Антон Липовский: Сергей Юрьевич Лобарев с нами сейчас на связи, президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга. Сергей Юрьевич, здравствуйте. Анастасия Семенова: Здравствуйте, Сергей Юрьевич. Сергей Лобарев: Добрый день, добрый день. Антон Липовский: Сергей Юрьевич, ну вот даже мы вас представляли и уже слово «караванинг». Давайте мы сразу поясним: это вот путешествия с автоприцепами и с автодомами, правильно ведь? Сергей Лобарев: Да, это правильно, это такой западный тренд, там тысячи автодомов, у нас только начинает набирать обороты караванинг. Это дорогое такое изделие, транспортное средство, от миллиона и выше, не у всех оно есть, конечно... Но 45-миллионная армия автотуристов, 2,5 миллиона водителей мотоциклов жаждут так же, как караванеры, отдыхать по территории России. Антон Липовский: Давайте разберемся... Анастасия Семенова: ...почему так важно развитие автомобильного туризма сейчас. Антон Липовский: Нет, это понятно. Просто караванинг еще далеко не всем доступен, и вот люди просто сели на машину и поехали. Вот смотрите, мне понравилось сообщение, от Владивостока до Иркутска, человек в восторге, хотя раньше вообще считалось: если ты едешь с западной части, за Уралом уже ехать некуда, и дорог нет, и ничего нет. Сергей Лобарев: … Антон Липовский: Так, Сергей Юрьевич, вы с нами на связи?.. Анастасия Семенова: Мы перезвоним Сергею Юрьевичу. Владимир из Благовещенска сейчас с нами на связи, узнаем, как там обстоят дела. Владимир, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Анастасия Семенова: Слушаем вас. Зритель: Услышал я, значит, вашего оппонента с Владивостока. Ну конечно, не все у нас здесь, на Дальнем Востоке, хорошо, как он говорит... Антон Липовский: Так. Зритель: Например, Хабаровский край – это вообще инфраструктуры никакой, я вам хочу сказать. В Приморском крае у нас инфраструктура хорошая, там в принципе есть где остановиться, есть где переночевать, потому что мы туда ездим каждое лето на море с Амурской области. С Благовещенска я ездил до Новосибирска, это 4,5 тысячи километров, то бишь до Иркутска от нас 3... Антон Липовский: И что скажете? Анастасия Семенова: Вы довольны? Зритель: С одной стороны, да. Например, в Читинской области тоже не очень все хорошо с инфраструктурой, хотелось бы больше. Она есть, но там есть такой, например, кусок, километров 300, наверное, 200, что вообще ни заправок, ничего нет, понимаете. Антон Липовский: Вот. Зритель: Понимаете, вот мужчина сказал... Насчет природы, да, там есть где остановиться, там есть где переночевать, это без проблем. Анастасия Семенова: То есть понятно, что есть и плюсы и минусы. Владимир, спасибо большое. Сейчас мы как раз к нашему гостю возвращаемся, Сергей Юрьевич с нами на связи. Сергей Юрьевич, вы нас слышите, все хорошо? Сергей Лобарев: Да, слышу хорошо. Анастасия Семенова: Вот смотрите, нам Леонид из Владивостока позвонил и сказал, что все просто отлично, а вот Владимир из Благовещенска говорит, что не хватает чего-то. Вот тут рассудите. Сергей Лобарев: Действительно, для многих это как экстрим, проехать, и он ищет, за ощущениями ездит. Но две трети автотуристов у нас едут семьей, и, конечно, комфорт, безопасность для них очень важны, и мы считаем, что необходимо создавать инфраструктуру. В Европе 10 тысяч кемпингов, у нас – 230, из них одна треть только по европейским меркам. Конечно, этого не должно быть. И мы смогли во всяком случае в концепцию включить вопрос создания вообще института классификации кемпингов. Согласитесь, что я как турист должен знать перспективу, где я могу остановиться, безопасность, экологичность, стоимость какая меня ожидает, и мы даже продумали звездность. Мы считаем, что четыре-пять звезд должно быть: одна – это как на сеновале, будем так говорить, а пять – это уже лица с инвалидностью могут остановиться, с домашними животными. Мы считаем, что сейчас открывается большая перспектива для развития отрасли. И кому-то это как экстрим вроде интересно, но Дальний Восток, Байкал требуют создания инфраструктуры и безопасности. Антон Липовский: Да, но инфраструктуры, конечно, уже это подчеркивалось ранее, вместе с экологической безопасностью прежде всего для самого Байкала, что очень важно. А как же быть с тем мнением (мы с вами вернемся к этому вопросу), когда едет человек с Центральной России, где с инфраструктурой все вроде бы неплохо, дороги вроде бы тоже местами лучше, местами хуже, но все нормально, доезжает дальше до Урала, а за Уралом куда-то дальше на Восток уже нет ни цивилизации, вот одна заправка раз в 400 километров и т. д. Что по этому поводу скажете? Сергей Лобарев: Дальний Восток надо развивать. За Чуйским трактом, за Байкалом большие прогоны, по 400... Антон Липовский: Видимо, 400 