Петр Кузнецов: А мы продолжаем. Пишите еще, чем вы пользуетесь из китайского, изменилось ли у вас отношение? И можете задавать вопрос нашему эксперту, попробуем их успеть задать. Александр Быстров с нами на связи, экономист, эксперт по инвестициям. Александр, здравствуйте! Вера Круглова: Приветствуем вас! Александр Быстров: Доброе утро, Петр! Доброе утро, Вера! Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, замечаете ли вы, что отношение россиян изменилось к китайским товарам? И если да, то почему мы стали больше китайским товарам доверять, по-вашему? Александр Быстров: Да, конечно же, мы видим напрямую, что отношение россиян к китайским товарам в положительную сторону меняется. В первую очередь это связано с тем, что технологии активно развиваются в Китае. А Китай получает технологии из Америки и из Европы. Почему они получают эти технологии? Потому что дешевая рабочая сила в Китае. И производить товары намного дешевле, в разы дешевле именно в Китае. И компании стремятся к тому, чтобы снизить расходы, снизить себестоимость на производство товаров. Поэтому они меняют и переносят свои производства из Америки, из Европы именно в Азию. Поэтому мы видим технологический взрыв, прямо бум практически во всех отраслях, наверное, китайской промышленности. И это дает результат – качество товаров значительно выросло. Это связано, в первую очередь, как я и сказал, с качеством товаров и с технологиями, которые привносят Европа и Америка. Я уточню, что ежемесячно китайских товаров в Россию поступает на примерно 10 миллиардов долларов. Можно разбить на три категории эти товары. Это легкая промышленность, тяжелая промышленность, и я отдельно выделил бы электронику. Тяжелая промышленность – это, в первую очередь, легковой автотранспорт, те автомобили китайских производителей, которые сплошь и рядом теперь появляются у нас, у россиян. Вместо западных мерседесов, БМВ люди пересаживаются на те марки, которые раньше даже и не слышали. И здесь можно отдельно разделить еще легковой автотранспорт и грузовой автотранспорт. Мы видим, что за последний год число автомобилей китайских, продажа выросла на 30%. И ежемесячно сейчас продается их практически на 900 миллионов долларов. В то время как грузовой автотранспорт немножко снижается в продажах. Наверное, все-таки наши строители пересаживаются на КАМАЗ. Отдельно поясню по легкой промышленности. В первую очередь это, конечно же, одежда. Одежда у нас в китайских товарах достигает примерно 40%, в то время, как легковой автотранспорт уже достигает 70%. Это связано как раз-таки с дешевизной китайских автомобилей и достаточно легкой возможностью их поставки к нам в Россию. Отдельно поясню по поводу электроники. Масса китайских телефонов и компьютеров, ноутбуков поступают на отечественный рынок. Ну у нас были попытки создания своих телефонов под своими брендами. Но закончилось это немножко плачевно, так сказать. Непонятно, почему, может быть, маркетинг не удался, может быть, слишком дорого получилось, может быть, недостаточно технологий. Ну а сейчас от 60 до 80% телефонов, которые продаются в России, – это именно китайские производители. Петр Кузнецов: Александр, можно… Извините, что прерываю вас. Вот смотрите, мне почему-то кажется, что долгое время вот такое отношение у нас не очень хорошее было к китайским товарам, потому что, мне кажется, Китай оценивал низкую покупательную способность россиян, их стремление экономить. Ну и, собственно, и посылали они товары соответствующего качества и соответствующей ценовой категории. То есть китайский ширпотреб. А что изменилось в последнее время? Вера Круглова: Петь, мне кажется, не то, что они посылали. Петр Кузнецов: Из-за покупательской способности. Вера Круглова: В любом случае, закупками, наверное, занимаются сами россияне, да? То есть это мы привозили этот товар сюда, в эту страну, да? Петр Кузнецов: Да, ну вот объясните. Вера Круглова: С чем это было связано? Александр Быстров: Да, потому что было выгоднее поставлять дешевый товар, который в низкой ценовой категории. Но сейчас у нас границы прикрыты немного, и у нас нет возможности напрямую закупать европейские или американские товары. А с Китаем здесь намного проще. Ну и технологический прогресс. Все-таки Китай не стоит на месте, он дает о себе знать. И компании значительно развиваются. Они видят требования российских покупателей, российских байеров, селлеров на маркетплейсах. Они видят те запросы, какая должна быть продукция, какого качества. И соответствующее качество и делают. Вера Круглова: Если говорить вообще о том, что современная китайская продукция, она ведь ориентирована не только на российский рынок, но и вообще в целом на международный рынок. И вот здесь качество отличается от того, что получаем мы и что получают, например, другие какие-то страны? Александр Быстров: Ну в разных секторах может немножко