Петр Кузнецов: Ксения Эрдман, директор Ассоциации операторов микромобильности, с нами на связи. Ксения, доброе утро! Мария Карпова: Здравствуйте! Ксения Эрдман: Доброе утро, коллеги! Доброе утро! Петр Кузнецов: Ксения, чтоб мы понимали, расскажите нам, пожалуйста, коротко, чем занимается Ассоциация операторов микромобильности. Ксения Эрдман: Ассоциация объединяет крупнейших операторов и является неким буфером между бизнесом, обществом, властью и другими общественными организациями. По большому счету она участвует в регуляторном формировании рынка и в такой, скажем, «раздемонизации» отрасли. Петр Кузнецов: Какие у вас есть данные по количеству пользующихся самокатами (электросамокатами) и по количеству ДТП с их участием? Это вообще можно как-то отследить? Просто по ощущениям, мы еще об этом говорим, по ощущениям, что мера становится строже, но явно ЧП с участием (сейчас пока нельзя сказать, что ДТП с участием, потому что мы так еще не определили их), ЧП с участием электросамокатчиков меньше точно не становится. Ксения Эрдман: Ну, смотрите. Во-первых, вы не правы в том, что не определили. Средства индивидуальной мобильности 1 марта прошлого года внесены в Правила дорожного движения и являются транспортным средством. И это действительно является ДТП. И их учетом занимается в том числе Научный центр безопасности дорожного движения, который выделяет это как отдельную категорию наряду с велосипедистами. Причем внутри этой категории он даже делит на частый и прокатный. А по количеству, по статистике, за прошлый сезон только прокатными самокатами было совершено 210 миллионов поездок. На данный момент сейчас флот на всю Россию прокатных опять же электросамокатов составляет 300 тысяч. Если говорить про частные СМИ, достоверно и точно их подсчитать практически невозможно, но по разным оценкам, их там от полумиллиона до семисот тысяч на всю Россию. Не только электросамокатов. Всех СИМо. И если говорить про количество пользователей, то за прошлый год там порядка тридцати шести с половиной миллионов человек, опять же, совершили поездки только на прокатных электросамокатах. Количество ДТП, безусловно, растет. Но статистика – вещь такая, которую нельзя смотреть в абсолютных цифрах. Ее нужно смотреть, безусловно, в относительных. Поэтому, безусловно, это связано, во-первых, с тем, что в принципе флот растет. Количество поездок растет там с арифметической прогрессией ежегодно. Я думаю, что в этом году можно смело говорить о том, что сезон закончится с количеством поездок, который приближается к полумиллиарду. Во-вторых, ГИБДД стало наконец-то учитывать эти ДТП не как «пешеход – пешеход», а как все-таки средства индивидуальной мобильности. Безусловно, любое ДТП с любым исходом – к нему нет никакого отношения терпимого. Все операторы, и в том числе Ассоциация, борются за то, чтобы мы снижали долю и размер этих ДТП в общем количестве поездок. Но здесь тоже интересная цифра. Вот я сказала, что там порядка тридцати шести с половиной миллионов было совершенно, в смысле было пользователей в прошлом году. А порядка одного – двух процентов вот этого большого числа являются злостными нарушителями, либо теми, которые регулярно нарушают. И общая позиция операторов – различными средствами, к сожалению, пока только сервисными, потому что у нас там как такового регулирования государственного, я имею в виду в рамках штрафов еще не появилось. И в рамках фиксации. Общая позиция операторов – как можно быстрее вычистить это количество людей, вот этих нарушителей, из общей базы всех операторов. И вы говорили вот там, в подводке к нашему разговору, про все-таки что это: транспортное или рекреационное средство... Петр Кузнецов: Ну, вот видите. Да. Мимо меня как-то это проехало на самом деле. Ксения. Ксения Эрдман: ...мы говорили, что это транспортное средство. Петр Кузнецов: Да. Просто не понятно. Вот это так незаметно. Не знаю. Может быть, не только для меня. Потому что тоже никто на СМС-портале не поправил, что они теперь конкретно, да. Теперь ЧП с их участием – это ДТП. Но просто не понятно, почему в таком случае, если категория определена, почему вы до сих пор на тротуарах? Тогда, пожалуйста... Мария Карпова: Вот. Даже есть сообщение: «Разве транспортному средству ... находиться на тротуаре?» Петр Кузнецов: Вот поэтому это граничит и... Ксения Эрдман: Очень просто. Коллеги, я отвечу очень просто на этот вопрос. Если вы откроете сейчас Правила дорожного движения и почитаете их, то вы увидите, что в отношении самокатов действуют правила такие: если нет велоинфраструктуры (велополосы либо велодорожки), самокат должен перемещаться на пешеходную зону – тротуар. В отсутствие того и другого он должен ехать по проезжей части, по обочине либо по крайней правой полосе, предельная скорость которого не превышает 60 км/час. Я понимаю некую абсурдность этого решения. Петр Кузнецов: Да, вот... Ксения Эрдман: Но при этом, когда мы видим пешехода, ой! в смысле самокат на пешеходной зоне, он реализует свое абсолютно законное право, которое прописано в правилах дорожного движения. Петр Кузнецов: Вот это странно. Потому что по мне, так он явно приравнен в этом случае к мопеду. Но мопед же не перемещается с отсутствием велодорожки на тротуар. Ксения Эрдман: Нет. Я бы не сказала, что он приравнен к мопеду. Потому что у него и размер колеса другой, и скорость другая, и масса другая. Наверное, ближе всего, конечно, он к велосипеду. Но вот что интересно: в отношении велосипеда регуляторы поступили иначе: в отсутствие велоинфраструктуры они отправляют велосипед на проезжую часть. И только потом на пешеходную зону. Когда я разговаривала с коллегами, они в большей степени мне действительно объясняли это тем, что размер колеса у самоката гораздо меньше и ему очень опасно перемещаться по проезжей части. Поэтому они его пустили по пешеходной зоне. Петр Кузнецов: Ваше отношение к штрафам? Которые даже не сказать, что... Ксения Эрдман: Категорически положительно. Петр Кузнецов: Ага. Ксения Эрдман: Категорически положительно. И опять же я напомню, что на данный момент в Административном кодексе прописаны штрафы от восьмисот до полутора тысяч рублей, что, конечно, мизерные суммы. Вот сейчас регуляторы действительно обсуждают какое-то повышение. Но я напомню, что около месяца назад все операторы существенно подняли свои внутренние сервисные штрафы. Сейчас по ряду нарушений они достигают там 100–150 тысяч рублей за самые такие отчаянные правонарушения, связанные с передвижением в состоянии алкогольного опьянения. Ну и в целом, самое популярное нарушение, связанное с неспешиванием, с перемещением вдвоем, с неадекватной ездой по тротуару, это в среднем пять – десять тысяч рублей, которые накладываются в автоматическом режиме на карту, которая привязана к аккаунту. Петр Кузнецов: Да. Будем следить за тем, как будет проходить этот законопроект чтение. Ксения Эрдман, директор Ассоциации операторов микромобильности. Спасибо за ваш комментарий! Мария Карпова: Спасибо!