Мария Карпова: Большинство российских компаний готовы пригласить соискателей на повторное собеседование после отказа. Это следует из данных опроса портала по поиску работ HeadHunter. Каждая шестая компания согласна вновь рассмотреть кандидатов без каких-либо условий, несмотря на общее впечатление от прошлой встречи. «Провалил собеседование? Ну, ничего страшного, ладно, можем еще раз на тебя посмотреть». Необычно. Руслан Арсланов: Интересно, от чего это зависит? Верят в людей, что они способны меняться? Мария Карпова: Ну, у меня есть мнение на этот счет, но чуть позже. Чаще всего это те, кто ищут специалистов финансовой сферы, бухгалтеров, строителей, сотрудников транспорта, рабочего персонала и производственного персонала. Подавляющее большинство заявили, что позовут кандидата на повторное собеседование, если первое прошло продуктивно и оставило позитивное впечатление. Руслан Арсланов: Ну, то есть не провалил… Мария Карпова: Не провалил, но тебя не взяли. Руслан Арсланов: Не провалил, да. Просто что-то не сошлось, да. Мария Карпова: Тут все логично, да, тут все логично. Руслан Арсланов: Такое бывает. Мария Карпова: И только 1% опрошенных отказались пригласить соискателей, не прошедших первое собеседование, по любой причине. Только 1% отказались. О причинах. Я думаю, что такие реалии современности. То есть дефицит… дефицит… Руслан Арсланов: Мы поняли. Мария Карпова: Уже провалила собеседование. Руслан Арсланов: Мы поняли. Мы вам перезвоним. Мария Карпова: Дефицит кадров на рынке труда. Предполагаю, что работодатели просто не разбрасываются кадрами, даже если они на первый взгляд, после первого собеседования оказались не столь ценными. Руслан Арсланов: То есть дают второй шанс? Мария Карпова: Да. Руслан Арсланов: Работодатели дают второй шанс. Мария Карпова: Но мы все равно расслабляться не будем. Какие качества нужны, чтобы устроиться на работу в 2024 году? И главное – как легко и непринужденно пройти собеседование? Мы пригласили поговорить об этом Лару Марченко, эксперта по стратегическому развитию в карьере. Лара, здравствуйте. Проходите, пожалуйста. Руслан Арсланов: Здравствуйте, Лара. Лара Марченко: Здравствуйте. Здравствуйте, Руслан. Здравствуйте, Мария. Мария Карпова: Лара, у меня тут еще немного статистики. Лара Марченко: Да, конечно. Мария Карпова: Позволю себе. Любопытно, что 40% россиян никогда не готовились к собеседованию. Это что, у нас такая… Можно назвать это особенностью нашего рынка труда? Не готовятся к собеседованию. Руслан Арсланов: Или безответственность сотрудников? Мария Карпова: Как говорится, на харизме. Лара Марченко: Ну, мне кажется, на текущем рынке, возможно, это и на харизме, потому что сейчас рынок кандидата. Вот тут вы правы. Рынок кандидата, где действительно работодатели не разбрасываются. В любой уважающей себя компании (а я работаю в очень большой международной компании), по сути, любой кандидат, любой человек – он на вес золота сейчас. Поэтому, даже если человек не прошел первое собеседование, его действительно оставляют в каком-то пайплайне, в списках, для того чтобы потом… Руслан Арсланов: Лист ожидания. Лара Марченко: Лист ожидания или такой бэкап-вариант скорее, я бы назвала. Но мне кажется, что все равно достаточно зависит от роли. То есть, если это какие-то базовые роли, возможно, действительно, не так стоит сильно готовиться. Но если человек уже ориентируется на то, чтобы занять какой-то средний менеджмент, более высокий менеджмент – ну, мне кажется, здесь процент подготовки будет выше. По крайней мере, я знаю среди своих коллег. Мария Карпова: Поэтому мы сегодня будем учиться готовиться. Наши корреспонденты провели свою журналистскую работу и нашли тех, кто проходил все-таки собеседование (не вот этих 40%) в Волгограде и Абакане, они их нашли. Жители этих городов рассказывают, как это было, как они проходили собеседование и какие советы они могли бы дать. ОПРОС – Я, в принципе, уже