отличаться, конечно же, производство товаров. Мы даже видели юридические процессы, когда шоколад европейской фирмы поставлялся в Европу с одним качеством, а в Россию – другого качества. И были даже судебные тяжбы по этому поводу, несмотря на то, что шоколад продавался под одним брендом, качество его отличалось. Точно так же и здесь можно проводить экспертизы разного уровня в разных товарах, и оно может отличаться. Но в целом, если производитель провел собственный анализ, если было экспертное заключение по какому-либо виду товаров, то, скорее всего, в большинстве случаев качество будет совпадать. Вера Круглова: А наше законодательство, оно как-то отсеивает качество, точнее, товары не того качества, которое, например, соответствует безопасности. Те же даже, например, игрушки детские, да? Вот сколько было случаев, когда в нашу страну попадали игрушки, которые небезопасны для наших детей. То есть в этом аспекте какая-то работа ведется? Александр Быстров: Да, конечно же, весь товар должен быть промаркирован, «честный знак» должен стоять у всех товаров, которые поставляются из-за границы в Россию. И, конечно же, такие проверки проводятся. Не должно быть такого, что поставляется какой-то радиоактивный или некачественный товар. Вера Круглова: Ну вот часто мы получаем, вот и зрители наши пишут о том, что получают товар со специфическим запахом таким. Но это же тоже, наверное, не есть норма? Александр Быстров: Ну вначале по технологическому производству запах может быть, но он со временем выветривается, вряд ли это будет продолжаться длительное время. Какой-то период, может быть, в течение недели по эксплуатации, наверное, это допускается, что какой-то посторонний запах присутствует. Но со временем он, скорее всего, уйдет. Вряд ли это долгосрочно скажется на вашем здоровье. Петр Кузнецов: Александр, мне вот что в этой китайской истории точно непонятно. При всех серьезных продажах автомобилей, все-таки объем продаж, вот вы как раз упомянули, да, он есть, действительно фиксируется. Там особенно электромобили. Ладно, электромобили, там от той же бытовой техники. Мне кажется, что китайский производитель очень неохотно осуществляет их обслуживание. Очень мало сервисов и возможностей. То есть они не ремонтнопригодны многие. То есть, да, может быть, хорошего качества. Но пойди найди обслуживание. Александр Быстров: Да, абсолютно верно, это острая проблема достаточно. Развелось очень много марок этих автомобилей, но как и где их обслуживать, непонятно. Для каждого автомобиля своя уникальная запчасть должна быть. И поставка запчастей – это прямо отдельный рынок, и он занимает практически 15-20% от поставки всего объема автомобилей. Да, с этим есть определенные сложности. Конечно же, автосервисы привыкли обслуживать западные автомобили, и нужно перестраиваться на китайский автопром. Да, в этом есть определенная проблема. Петр Кузнецов: Можно сказать, что все-таки за последние годы потребительские предпочтения россиян, они так сформировались, ну что ли, в парадигме отсутствия страха перед новыми брендами? Ну то есть уже теперь какая разница, какой марки, какого производителя эта микроволновка, если она так же греет еду, подогревает и все? Вера Круглова: Или она, например, может быть заявлена, как марка европейская, а сделана в Китае. Александр Быстров: Да, абсолютно верно. То есть молоток, по большому счету, он неважно, где произведен, молоток он есть молоток. То же самое в технологиях производим. Мы видим, что даже качество телефонов, это самый высокотехнологичный продукт, который сейчас существует в мире, оно находится прямо на таком же уровне, как и у известных американских брендов и компаний. Поэтому, ну, микроволновая печь, тут минимальное количество сложной техники и минимальный риск того, что она испортится. Плюс стоимость таких товаров, она достаточно невысока. А при текущем росте благосостояния российского населения риск порчи какого-либо товара, он несущественным становится, и можно даже рискнуть. Плюс, мы видим доступ к большим маркетплейсам, где покупатели оставляют свои отзывы, и по ним тоже можно создать свою оценку и мнение о покупаемом товаре, это будет достаточно объективно. Петр Кузнецов: Спасибо! Вера Круглова: Спасибо вам большое! Петр Кузнецов: Спасибо за ваш комментарий! Александр Быстров, экономист и эксперт по инвестициям. Завершим, наверное, сообщением из Пермского края, мне понравилось. «Китайский будильник за 70, – только я не могу понять, за 70 чего, ну, не важно, сколько, – работает уже, – вот важно, что «работает уже», – десять лет без сбоев». Вера Круглова: «Но японская техника все равно лучше», – пишут из Челябинска. Петр Кузнецов: Вот на этом мы и завершим, да. Следующая тема японская, наверное, да? О доверии к японским товарам? Но нет, нет. Поинтереснее. Вера Круглова: Следующая тема о книгах. Петр Кузнецов: Да, почитаем. Через пять минут.