Руслан Арсланов: Давайте мы спросим нашего эксперта, чего действительно не хватает и как какие-то моменты можно решить, – Илья Вячеславович Заливухин, архитектор-градостроитель, федеральный эксперт по развитию городов. Илья, доброе утро, здравствуйте. Мария Карпова: Здравствуйте. Илья Заливухин: Здравствуйте. Руслан Арсланов: Вот такая короткая на самом деле выборка. Я думаю, что если мы тему растянем еще на большее время, нам напишут еще из большего количества городов и про другие какие-то моменты. Но вот наверняка есть какая-то усредненная статистика, что чаще всего хотят добавить в свои города его жители, для того чтобы их жизнь стала комфортнее. Илья Заливухин: Вы знаете, да, на самом деле, конечно, город – это в основном инфраструктура. То есть вот здания, которые мы видим, вот часто люди не говорят, хотя под городом подразумевается его вид, собственно, архитектуры, но когда людей спрашивают, жителей, они говорят о том, что не хватает дорог, парков и т. д. Это абсолютно верно, потому что город – это инфраструктура. И собственно, три основных таких кита, на которых базируется градостроительство, базируется развитие городов. [Первый момент] – это все, что касается социальной инфраструктуры: это объекты образования, здравоохранения, культуры, спорта, наследия, создания рабочих мест – все, что касается вот человека, понятно, школы, детские сады и т. д. Второй момент – это инженерная инфраструктура, включая, кстати, природную инфраструктуру, водно-зеленый каркас, это как бы стоит на втором месте, потому что это обеспечивает здоровье граждан. И третье – это транспортный каркас, это доступность, это, соответственно, состояние дорог, общественного транспорта. И вот обычно комфорт в комплексе всех этих мероприятий, всей этой инфраструктуры, и тут важно в каждом городе немножко по-разному это [увидеть], где-то лучше одно, где-то – другое, поэтому вот жители и пишут о разном. И здесь важно вот именно в дальнейшем развитии городов учесть, найти именно тот момент, который нужно вот в первую очередь развивать, который за собой потянет уже все остальные, чтобы это нужно было тем жителям конкретным, которые живут в этом городе, в этом районе и т. д. Для этого нужно, собственно, проводить анализ, проектировать и, соответственно, выделять вот развитие той или другой инфраструктуры в городах. Руслан Арсланов: А где-то могут сейчас люди выступить со своей инициативой, рассказать, что «мы бы вот хотели, чтобы у нас в городе появился (не знаю) парк аттракционов, нам кажется, что это все запустит», или что-то еще? Илья Заливухин: Да, конечно. Вот сегодня, соответственно, есть программа, президент говорит о том, что нужно разрабатывать стратегические планы, мастер-планы городов обязательно с привлечением общества, с привлечением бизнеса, жителей. Соответственно, это нужно для того, чтобы, когда разрабатывается такая программа, такой комплексный мастер-план, для того чтобы выяснить, какая инфраструктура в первую очередь максимально эффективно должна быть отремонтирована, сделана и т. д., что это должно быть, – вот нужно спросить действительно у людей, которые живут в этом городе. И конечно, мы часто делаем такие вот работы. И когда вы спрашиваете у людей, они действительно дают очень правильные, ценные требования, которые им нужны, и дальше задача профессионалов – все это уже объединить в комплексный стратегический план развития, разложить по годам, просчитать стоимость этих мероприятий и дальше вместе с властью, конечно, с администрацией выполнять эти работы. Потому что тут главное – это не проектировать, а спроектировать и выполнять эти работы по годам, чтобы жители видели эффект от этой деятельности. Руслан Арсланов: Вот складывается впечатление за последнее время (не знаю, может быть, у вас не так), что комфортность городов и инфраструктуру в городах сейчас сильно подтягивает внутренний туризм. Он развивается, из года в год он растет. А какие вот еще факторы подобные тоже помогают сейчас развивать города, делать их более комфортными? Илья Заливухин: Смотрите, на самом деле изменение инфраструктуры, которое делается, ведь это не только благоустройство, это и инженерная, транспортная, социальная инфраструктура, о чем я говорил, – она в первую очередь привлекает не только туристов, но и оставляет молодежь в городах. Соответственно, уже дальше вот те люди, которые выросли в этом городе, которые после того, как получили образование в другом городе даже, возвращаются в этот город или в этом же городе получают образование... То есть строятся сегодня колледжи среднего образования, высшего образования кампусы. Поэтому вот дальше именно люди, которые живут в своем городе, которые воспринимают его как свой родной город, они начинают его делать лучше и относиться совершенно иначе, соответственно, к своей родине, к своему родному городу. И это и дает развитие, собственно, люди и дают развитие в конечном итоге городам, для них, собственно, делается вся эта инфраструктура, для того чтобы молодежь оставалась в городах, чтобы население городов молодело все-таки, росло, для того чтобы у нас развивались не только мегаполисы, но и малые города, средние города, крупные города. То есть большое количество городов, которые у нас есть в стране, все они уникальны, все они очень интересны для жизни, каждый по-своему. Ну и, соответственно, конечно, создание рабочих мест тоже очень важно, потому что очень важно иметь хорошую высокооплачиваемую работу именно в своем городе. Руслан Арсланов: Да, Илья, спасибо. Ну вот, кстати, часто мы слышим про то, что онлайн-история помогает, наверное, это сделать. Я в последнее время часто слышу, что люди делают выбор в пользу каких-то небольших городов, а не мегаполисов. Вот раньше было популярно, все старались куда-то уехать в какой-то крупный город, а сейчас остаются или, наоборот, переезжают в похожий, но в другом регионе, например. Мария Карпова: Да. Илья Заливухин был с нами на связи, архитектор-градостроитель, федеральный эксперт по развитию городов. Очень много сообщений, много вы жалуетесь на свои города, действительно. Вот: «В Оренбурге совершенно нет порядка, – пишут наши телезрители. – Убитые дороги, клумбы с цветами не засаживают, мусорки не убираются, город стал серым». «В Перми перестали чистить листву и мусор с газонов, дорог и тротуаров уже несколько лет, при ветре без очков нельзя ходить. Вырубили зелень на газонах перед подъездами, вдоль дорог и в скверах». Что происходит? Ай-яй-яй! Руслан Арсланов: На самом деле сегодня будет еще возможность поговорить на эту тему, потому что наши коллеги из дневного «ОТРажения» продолжат обсуждать комфортные условия в наших городах, так что оставайтесь на ОТР и продолжайте участвовать в этом серьезном, мне кажется, и важном разговоре.