много собеседований прошла. И во время обучения даже пыталась устроиться. Ну, училась заочно и, получается, пыталась устроиться на работу. Главное – не бояться работодателя, он тебя не съест, не проглотит живьем. И главное – смотреть в глаза, быть уверенным. Тогда ты понравишься человеку, проявишь свою харизму, свои хорошие черты. При общении как будто ты общаешься с другом, со знакомым. – Пятнадцать лет назад прошел собеседование на учителя в гимназию, после этого только переводом переводился. Как себя держать во время собеседования? Во-первых, уверенно, спокойно, расслабленно, отвечать на конкретные вопросы. И красиво себя представить в резюме. – Вы будете удивлены, но я только что с собеседования. Ждут меня завтра, на работу уже взяли. Главное – улыбаться, быть доброжелательным. – Если самое неудачное, то один раз меня звали в компанию, которая занималась наймом вахтовиков. Как позже выяснилось, они занимались не слишком легальной деятельностью. Что касается совета, то на основном собеседовании самое главное – это не говорить слишком много, а отвечать только тогда, когда тебя спрашивают, и быть максимально открытым и доброжелательным. – Бывали удачные, бывали неудачные. Как настраивался? Готовился по теме, если это учеба или если работа. Как и на экзамене, главное – серьезное лицо, боевой настрой. И даже если немножко не в теме, как бы двигай свою тему, и все. – Я первый раз продавала ручку, когда устраивалась торговым представителем. А второй раз в органы устраивалась. Ну, тоже удачно – что там, что там. Нужно быть уверенным в себе. И нужно быть с максимально довольным лицом, со светящимися глазами, все, и красивая широкая улыбка. – В основном удачно. Если человек настроен на работу – значит, он будет работать. Собрать руки и ноги, мысли в правильном направлении – и все будет хорошо. Волнуюсь ли я на собеседовании? Нет. Если я иду на собеседование, то я знаю, для чего я иду. Мария Карпова: Я завидую такой уверенности. Руслан Арсланов: Вот это настрой, да. Мария Карпова: Лара, что скажете? Лара Марченко: Во-первых, радует, конечно, что все такие уверенные. Мария Карпова: Да. Лара Марченко: Говорят, что нужно улыбаться. Кстати… Руслан Арсланов: И проходят прямо собеседование. Там же была девушка, которая… Лара Марченко: Ну, это здорово. Рынок кандидата, он действительно сейчас на стороне этого кандидата. Ну, про улыбаться. Наверное, не всегда уместно, конечно, улыбаться. Если вы описываете какой-то крутой бизнес-кейс, где надо говорить о прибыли и так далее, ну, может быть, легкая улыбка, да, уместна, но улыбка во все лицо, наверное, при бизнес-дискуссии – это не прямо чтобы уместная история. Про уверенность и волноваться/не волноваться. С одной стороны, волнение – ну, нормально, потому что так или иначе это некое выступление, сцена, какой-то обмен ценностями, высокий уровень концентрации. Но при этом, если бывают такие кейсы (это, например, один из моих кейсов), когда человек слишком настраивался на то, что волнение, волнение, волнение – и как будто себя накрутил. То есть здесь тоже очень важно держать баланс. Мария Карпова: Ну, раз уж мы заговорили про волнение, то некоторые советуют выпить успокоительное какое-нибудь, не знаю, пустырник с утра. Руслан Арсланов: С утра. Мария Карпова: Вряд ли, да? Лара Марченко: Успокоительно-горячительное, да? Руслан Арсланов: Успокоительное с утра. Мария Карпова: Ну а что там успокаивает? Лара Марченко: Мне лично кажется, что на собеседовании… Собеседование, интервью – это такой обмен ценностями. И один из таких ключевых моментов – это находиться в состоянии высокой концентрации. А пустырник, не знаю, все это вот добро, скорее всего, притормаживает. Руслан Арсланов: Притормаживает, расслабляет. Лара Марченко: Да. И здесь можно… Ну, у меня были кейсы, когда человек сидел, и я не очень понимала – он у меня жив или уже нет. Мария Карпова: Кошмар! Лара Марченко: То есть это тоже… Конечно, вот