Карьерный тупик
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/karernyi-tupik-81174.html
Петр Кузнецов: Мы говорим о ваших карьерах и о том, что им мешает. Мария Батти с нами на связи, карьерный консультант. Здравствуйте, Мария!
Мария Батти: Доброе утро!
Вера Круглова: Здравствуйте, Мария!
Петр Кузнецов: Вот нас... Можно я про нас скажу?
Вера Круглова: Да.
Петр Кузнецов: Нас все-таки лично удивили итоги вот этого опроса относительно барьера в карьере. Наш же человек (мы к этому привыкли) винит в своих неудачах карьерных, как правило, начальство, каких-то не очень хороших коллег. Все, что угодно. Блат там.
А тут вот как оказывается. Оказывается, все дело в нас. Удивили ли результаты вас? И, собственно, хотелось бы получить ваш комментарий по итогам этого опроса.
Мария Батти: Вы знаете, не удивили. Я бы даже сказала, обрадовали. Потому что это указывает на такую адекватную оценку, почему не происходит продвижение. Потому что, скажем так, все то, что ответили опрошенные, указывает на отсутствие нормальных, «мягких навыков», как это называется.
Природная скромность (это значит неумение показывать свою ценность) и какое-то отсутствие желания и умения рассказывать о себе, презентовать себя. То, что нам, скажем так, с самого детства прививают как: «не быть выскочкой», «ты что, самый умный?», «не выпячивайся!». То есть вот такие вещи, которые нам в школе, а потом в институте указывают на то, что высовываться не стоит.
Отсюда возникает та самая природная скромность, потому что она показывается как добродетель. А вот это хвастовство, бахвальство, выпячивание – оно все показывает человека в негативном ключе. Такие люди, в общем-то, они показаны как не самые хорошие. И заканчивают, в общем-то, плохо.
Но по сути, вот та самая презентация, адекватная самооценка и умение показывать то, что «я умею», «я могу», «я знаю», «я достигаю» (вот то как я сейчас говорю в глаголах совершенного вида: «я делаю», «я умею», «я могу») и умение говорить об этом как раз и помогают людям строить карьеру.
И когда говорят, что «у меня пока недостаточно навыков для повышения», чаще всего имеют в виду так называемые «твердые навыки» (hard skills), профессиональные навыки. То, что человек, какой-то недостаток квалификации.
Но одновременно с этим недостаточно «мягких навыков» для того, чтобы получить это повышение. А это: активная коммуникация, умение решать конфликты, переговоры, работа в команде, вот тот самый пресловутый тайм-менеджмент. Те вещи, которые помогают человеку, независимо от его профессиональной квалификации, как раз строить карьеру.
Потому что карьера не строится в одиночку. Карьера строится в коллективе. И вот умение вести себя в коллективе, решать конфликты, договариваться, рассказывать о себе, презентовать свои достижения, результаты – как раз это и влияет на то, насколько вы вырастите в карьере и получите повышение. Насколько быстро.
Петр Кузнецов: Ну, кстати, вот там дальше еще, в топ-3 причин: плохая реклама своих профессиональных качеств и недостаток навыков для повышения. Мне кажется, что это вот таким вагоном, вагонами идет. К природной скромности это.
В принципе, вот можно сказать, что все-таки это основной запрос и основная проблема тех, кто к вам обращается? Тех, кто желает строить карьеру. Да? Все-таки от этого зависит?
Мария Батти: Конечно. Потому что люди понимают, что карьера почему-то не строится. То есть вот: я вроде бы работаю лучше всех, у меня показатели хорошие, но почему-то повышение получают другие.
Петр Кузнецов: Да. Хочу, но не могу.
Мария Батти: Да. А тут развилка такая: «не умею», а кого-то даже «не хочу», а не «не умею». Этому можно научить, то есть развить эти самые «мягкие навыки».
Петр Кузнецов: Да.
Мария Батти: А «не хочу» – вы упоминали об этом чуть раньше – люди очень часто сами блокируют себе повышение, потому что понимают подсознательно, что «наверху» будет сложно: там будут какие-то интриги, там будет сложное противостояние, там точно будут какие-то конфликты. Потому что как только... Всегда будет взаимодействие между отделами. У них будут разные интересы.
То есть всегда будет что-то, что помимо вашей, скажем так, обычной работы, привычной работы, то, что вы делаете руками, нужно будет делать что-то еще. Договариваться. Нужно будет договариваться между различными сторонами и где-то даже участвовать в интригах. А это всегда бывает. Чем выше вы поднимаетесь, тем больше интриг появляется. И тем больше эти интриги становятся изощреннее.
Поэтому вот это вот подсознательное, бессознательное «не хочу» у человека включается. Он говорит: «Лучше я останусь на своем месте. Так проще, так понятней». И если даже говорит: «Мне не дают повышение», он сам туда не хочет. Потому что вот это все, оно точно нужно не всем. И вы сказали, что руководителями могут и хотят быть не все, это правильно. Потому что...
Петр Кузнецов: Ну да. Если бы все хотели, кто бы (я прошу прощения) делал то самое главное – вытачивал детали, например. Если бы все хотели быть руководителями. Почему не получилось?
Вера Круглова: Мария, мне кажется, вопрос еще лежит в плоскости того, что не все хотят строить вертикальную карьеру. Кто-то нацелен на горизонтальную. Вот как человеку определить для себя, что ты именно вот к этой категории относишься и нужно действовать в этом ключе? И как построить, например, горизонтальную карьеру?
Петр Кузнецов: У нас буквально 30 секунд на ответ. Если можно.
Вера Круглова: Отлично!
Мария Батти: Да. Смотрите: есть горизонтальная, есть экспертная карьера. То есть экспертная – это когда мы растем вглубь: мы изучаем материал, и мы становимся экспертом в своей области. И на самом деле это не самый худший вариант. И он даже часто, скажем так, в перспективе оплачивается лучше, чем вертикальная карьера.
Потому что горизонтальная – это когда вам приходится изучать много профессиональных областей, и когда, скажем так, вы из продаж переходите в маркетинг, потом переходите еще куда-то, и вам надо много изучать профессиональных различных отраслей.
А экспертная карьера – это когда вам приходится «копать» все глубже, зарекомендовывать себя в профессиональном сообществе. Это тоже очень интересный путь. И честно, он в перспективе, скажем так, в возрасте 55-60 лет, 70 лет, классные эксперты ценятся лучше, чем топ-менеджеры.
Петр Кузнецов: Спасибо за ваш классный комментарий!
Вера Круглова: Спасибо большое!
Петр Кузнецов: Мария Батти, карьерный консультант.
Завершить хочется тему сообщением, классное, кстати, тоже сообщение, в качестве точки. Из Кемеровской области: «Да вы не спешите. Карьеристы сейчас быстро выгорают. Смена потребуется».
5445 – пишите нам, 8-800-222-00-14. Эти координаты вам понадобятся после выпуска новостей. У нас впереди еще одна тема, тоже связанная с экономикой, но больше с экономией. Но не только карьеристов мы берем в расчет.