Петр Кузнецов: С нами на связи Анастасия Шевченко, представитель сервиса кикшеринга Whoosh. Здравствуйте, Анастасия. Анастасия Шевченко: Добрый день. Вера Круглова: Доброе утро. Петр Кузнецов: Очень не любит наш человек, его можно понять, все эти кикшеринги, каршеринги, но я думаю, что обойтись... Как можно заменить? Аренда электросамокатов, да, Анастасия? Анастасия Шевченко: Ну да, кикшеринг. Петр Кузнецов: Здесь спрашивают, кстати: «Вы в Москве тоже совместно экономите или только предлагаете провинции экономить?» Уважаемые телезрители... Вера Круглова: Мы спрашиваем, а не предлагаем. Петр Кузнецов: У нас совместная экономия и потребление как раз с Москвы-то и начинается, в регионы она в полной мере еще не дошла. Для нас это удобно, эффективно, что еще, быстро... Что еще, Анастасия? В чем преимущества такого шеринга? Анастасия Шевченко: Главный плюс арендных самокатов в том, что вам не нужно самостоятельно за ними ухаживать. Самокат – это довольно сложная вещь: она требует регулярного ТО, она требует проверки датчиков, показателей; она требует бережного хранения в зимний период. Мало кто действительно может все эти нюансы учесть с частным самокатом. Поэтому в этом случае кикшеринг – это очень хорошая альтернатива, потому что ты фактически не заботишься о состоянии вещи, т. е. ты ее получаешь полностью исправную, готовую к поездке. Тебе не нужно думать, где ее хранить, как ее с собой транспортировать, где ее оставить. Например, если ты поехал на работу, в поликлинику, куда-то по делам, тебе не нужно там как-то парковать, переживать, украдут у тебя самокат или нет. То есть это такая более удобная история, более мобильная для горожан. Как общественный транспорт; ты как садишься в автобус, доезжаешь до нужной остановки и выходишь с него, тут то же самое: ты садишься на самокат, доезжаешь, оставляешь его на парковке и идешь дальше по своим делам. Вера Круглова: Вот сейчас в Москве огромное количество самокатов... Петр Кузнецов: Очень много, и разных фирм еще. Вера Круглова: Можно сказать, что рынок уже полностью заполнен, или еще есть куда расти? Вот если о столице, например, говорить. Анастасия Шевченко: Расти, бесспорно, есть куда. Если мы говорим про столицу, то тут у нас и у наших конкурентов есть определенная квота, которая оговаривалась с городом, т. е. комфортное количество самокатов, для того чтобы это функционировало. Каждый год мы обсуждаем это число, возможно, оно еще как-то будет меняться. Если мы говорим про другие города, то, конечно, объем для роста еще есть, и довольно большой. Петр Кузнецов: В большинстве случаев шеринговая экономика, как говорят, – это бизнес убыточный. Что с электросамокатами? Да, мы понимаем, спрос гигантский, но здесь есть четкая сезонность. Анастасия Шевченко: Сезонность действительно есть во многих городах. Но тут стоит учитывать, что сезон в большинстве городов, ну вот давайте возьмем Москву, мы начинаем, как правило, в марте и заканчиваем в ноябре, т. е., получается, декабрь, январь, февраль и еще четвертый месяц... То есть 3–4 месяца мы неактивны, а все остальное время люди реально ездят, пользуются нашими услугами. Петр Кузнецов: Ну хорошо, по цифрам по итогам прошлого сезона вы в каком плюсе, ваш сервис оказался? Есть то, что можно озвучить? Анастасия Шевченко: Вы имеете в виду финансовые показатели? Петр Кузнецов: Да. Анастасия Шевченко: Я могу рассказать про операционку, про поездки, про флот. Например, только за 5 месяцев этого года у нас большой прирост самокатов, т. е. сейчас у нас 199 тысяч устройств по всей России. У нас более 23 миллионов аккаунтов зарегистрировано в сервисе, это практически наполовину больше, чем за этот же период прошлого года. И количество поездок у нас около 40 миллионов, это тоже показало большой рост, несмотря на довольно холодный май, снежный, мы помним, был, все равно видим, что люди очень активно пользуются. Мы видим, что у нас растет количество поездок на пользователя, т. е. есть определенный сегмент нашей аудитории, это активные