такая суета, жестикуляция тоже не играет хорошую роль, но и пустырник – мне кажется, это перебор. Руслан Арсланов: А вы видите, когда человек волнуется? То есть вы можете списать это на волнение? Например, пришел к вам кандидат, он все правильно говорит, но видно, что немного волнуется. Это как-то списывается? Мария Карпова: Опять же, разве всегда это так уж плохо? Лара Марченко: Я считаю, что это нормально. Руслан Арсланов: Ну да. Наоборот, он заинтересован, казалось бы, он волнуется, для него это важно. Он пришел, ну, такой слегка… на таком волнении. Как-то удается вам отследить, волнуется ли человек или он такой всегда в жизни неуверенный? Лара Марченко: Да, вообще чаще всего видно. Ну, мой опыт показывает, что это решается тем, что, во-первых, человеку можно прямо сказать: «Я вижу, вы волнуетесь. Это нормально». Лара Марченко: А от этого он еще больше станет волноваться. Руслан Арсланов: «Не волнуйтесь! Все будет хорошо». Лара Марченко: Да. Но если человек по ходу дискуссии переключается непосредственно на само собеседование, а это волнение проходит (это всегда так), то это говорит о том, что человек умеет справиться с волнением. Скорее это нормально и плюс. Как раз это наоборот говорит о том, что у человека все хорошо с нервной регуляцией. А вот если, конечно, он (или она) до конца сидел, дрожал, то действительно это может уже сыграть такую злую шутку, потому что человек, получается, а особенно на высоких ролях, возможно, не сможет быть эмоционально устойчивым. Руслан Арсланов: То есть в процессе собеседования человек должен расслабиться так немного? Лара Марченко: Ну, так обычно получается в практике. Мария Карпова: Прежде чем перейти к вопросам, которые, скорее всего, соискателю зададут на собеседовании, давайте поговорим… А давайте начнем с внешнего вида. Вот представьте, что мы Русланом – соискатели в вашу компанию. Кого бы вы… Руслан Арсланов: У тебя более выигрышное, конечно. Ты сегодня подготовилась. Мария Карпова: Ну, не знаю, не факт. Я достаточно ярко одета. Кому бы вы, скажем так, сделали такое внутреннее замечание по поводу внешнего вида? Лара Марченко: Ну, я думаю, что больше бы я, конечно, предпочла классический… Мария Карпова: Руслан. Руслан Арсланов: Один – ноль. Лара Марченко: Но здесь вопрос уместности. Я бы брала человека, так как я работаю, еще раз… Руслан Арсланов: А если на джинсовую фабрику набирают? Лара Марченко: В IT-компанию. Мария Карпова: Вот! Я хотела сказать – просто готовый айтишник. Еще и с микрофоном. Лара Марченко: Да, даже для IT немножко можно еще добавить чего-нибудь такого… Руслан Арсланов: Экстравагантности? Лара Марченко: Да, цвета, может быть. Или для творческой какой-то профессии. Например, фиолетовый цвет, яркие цвета… Руслан Арсланов: Например, телеведущий. Лара Марченко: Вполне. Руслан Арсланов: Подходит? Мария Карпова: То есть все зависит от компании, от уместности, скажем так? Лара Марченко: От уместности, да. Это ключевой момент. Руслан Арсланов: А как-то можно изучать этот вопрос? И можно ли его как-то изучить, когда ты идешь в компанию, ну, чтобы знать, как там люди одеваются, как они вообще выглядят, чтобы попасть? Лара Марченко: Я вообще считаю, что… Знаете, есть первый пункт, второй, третий. Это нулевой пункт, такой нулевой пункт – узнать про компанию как можно больше. Как можно узнать? Ну, вообще Google в помощь, то есть просто поисковики. Ну а дальше просто по тегам поискать какие-то корпоративы, еще что-то, ну, вообще как люди выглядят. Потому что люди часто отмечают компанию в различных соцсетях. И я, например, смотрю всегда руководящий состав, просто как они выглядят на фотографиях. Где-то они выступают спикерами, где-то еще что. В принципе, по человеку видно, как примерно в компании одеваются. В IT, действительно, чаще такой бизнес-кежуал. Классические компании – это такой больше костюмный вариант, чаще серый или синий цвета. Ну, как-то так. Мария Карпова: Язык тела. Правда ли, что на него так пристально обращают внимание? Понятно, нога на ногу, наверное, не стоит. Руки нельзя складывать. Вот так, наверное, тоже нельзя. Правда, что обращают на это внимание? Или это действительно можно списать на волнение кандидата? Лара Марченко: Ну, у нас после 2020 года, когда случился ковид, вообще очень много собеседований проходит онлайн. И, конечно, если бы мы встретились офлайн и вдруг по ходу собеседования мой партнер… Руслан Арсланов: Или еще вот так сесть на собеседовании – еще хуже. Лара Марченко: Вот так хуже, да. Руслан Арсланов: И прийти вот так. Лара Марченко: Предыдущий вариант – это про что? Про то, что вы, скорее всего, стесняетесь и волнуетесь. А второй – это о том, что немножко пренебрежением попахивает. Руслан Арсланов: Ну, точно не волнуюсь. Лара Марченко: Да-да-да. Да, важно. Но, скорее, в онлайн-моменте видны руки. Как я уже говорила, какие-то простые жесты скорее помогают, а жесты какие-то суетливые скорее мешают. А в варианте, когда не онлайн, а уже лично, конечно, да, лучше сидеть… Для вас лучше, чтобы вы могли чувствовать себя расслабленнее, с опорой на все возможные точки опоры. И чтобы была возможность сидеть с прямой спиной, а плечи были опущены. Это нужно для дыхания, чтобы не сбивалось. Мария Карпова: Да, согласна. Возможно, тогда и волнение будет меньше. Лара Марченко: Оно будет уходить. Мария Карпова: К вопросам, которые часто задают на собеседовании, давайте по ним пройдемся. Как грамотно и правильно на них ответить? Может быть, есть какая-то такая методичка? Такой простой и одновременно сложный: «Расскажите о себе». – «Ну, вы же читали мое резюме. Ну что еще вам надо?» Руслан Арсланов: Лауреат Нобелевской премии, как мы сегодня обсуждали, рыцарь и так далее. Мария Карпова: Вот как? Что не стоит рассказывать ни в коем случае? Что – наоборот? Лара Марченко: Вообще методичка есть, да. Есть такой подход, называется Elevator pitch. То есть это такой… Мария Карпова: Лифт что-то… Лара Марченко: Да, это такой короткий рассказ о себе, как будто бы вы встретились с этим человеком в лифте. Вот вы на первом этаже с ним сели и на седьмом, или на пятом, или на третьем вы выходите. Вы не знаете – на каком. Но вам нужно за это короткое время рассказать о себе самое главное. И тут есть этот принцип Парето или закон Парето: как за 20% времени 80% важной истории рассказать. Мария Карпова: Так? Лара Марченко: По сути, вы точно, если не готовитесь к этому, скорее всего, какую-то ерунду расскажете. Поэтому лучше подготовить вот эту короткую, минутную, может быть, двухминутную презентацию о себе, где вы скажете информацию, релевантную тому месту, куда вы идете. Потому что в зависимости от роли могут меняться акценты, и ваше резюме может подсвечиваться с разных точек зрения. Мария Карпова: Ну, наверное, слишком нахваливать себя все-таки тоже не стоит в этом первом ваше спиче? Лара Марченко: Я уже до этого говорила, что любое интервью – это обмен ценностями. Очень важно донести ту ценность, которую вы можете принести. То есть это не про нахваливание, а про презентацию той ценности, которую вы сможете принести на эту роль. Чем яснее вы это донесете – тем больше шансов, что как-то зацепитесь вы за это место. Мария Карпова: «Почему вы хотите работать в нашей компании?» Лара Марченко: Ну, тут вопрос, наверное, больше… Мария Карпова: «Почему я хочу работать? Да просто…» Лара Марченко: Деньги? Мария Карпова: Да. Что первое приходит в голову? «Потому что зарплата хорошая». Руслан Арсланов: «Не берут никуда больше, поэтому хочу в вашу компанию». Мария Карпова: Не дай бог. Руслан Арсланов: «Я уже 15 собеседований провел. Вы – мой последний шанс». Мария Карпова: Ну, если честно. Лара Марченко: Вы удивитесь, что есть и такие. Руслан Арсланов: Я напомню: Нобелевский лауреат, рыцарь – это все про меня. Лара Марченко: Кстати, очень часто не только вы наводите, не только кандидат наводит