Петр Кузнецов: Из Иваново прекрасное сообщение, и к эксперту переходим: «Нам ли сейчас ухмыляться, Нам ли включать свою спесь? Хорошо, хоть Китай старается И машины китайские есть». Об этом с Дмитрием Санниковым, это автоэксперт с нами на связи. Дмитрий, здравствуйте. Вера Круглова: Здравствуйте, Дмитрий. Дмитрий Санников: Добрый день, здравствуйте. Петр Кузнецов: Лучше и не скажешь. Ну что, давайте обсудим вот этот временный избыток, переизбыток. Можем ли мы предположить, что спрос упал еще и из-за все-таки не совсем хороших отзывов о китайских машинах, скажем так, первых, вторых и третьих владельцев? Дмитрий Санников: На самом деле не только отзывы влияют на приобретение данных автомобилей, так же как и сами производители больше всего влияют на то, что покупают эти машины или же нет. Обратите внимание, какое количество и изобилие данных автомобилей мы сейчас можем увидеть на дорогах, а также в автосалонах. Многие из этих автомобилей марок, которые вот сейчас появились у нас в стране, мы даже не знаем, т. е. это т. н. ноунейм, и у них нет определенного рода своей истории, которой мы можем доверять как те люди, которые очень любят автомобили. Поэтому, скажем, основной проблемой переизбытка данных автомобилей на рынках и в т. ч. в автосалонах, то, что сейчас происходит, вероятнее всего, является сам производитель, поскольку у китайцев необходимость в продаже забита уже очень много, много веков в том числе. Поэтому если вы обратите внимание, то сейчас очень много машин стоит в продаже очень долгое время. На это влияет, конечно же, ключевая ставка, т. е. потребитель не может себе эти автомобили позволить, потому что действительно объективно дорого. А время-то идет, а производителю нужно наращивать обороты, соответственно, ему нужно их продавать. И они демпингуют ценой, т. е. они, уже производя эти автомобили, могут заведомо очень снижать стоимость этой машины, соответственно, не нужно выпускать новую модель. И самая главная проблема в том, что, если обратим внимание на рынки других производителей, то рестайлинги выпускались каждые 5 лет, а китайцы – каждый год. Соответственно, им нужно продавать, продавать, продавать, ну а нам нужно покупать. Покупать мы не можем, потому что, как я говорил ранее, ключевая ставка сыграла важную роль. Вера Круглова: А если говорить о цене на такой автомобиль, вот сколько минимальная стоимость китайского автомобиля на сегодняшний день? Дмитрий Санников: Слушайте, это очень так сложно сказать. От 1,5 миллионов рублей можно найти эти автомобили. Даже есть те, кто продают, стараются и за 1,3 миллиона, но это автомобилем назвать достаточно сложно опять же таки в условиях качества и все же что это за машина, потому что они там до разных размеров даже их делают. Петр Кузнецов: Самое слабое место, Дмитрий, все-таки на сегодняшний день у них какое (если из всех слабых мест взять, здесь можно и по деталям перечислить) вы бы назвали? Дмитрий Санников: В первую очередь это кузов, поскольку их автомобили не подготовлены под наши суровые зимы, а также наши химические реагенты, которыми поливаются дороги, в регионах это соль и песок по сей день используются. Также электротехнические соединения, фишки, которые используются в проводке, изготовлена, она иногда неплотно прилегает, мы уже это видели не раз в наших центрах, поэтому тоже стоит внимание уделять. И наверное, все же электротехническая вот эта часть как раз-таки чаще всего и глючит. Как вы сказали ранее, автомобиль горел – да, были такие случаи, поэтому стоит на это тоже обращать внимание, огнетушитель в автомобиле необходим. Вера Круглова: Дмитрий, скажите, вот сейчас, тоже по статистике читала, в автосалонах из 17 машин 12 представлены как раз-таки китайские марки. А что с нашими, отечественными? Мы можем какую-то конкуренцию составить? Почему превалируют они так над нами? Дмитрий Санников: Наверное, мы можем создать, если мы это захотим. Но у нас есть определенного рода скептики, которые во всем поле интернета об этом всем трубят, т. е. говорят о том, что «на китайскую машину надели российский шильдик», вот это часто распространенная информация, «зачем нам переплачивать, потому что эта машина дешевле там значительно, ее можно дешевле привезти» и т. д. Ведь автосалоны, по сути, не предоставляют часто даже гарантийные обязательства выполняемые, которые они должны вроде бы, да, это тоже влияющий фактор, по которому... Вообще, в целом к китайским автомобилям все-таки есть еще пока вопросы. Петр Кузнецов: Что ждет автомобильный рынок в 2025 году? Мы вот неоднократно уже в конце прошлого года здесь, в этой студии, в автомобильной теме обсуждали, что, кажется, какой-то заход «японцев» прогнозируют, которые, собственно, успешно отодвинут «китайцев», потому что «японец» – он и есть «японец», говорят, что можно 30 лет на «японце» проездить, не знаю, миф это или нет, и еще не известно, на какой срок при этом рассчитан китайский автомобиль... В общем, чего нам ждать, Дмитрий? Дмитрий Санников: На любом автомобиле можно проездить очень долго, если за ним правильно ухаживать и регулярно. Это не просто помыть машину или масло заменить, хотя и банально таких случаев очень много, когда люди забывают об этом... Петр Кузнецов: Да, иногда и этого достаточно. Дмитрий Санников: Да. Что нас ждет, пока неизвестно. Китайские производители в т. ч. сейчас японские марки делают, поэтому нужно к этому тоже аккуратными быть, потому что на шильдиках Toyota, допустим, на багажнике можно уже увидеть китайские иероглифы. Или Volkswagen, который нам известен, тоже уже в Китае производится, и даже BMW, которые значительно дешевле, если вы их привезете из Китая. Но они разных комплектаций, они по-разному собраны, т. е. это тоже вопрос. Что нас ждет в этом году, мы пока еще не знаем. Мы ждем пробуждения рынка, потому что он стоит сейчас, очень мало продаж что новых, что б/у-автомобилей. Ведь на вторичном рынке китайских автомобилей тоже стало очень много, а, как я сказал ранее, из-за того, что рестайлинги, очень трудно продать сейчас на вторичном рынке китайскую машину, это тоже важный фактор, если вы приобретаете себе новую машину. Петр Кузнецов: Не берут, да, просто не нужны, особенно на вторичке? Дмитрий Санников: Да. Петр Кузнецов: Да, спасибо большое. Дмитрий Санников, автоэксперт.