километров, хотел сказать Сергей Юрьевич... Сергей Лобарев: Есть прогоны по 400 километров, где нет и других условий. Так что здесь очень важно, конечно, развивать именно такую, не только европейскую, но и азиатскую часть. Антон Липовский: Хорошо. Какие-то основные болевые точки вы сейчас можете обозначить, на которые сейчас вообще нужно сделать основной упор? Сергей Лобарев: Во-первых, кемпинг, как я уже говорил, это звездность, это возможность лицам с инвалидностью посещать объекты. Это создание национальных маршрутов. Уже выверили такой важный пилотный проект от Санкт-Петербурга до Владивостока. Это мультимодальные транспортные системы, когда с европейской части можно прилететь к Байкалу и далее на Дальний Восток продолжить движение или просто приехать на Дальний Восток и в сторону Сибирского тракта. Вот эти очень важные направления. И главное, чтобы сейчас индустрия подумала именно о самостоятельных туристах, потому что даже те национальные маршруты, которые сейчас есть, предусмотрены для организованных туристов, но не для нас, самостоятельных туристов. Я уверен, что не только большое будущее ждет многие регионы – доходная часть будет от нас, автотуристов. Антон Липовский: Хорошо. Ну и скажите, пожалуйста, оценка была дана, мы опирались на одно из исследований, сами отвечающие ответили на 3,5 балла из 5, т. е. на три с плюсом они оценили автоинфраструктуру, в частности. Как вы ее на сегодняшний день оцениваете? И какие перспективы? Сергей Лобарев: … Антон Липовский: Сергей Юрьевич как будто сам где-то в движении находится. Анастасия Семенова: Давайте покажем несколько фотографий. Сообщения такие: «Ездим уже 7 лет по России, пенсионеры, планируем заранее. Мне 67 лет, тысяча километров не проблема в сутки», – из Архангельской области Василий нам написал. Вот такое еще сообщение: «Мы начали в пандемию путешествовать на машине, нам очень понравилось. Уже три раза посетили наше Черноморское побережье, но каждый раз выбираем новый маршрут. Посетили за это время и Крым, и Краснодарский край, и Адыгею, и Кавказ. Вообще все замечательно! Едем из Казани, тоже не торопясь, по дороге все города смотрим. Путешествие у нас начинается сразу, как только путешествие началось», – и вот такая фотография. Спасибо большое. Сергей Юрьевич, вот мы видим, что люди выбирают достаточно такие дальние расстояния. Или все-таки большинство каких автопутешествий, поездок коротких или на дальние расстояния? Что любят наши жители? Сергей Лобарев: Действительно, более 60% выбирают 2–3-дневные, это на выходной день. Ну вот я слышал, по тысяче километров в день, – не надо делать какую-то телепортацию из автотуризма: 400 километров – это достаточно, чтобы проехать, посмотреть... Ради чего мы едем? Посмотреть какие-то объекты притяжения и просто по трассе проехать, для нас это тоже очень важно. И для этого, конечно, должна быть информационно-навигационная сеть, которую мы включили в нашу концепцию автотуризма. Мы добились, мы считаем, что существующие приложения не отражают задачи самостоятельных туристов. Должны четко знать, сколько километров, безопасность, какие кемпинги, есть ли заправка, будет ли безопасность на парковочных пространствах, будет ли техпомощь и многие другие вопросы. Для этого будет запланирована большая информационно-навигационная сеть, в которую мы уже включаем, в эту сеть, большие объекты именно для самостоятельных... Мойка и многие другие вопросы. Анастасия Семенова: Это очень важно. Спасибо большое! Антон Липовский: Сергей Юрьевич, совсем мало времени у нас уже осталось. Если коротко, оценку так мы и не поставили – ваша оценка на сегодняшний день развития в России автотуризма? Сергей Лобарев: Три с минусом. Антон Липовский: А, три с минусом? Три с плюсом поставили люди, три с минусом поставил Сергей Юрьевич. Спасибо! Анастасия Семенова: На этом и завершим. Антон Липовский: Сергей Юрьевич Лобарев, президент Общенациональной ассоциации автомототуризма и караванинга, с нами был на связи. Анастасия Семенова: Спасибо большое! «Приехали, вот так вот выглядит машина после автопутешествия», – давайте покажем. Антон Липовский: Надо теперь потрудиться... Анастасия Семенова: Как раз вот Сергей Юрьевич сказал об автомойках. Давайте подводить итоги. Спрашивали вас, как вы любите путешествовать: за машину проголосовало 25%, «поезд» – 71%, «самолет» – 4%. Антон Липовский: Ничего себе. Анастасия Семенова: Как написал телезритель, «путешествуя на автомобиле, можно многое узнать друг о друге». Антон Липовский: Это правда. Анастасия Семенова: Это отлично. Антон Липовский: Ну и самое главное, что я, скажем так, перенял у наших телезрителей, – это нужно путешествовать с удовольствием. Вот с удовольствием путешествуйте. Анастасия Семенова: Пока-пока!