справки о работодателе, но и работодатель наводит справки. Руслан Арсланов: Работодатель тоже наводит справки? Лара Марченко: Да. Мы зачастую прямо опрашиваем, если есть какие-то знакомые. Если вы, кстати, работаете в какой-то узкой среде, то тут вообще, как говорится, дорожки узенькие, через одно рукопожатие можно найти человека. В общем, здесь, еще раз, про ценность и зачем вам эта работа. Здесь работа уже не с той ценностью, которую вы несете работодателю, а с той ценностью, которая вам нужна. То есть здесь максимально открыто сначала для себя понять: «А тебе-то самому зачем это вообще все?» Ну, желательно – только кроме денег. Потому что денежная мотивация может быть причиной, окей, но если только она, то высокий риск демотивации и высокий риск того, что человек быстро уйдет, то есть если только денежная история его мотивирует. Если вы не будете постоянно повышать зарплату – ну, все, человек больше ни на что не опирается. Как бы это риск для компании. Мария Карпова: А какая может быть еще мотивация? Не то чтобы я не знаю. Я допускаю, что мне интересно работать в этой сфере. Лара Марченко: Это одна история. Мария Карпова: Это допустимый ответ? Лара Марченко: Конечно. Это ценностная история. «Да, мне интересно. Мне, например, данная конкретная роль позволяет очень четко выстраиваться внутри моего карьерного трека. То есть у меня есть какая-то карьерная стратегия, и внутри этой карьерной стратегии эта роль – действительно как кирпичик, который…» Ну и дальше можно рассказать, каким образом, какая ваша карьерная стратегия и как этот кирпичик вписывается в эту стратегию. Руслан Арсланов: А правильно говорить про то, что… Вот часто бывает, в резюме говорят: «Я хочу, чтобы компания процветала, и поэтому прихожу к вам на работу». Бывает же такое? Или это все-таки уже… Мария Карпова: «Я всю жизнь мечтала у вас работать». Руслан Арсланов: Да, вот когда такие истории. Мария Карпова: «Вы такие все красивые! Я вас люблю! Возьмите меня, пожалуйста!» Руслан Арсланов: «У вас такая классная компания! Я считаю, что я сделаю все, чтобы она стала только еще лучше». Лара Марченко: Я бы здесь разделила, здесь есть две истории. Одна история: «Вы такая классная компания». Вот я это часто слышу, потому что у нас реально классная компания. Мария Карпова: Опять же, я все-таки прохожу по конкурсу, получается, да? Лара Марченко: Если я буду сейчас разделять баллы, то что-то, да. Ну, мы надеемся, еще есть время, Руслан поработает над ошибками… Руслан Арсланов: А меня устраивает моя нынешняя работа просто, Мария. Мария Карпова: Молодец, молодец! Лара Марченко: Может быть, какие-то тоже ценности, зарплата, мотивация. Все отлично! Мария Карпова: «Почему уволились с прошлого места работы?» – тоже такой достаточно популярный вопрос. Лара Марченко: Да, это один из таких вопросов с подковыркой. Мария Карпова: Чаще всего, его уже задают, когда знают – почему? Лара Марченко: Нет, я думаю, в принципе, наверное, в девяти из десяти случаев все-таки прямо задают, но формулировка другая: «Почему вы сейчас ищете эту работу? Почему сейчас? Почему ищете?» Ну, бывают, конечно, и прямые вопросы, но стараются все равно как-то более замысловато задать вопрос: «Почему вы сейчас в поиске?» – допустим. И здесь, конечно, с одной стороны, человек может рассказать, почему, через будущее, то есть как раз через карьерную стратегию. Или через прошлое. Или через настоящее. Ну, какие-то ситуации. Здесь, конечно, мне кажется, не врать лучше, но уметь спозиционировать правильно то, что происходит. Если, например… Вот сейчас очень такая распространенная история, что ушли большие какие-то гиганты, корпорации, и люди переходят в какие-то компании с совершенно другой культурой. И сказать: «Эта культура мне по каким-то причинам, – например, – не близка», – и объяснить, почему, а особенно зная, что ты идешь в компанию с другой культурой, то это даже в плюс можно обернуть. Мария Карпова: Еще