тем не менее. Такой вопрос по поводу того, что изменилась история с коробкой передач. Раньше все учились только на механике. Сейчас еще и автоматическая коробка передач. Как, на ваш взгляд, это влияет? Ведь, казалось бы, легче должно быть? Сергей Моряхин: Влияет на процент сдачи? Руслан Арсланов: Да-да-да. Влияет именно на процент сдачи. Сергей Моряхин: На коробке «автомат» процент сдачи процентов может быть на десять лучше. Потому что, скажем, 56 часов дается на обучение на механике. Должно, во всяком случае. 54 на автомате. На два часа. Но, тем не менее, научиться управлять самим автомобилем на автомате требуется времени меньше. Ну, по понятным причинам, да. Поэтому немного экзамен. Те, кто учится на автомате, у них процент сдачи ближе. Но все-таки, вы знаете, я вам могу сказать: основная причина несдачи и с первого, и со второго раза, даже в ситуации, когда человек готов – это психологическая составляющая. Мария Карпова: Да-да-да! Руслан Арсланов: Да-да-да. Мы тоже про это думаем. Сергей Моряхин: Сел вот в таком вот состоянии за руль. Мария Карпова: Конечно. Сергей Моряхин: 20 минут он не сможет проехать безукоризненно. Как бы он там ни был готов. Руслан Арсланов: И тогда такой короткий вопрос (у нас буквально минута осталась) по поводу того, что опыт, если есть у тебя вождение до этого: там учил тебя папа, отец, я не знаю, в детстве или кто-то. Вот это играет свою роль? Помогает это? Или он не совсем верный, этот опыт? Сергей Моряхин: Нет. Он однозначно помогает. Если человек пришел в автошколу хотя бы с базовыми навыками, он уже экономит там пять – десять занятий. Ему не нужно с нуля обучать: что такое ручной стояночный тормоз. Что вот это? А зачем вот это? То есть мы непосредственно переходим уже к обучению. Потрогались. Человек уже чувствует габариты. Он уже едет хотя бы по прямой. Соответственно, вот эти 56 часов, если нормальный, грамотный инструктор и у него задача именно научить, они уже направлены непосредственно на само обучение. Тот человек, который с нуля, как минимум 10 занятий, ну вот примерно, условно говоря... Руслан Арсланов: Он просто узнает, что там: где педали, где руль. Сергей Моряхин: На внимание. Как этим железом управлять. Как он трогается? Как переключаться? И так далее. Мария Карпова: Спасибо, Сергей! Руслан Арсланов: Понятно. Сергей Моряхин был у нас на связи, автоинструктор, автор обучающих продуктов по вождению автомобилей. Проверяем мы нашу статистику: «Сдали ли на права вы с первого раза?» И 53% зрителей говорят, что «Да, это так». «Нет», – говорят 47%. Подтвердили статистику. Мария Карпова: Из Иркутской области. Предлагаю этим сообщением закончить: «Внук сдал только на 13-й раз». Это из Усолья-Сибирского сообщения. Ну, это рекорд! Сегодня это у нас рекорд. Сейчас новости. Далее продолжим.