«Календарь»: история российских железных дорог
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/kalendar-istoriya-rossiyskih-zheleznyh-dorog-69465.html
Первая железная дорога Российской империи от Санкт-Петербурга до Павловска имела мало общего с современным представлением о путешествиях. Вагоны тех времен были больше похожи на кареты. Пять дней в неделю их таскали лошади. И лишь по выходным состав разгонял паровоз на скорости не выше 50 километров в час. Поезд едва мог обогнать «русскую тройку».
Но время требовало прекратить игрушки и взяться за строительство полноценных дорог с паровозами. Ведь они позволяли перемещать ресурсы и войска в кратчайшие сроки по территории огромной страны. Поэтому В 1840 году было открыто движение по второй железной дороге на территории Российской империи: на деньги польских банкиров была построена линия от Варшавы до Скерневице. Она показала себя как нельзя лучше. Поэтому было решено связать железной путеводной нитью два главных города империи.
На боковом фасаде Ленинградского вокзала - большой барельеф подтянутого и строгого человека с чертежами и инструментами в руках. Это знаменитый русский зодчий Константин Андреевич Тон. Тот самый, что построил храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейную палату. И имел самое непосредственное отношение к дороге, которая когда-то называлась Николаевской.
Кратчайший путь от Москвы до Петербурга влетел в копеечку. Стоимость самой стройки оценили в 67 миллионов ассигнационных рублей.
Алексей Вульфов, председатель общества любителей железных дорог: «Это потрясающий проект по своей перспективности, ее строили настолько капитально, что до сих пор это скоростной полигон российских железных дорог».
Вдохновившись примером деда, Александр III затеял самое грандиозное железнодорожное строительство на планете. И в 1891 году издал высочайший указ о закладке Великого сибирского пути (Транссибирской железнодорожной магистрали). Этот стальной путь через Евразию соединил Москву и Санкт-Петербург с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России. Его длина больше 9 тысяч километров, это самая длинная железная дорога в мире. Транссиб дал толчок развитию всей Сибири, в которую переселились более трех миллионов человек.
«Календарь»: история российских железных дорог