часто спрашивают: «Расскажите об ошибках, которые вы совершили». Ну, наверное, тоже имеется в виду предыдущее место работы. Руслан Арсланов: Правда? Лара Марченко: Да. Руслан Арсланов: Никогда не слышал. Мария Карпова: Тут тоже чтобы не переборщить, если ошибок было много. Но такое тоже есть. Руслан Арсланов: «Ну, ошибка, что я пришел сюда. Это первое», – так человек начинает. Есть ли у него шансы пройти? «Я так вас послушал. Мне кажется, ошибка, что я вообще пришел на это собеседование». Вот быть честным на собеседовании, вот в таком плане быть честным, говорить о каких-то вещах прямо острых. Мария Карпова: Или как рассказать об ошибках так, чтобы все-таки подсветить свои достоинства при этом? Лара Марченко: Знаете, это как борьба эмоционального интеллекта и открытого прямого диалога, да? Как, с одной стороны, не слишком запрямить, а с другой стороны, быть сбалансированным? Ну, конечно же, желательно тренироваться и заранее как-то подготовить, как вы будете говорить. Но есть кейсы и такие, когда, например, человек приходит (это прямо недавний кейс у меня), и человек только рассматривает удаленный формат работы. И они буквально на собеседовании этот вопрос затрагивают, ему говорят: «Ну, у нас гибрид». Человек говорит: «Ну, спасибо. Наверное, дальше не стоит продолжать». Тут нюанс. Тут очень важно хорошо закончить, даже если вам дальше не интересно. И моей рекомендацией было бы довести все-таки встречу до конца, потому что ваш имидж тоже играет очень сильно на рынке труда. Потому что этот человек, хантер, который ищет сотрудников, может уйти в другую организацию, еще что-то. И он там галочку поставит… Мария Карпова: Кадровик по-нашему, кадровик. Лара Марченко: Кадровик, да. Он галочку напротив вас поставит… Руслан Арсланов: Да-да-да. Ну, то есть не стоит быть таким прямолинейным и все-таки до конца довести, попрощаться? Лара Марченко: Ну, моя рекомендация – да, доводить до конца. И если прощаться, то на какой-то не то что позитивной ноте, но на ноте такого окончания разговора. Мария Карпова: Выслушаем нашего телезрителя, да? У нас есть звонок, до нас дозвонился… Руслан Арсланов: Павел из Чебоксар. Мария Карпова: Павел из Чебоксар. Павел, здравствуйте. Руслан Арсланов: Павел, здравствуйте. Зритель: Добрый день. Мария Карпова: Слушаем вас. У вас вопрос к нашему эксперту или мнение? Лара Марченко: Ну, мнение, знаете, по поводу собеседований. Вот такой момент. Я выгляжу относительно вызывающе, то есть у меня татуировки, пирсинг и так далее. Тем не менее, у меня все собеседования – стопроцентные. Как бы такой момент. Смотрят ли на собеседовании именно более на внешность или на профессионализм? Мария Карпова: А кем вы трудитесь? Какая у вас профессия? Кем вы работаете? Зритель: Я холодильщик. Руслан Арсланов: Холодильщик? Зритель: Я инженер холодильного оборудования. Внешний вид очень вызывающий. Как бы такие моменты были даже в командировках. То есть я подхожу к директору магазина, грубо говоря, и они так смотрят на меня… Руслан Арсланов: «Вы кто?» – спрашивают. Зритель: Да-да-да. Говорят: «Мы ждем такого-то и такого-то». Я говорю: «Это я». Руслан Арсланов: «А мы ждем здесь инженера. А вы что пришли, мальчик?» Зритель: Они с ног до головы просто посмотрели с таким удивлением: «Ну ладно, пройдемте». Руслан Арсланов: Спасибо вам, Павел. Интересное мнение, да. Мария Карпова: Спасибо, Павел. Это, наверное, как раз вопрос об уместности, да? Лара Марченко: Да, это прямо то слово, которое… Но здесь, опять же, нюанс. Ну что, вот этот директор магазина, ему же нужно, чтобы его задача была решена? Руслан Арсланов: Ну да. Лара Марченко: В общем, если замечательный Павел решит вопрос, то, мне кажется, директор магазина… Здесь уместная история, потому что навыки Павла – это такие хард-навыки, в общем, твердые навыки. И здесь ему вот этих мягких навыков не нужно. Пришел, починил, ушел – все. Пришел, победил… Или как там у нас? Пришел, увидел, победил. Руслан