пользователи, те, кто совершают одну и более поездок каждый сезон, т. е. которые регулярно пользуются сервисом, они ездят чаще. То есть они начинают ездить на более короткие поездки, т. е. мы видим, это скорее не прогулочные, а транспортные поездки до метро, до остановки, опять же до работы, по делам, и они ездят чаще, т. е. это число растет на одного человека. Вера Круглова: В какие города вы планируете в ближайшее время еще выходить? Или уже вы есть во многих городах? Петр Кузнецов: И знаете, интересно, как вы определяете, т. е. сначала же спрос должен быть из этого города. Или как вы оцениваете обстановку, перед тем как зайти? Анастасия Шевченко: У нас сейчас 60 локаций, это 60 городов в России, Белоруссии, Казахстане, Латинской Америке. Латинская Америка – это такой новый для нас рынок, мы вышли туда недавно, считаем, что сейчас там «пилот»: мы смотрим на спрос, смотрим на паттерны поведения пользователей. Пока что видим, что все очень хорошо. В городе мы оцениваем несколько разных факторов, т. е. это совокупность каких-то данных, которые наши аналитики смотрят. Это и платежеспособность аудитории, и инфраструктура, и развитость городского наземного транспорта, и еще другие параметры, по которым мы решаем выходить в ту или иную локацию. Ну и, несомненно, это население, т. е. мы сейчас смотрим в города, которые больше 300 тысяч человек, пока что такие еще есть. Когда мы открываем новые города, мы обязательно об этом рассказываем. Петр Кузнецов: Но здесь еще, Анастасия, наверное, важна соответствующая инфраструктура для велосипедов и самокатов в конкретном городе. Как вы оцениваете эту историю на сегодняшний день? Даже в Москве. Анастасия Шевченко: Да, смотрите, эта история действительно очень важная. Мы понимаем, конечно, что не во всех городах, особенно если мы говорим про регионы, хорошо развита велоинфраструктура, это как бы наша данность. Мы на связи с городами, мы знаем, что они так или иначе это в свои планы встраивают. Но важно то, что, согласно ПДД новым, которые приняли 1 марта 2023 года, кроме поездок по велоинфраструктуре, по велодорожкам, разрешено движение по тротуарам, т. е. мы в первую очередь оцениваем и наличие тротуаров, наличие вот таких мест для передвижения, а не только велоинфраструктуру. Вера Круглова: А у меня такой немножко философский вопрос. Вчера была свидетелем, как люди просто буквально бросали самокаты, когда началась гроза. Они не просто их там аккуратно парковали, а просто кидали. И в этой связи вопрос, насколько быстро изнашивается техника, которую вы даете в аренду. Потому что человек наш так устроен, он ценит в основном, когда вещь ему принадлежит, а если она ему не принадлежит, собственно, он заплатил за использование и дальше пошел. Менталитет вот этот влияет или нет, как вы оцениваете? Анастасия Шевченко: Да, смотрите, конечно, бесспорно, есть какой-то процент убытков флота, но на самом деле он небольшой. Я могу сказать так. Вот у нас есть парковки, т. е. это точки, на которых люди оставляют самокат и уезжают. Регулярно на эти парковки приезжает наша сервисная команда, наши ребята, которые работают в городе. Они проверяют заряд самокатов, они меняют батареи, и вместе с этим они проверяют внешний вид и вообще работу устройств, т. е. они смотрят тормоза, газ, как выглядит устройство... И в случае, если что-то не так, они сразу же отправляются в сервисный центр. А вообще, каждый наш самокат, у нас есть определенные требования по ТО, это либо раз в 2 недели, либо по определенному пробегу, что иногда наступает чаще, особенно в летние месяцы. То есть мы стараемся заранее это все предусмотреть, чтобы действительно вовремя чинить. Петр Кузнецов: Анастасия, спасибо за ваш комментарий! Вера Круглова: Спасибо вам большое! Петр Кузнецов: Анастасия Шевченко, представитель сервиса кикшеринга Whoosh. И как итог этой темы сообщение из Ленинградской области, пожалуй: «Скупой платит дважды, поэтому я ничего не беру в аренду». Сейчас новости, а потом о летних подработках, и не только студентов.