Анастасия Семенова: С нами на связи Константин Филоненко, социолог. Константин, здравствуйте. Константин Филоненко: Здравствуйте. Анастасия Семенова: Константин, первый вопрос. Как же изменилось положение домашних животных в обществе? Константин Филоненко: За какой период времени? Анастасия Семенова: Ну по чуть-чуть, да. Иван Князев: Ну раньше все их презирали, теперь все их любят. Анастасия Семенова: Ну Ваня, ну что ж ты… Константин Филоненко: Ну смотрите, довольно любопытно, что действительно последние там лет за 100-150 в принципе от каких-то совсем уж практических применений животные стали такими вот компаньоном, сопровождающим и в общем больше обслуживают эмоциональные нужды, чем действительно бытовые какие-то. Это действительно довольно интересно. Вспоминается, например… есть такой французский философ Жиль Делёз. Он говорил о том, что люди, которые разговаривают с животными, общаются с ними, говорят: «А кто это такой песик хороший?» они живут в мире фантазий и соответственно ничего хорошего из этого… Я честно говоря… у нас было несколько исследований по поводу именно домашних животных, я исходил из этой предпосылки, что действительно вот люди, которые как-то относятся к животным… они должны как бы к ним хуже относиться. То есть из-за того, что они живут в фантазиях, в мире фантазий, они должны и как бы игнорировать нужды… Вот совершенно верно то, что вы сказали вот по поводу того, что наряжают их в неудобные для них одежды. И поразительным образом оказалось, что все наоборот. Что те люди, которые описывают свои отношения с животными в терминах человеческих отношений, они как раз к ним относятся лучше, чем те, кто, скажем так, держит животных ради каких-то практических нужд. Иван Князев: Константин, давайте мы вот вместе с вами наглядно проиллюстрируем, ответим на вопрос, как изменилось отношение в обществе к домашним животным на примере вот этой замечательной собачки. 15 000 лет назад волк голодный, холодный подошел к костру человека погреться. Вот прошло немного времени, вот во что превратился этот суровый зверь. Константин Филоненко: Вы знаете, это довольно любопытно, что, судя по всему, люди и, ну в данном случае собаки, кошки (с кошками-то более очевидно, да и лошади), что вначале у них установилась эмоциональная связь, то есть им просто нравилось вместе тусить. Потому что они вот, собственно, вот тот момент, когда на тебя смотрит собака и ты смотришь на собаку в ответ, собственно, вот возникает вот это именно ощущение, которое старается с ними так… сюсюкаться. И сначала они стали просто вместе проводить время, а потом уже как бы научились дрессировать собак, чтобы они охраняли, чтобы они там пасли коров, овец и так далее. С кошками, ну с кошками это более очевидно, да? Что в общем-то сначала кошка просто пришла пожить, а потом выяснилось, что она неплохо охотится на грызунов. Анастасия Семенова: А почему так получается, Константин, что люди начинают выбирать животных для общения? Ну это получается как замена людей. Почему так происходит? Константин Филоненко: Это довольно любопытно. То есть это действительно очень древний механизм, и он немножечко такой неосознанный. У меня есть знакомая, которая… у нее глухая кошка, и она все равно с ней все время говорит. Она спрашивает: «Кто здесь? Котик?» и всякое такое. И как это происходит, зачем? Это же не нужно. И самое интересное, что они не реагируют. В этот момент человек занимается обслуживанием собственных эмоций, собственных эмоциональных… Анастасия Семенова: Ну как бы замещение происходит, получается. Константин Филоненко: Да, и в этом смысле, конечно, животное нужно для того, чтобы кто-то испытывал… то есть человеку важно, чтобы кто-то испытывал от него зависимость эмоциональную, чтобы кто-то зависел от него физически. Это как бы такая потребность довольно, скажем так… можно обратиться к терапевту, а можно завести собаку. С кошкой эмоциональная зависимость – сложно. На самом деле что экологичнее, абсолютно непонятно, потому что животные были с нами всегда. Анастасия Семенова: Ну понимаете, вот мне кажется, что раньше животные были параллельно, а теперь, мне кажется, ну большинство очень стало их восхвалять, возносить, делать какой-то прямо культ домашнего животного. Вот эти вот то, что ошейники за 2 000 000, миски каких-то брендов – ну это же… мне кажется, мы так можем сойти с ума когда-нибудь. Константин Филоненко: Ну нет, это экстремальные случаи, которые были всегда. Там, я не знаю, там этот самый Буцефал, конь Александра Македонского, который тоже там… В общем, короче, это экстремальные случаи были и будут. Тут, кстати, довольно любопытно по поводу того, сколько денег тратят люди на животных. И здесь, вот то, что меня лично поразило. Вот мы там делали опросы по поводу того, что сумма, которую человек тратит на домашнее животное не зависит от его достатка. Иван Князев: Да, и причем это очень хорошо проявилось, когда вот буквально вот начинался последний скачок цен, продукты дорожали. И я тоже разговаривал с людьми, которые сказали, что я на кошек все равно буду тратить ровно столько же, несмотря… Анастасия Семенова: Ну сколько и тратил. Иван Князев: Да, то есть буду покупать им все то, что и покупал раньше, несмотря на цены. Вот это интересный момент. Константин Филоненко: Да. Есть люди, которые зарабатывают 120 000 рублей и которые зарабатывают 40 000 рублей. Они там от 5 до 7 тысяч… ну это было полтора года назад, ну вот от 5 до 7 тысяч люди тратили, и это абсолютно ни от чего не зависело, ни от количества детей даже. Вот, это довольно… Анастасия Семенова: Вы новую профессию открыли нам, да, правильно же? Профессия же есть. Константин Филоненко: Да. Ну вот непонятно, что это на самом деле, если говорить вот об экономике, то новые профессии, в общем-то, не очень понятно, насколько они будут такими профессиями… Иван Князев: Востребованными. Анастасия Семенова: Востребованными. Иван Князев: Спасибо, Константин. Константин Филоненко, социолог был в нашем эфире.