Арсланов: Ну да. Но у нас же еще и встречают по одежке. Ведь он же пока еще ничего не починил, он пока только пришел. И вопрос у хозяина магазина (у него этот холодильник-то один): «А вот что он? А вдруг он все испортит только?» Тоже такой вопрос. Лара Марченко: Мне кажется, здесь все-таки будет на стороне Павла история, потому что холодильник чинить не каждый может. И я думаю, что Павел здесь очень четко понимает, что он может себе позволить. Возможно, если бы он пошел в какую-то классическую офисную работу, может быть, он снял бы пирсинг, как-то прикрыл свои татуировки и был бы более уместен для этой истории. Руслан Арсланов: Такое тоже возможно. Лара Марченко: В данной ситуации, мне кажется, если он… Там ключевой момент прозвучал, у Павла, он сказал: «Я, в общем-то, вполне себе прохожу собеседования». То есть – все в порядке. Руслан Арсланов: Да, стопроцентно он проходит собеседования. Лара Марченко: Все, статистика на его стороне. Мария Карпова: Значит, нет и проблемы. Руслан Арсланов: Но он, может быть, устроился в одну компанию и работает там уже много лет – стопроцентно прошел. Лара Марченко: А почему нет? Мария Карпова: У нас буквально две минуты остается. Какие еще новшества появились в последние несколько лет на рынке труда в плане именно прохождения собеседования? Что необычно могут спросить, попросить сделать? Руслан Арсланов: С подковыркой что-то. Лара Марченко: Ну, я не могу сказать, что новшество, но, в принципе, они просто обновляются каждый раз. Это кейсы. То есть чем выше вы забираетесь, тем больше шансов, что у вас попросят решать какой-то максимально адекватный текущий бизнес-ситуации кейс. Мария Карпова: Продать ручку, как мы говорили. Лара Марченко: Ну, это сейчас уже такой кейс прошлого времени. Мария Карпова: Уже прошло, да? Лара Марченко: И кейсы всегда актуализируются. Руслан Арсланов: Ты специально ручку взяла для этого? Мария Карпова: Берите, берите! Лара Марченко: Обмениваемся ценностями. И здесь очень важно вообще тоже погуглить, поспрашивать, какие сейчас кейсы. Это все есть в свободном доступе, какие сейчас кейсы решаются. Ну и искусственный интеллект сейчас. Руслан Арсланов: Да? Лара Марченко: Есть прямо кейсы, что… Вот прямо недавно я читала, потому что меня эта тема интересует. Девушка только на каком-то финальном этапе поняла, что, вообще-то, ее собеседует искусственный интеллект. Руслан Арсланов: А, прямо собеседует интеллект? Лара Марченко: Да. Он кашлял. Ну, в общем, максимально мимикрировал под обычного работодателя. Руслан Арсланов: А он принимает решение в итоге? Лара Марченко: Нет, к счастью, принимает решение не он, но он делает выводы на алгоритмичной логике. Мария Карпова: А как же личное общение, личный контакт, симпатия? Руслан Арсланов: Человек человеку… Лара Марченко: …друг. Руслан Арсланов: Ну как же? Лара Марченко: Человек человеку – друг. Ну, в общем, это прямо действительно новшество. С одной стороны, искусственный интеллект помогает сейчас очень четко сделать резюме, более подходящие, сопроводительные письма написать. И это помощник. Но, с другой стороны, да, можно быть и нужно быть готовым к тому, что и на собеседовании вас это «чудо природы» встретит. Руслан Арсланов: Лара, спасибо вам большое. Мария Карпова: Лара, спасибо большое. Руслан Арсланов: Так приятно было с вами пообщаться. Лара Марченко: Спасибо за приглашение. Руслан Арсланов: Теперь мы точно пройдем собеседование. Лара Марченко, эксперт по стратегическому развитию в карьере, была у нас в гостях. Ну а мы на этой приятной ноте отправляем вас, уважаемые зрители, возможно, на собеседование. Мария Карпова: Возможно, на собеседование. Руслан Арсланов: И желаем вам удачи. Лара Марченко: Успехов. Руслан Арсланов: Ну и вообще желаем вам сегодня успехов, да, и хорошего дня. Сегодня с вами Мария Карпова… Мария Карпова: …и Руслан Арсланов. Всего доброго! До завтра. Пока-пока! Руслан Арсланов: Пока-пока!