Константин Крохин: Подключение и надёжное теплоснабжение в отопительный период – на контроле органов правопорядка. Поэтому обращайтесь в прокуратуру
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/konstantin-krohin-podklyuchenie-i-nadyozhnoe-teplosnabzhenie-v-otopitelnyy-period-na-kontrole-organov-pravoporyadka-poetomu-obrashchaytes-v-prokuraturu-72338.html
Петр Кузнецов: Константин Крохин. Константин Викторович, доброе утро.
Анна Белоглазкина: Здравствуйте.
Константин Крохин: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Ваш комментарий? Я надеюсь, что вы слышали выступление нашего телезрителя только что.
Константин Крохин: Ну, бесхозяйственность и безобразие, что можно сказать? Это очень серьезная теплопотеря, тем более в зимний период, и тот, кто принял эту работу, чиновник местной администрации, а также сетевая компания теплоснабжающая, их по-хорошему надо наказать.
Но проблема монополизма заключается, и не только в отдаленных регионах, но и в столице, в том, что монополисты – это компании, организации, которые над законом. Они очень влиятельны, их интересует только заработок, по этой причине вот эти все теплопотери, о которых говорит телезритель, за них заплатит население вот этого города.
Петр Кузнецов: Вот телезрителям в данном случае, вот если по стадиям, куда в первую очередь идти? Если там нет ответа, куда дальше?
Константин Крохин: Конечно, в первую очередь надо обращаться к балансодержателю. Люди могут не знать, как называется эта организация в их населенном пункте, но нужно обратиться в свою администрацию: уж свою администрацию, как правило, все знают.
Но параллельно я бы советовал сразу обращаться в прокуратуру, потому что бюрократическая вертикаль очень длинная и будут приходить отписки. Единственный орган надзора, который может вмешиваться в подобные проблемные вопросы, – это органы прокуратуры, поэтому советую обращаться сразу в прокуратуру.
Петр Кузнецов: Вот этой схемой вы рекомендуете пользоваться и тем, кто вот ждет отопления, ответа нет? Тоже были звонки до этого, по-моему, из Ховрино...
Анна Белоглазкина: Да, из Ховрино нам звонили.
Петр Кузнецов: Да, жаловались, «помогите!», т. е. вот уже вынуждены звонить на «Общественное телевидение России», говорят, что просто ответа нигде нет, ждут, замерзают.
Константин Крохин: К большому сожалению, вот эта проблема нынешнего жилищно-коммунального хозяйства, что, не обращаясь в надзорные и правоохранительные органы, т. е. к вышестоящему начальству, у которого есть какие-то принудительные полномочия, на месте решить по-нормальному, по-человечески вопрос, чтобы вовремя включали отопление, вовремя ремонтировали, просто качественно обслуживали сегодня в монопольном, централизованном ЖКХ невозможно. Мы и в Москве это делаем, когда не реагирует жилищная инспекция, не реагирует управляющая компания, приходится обращаться в прокуратуру.
Тем более что в период отопительный там есть специальный контроль, т. е. именно подключение и надежное теплоснабжение в зимний отопительный период на контроле органов правопорядка, таких как прокуратура прежде всего.
Анна Белоглазкина: Константин, а вот еще такой вопрос. Тоже многие зрители говорят о том, что вот им дали отопление раньше времени и они переживают, что они теперь будут больше платить. Можете как-то нам объяснить, как мы платим за отопление и зависит ли это от того, когда нам его дали?
Константин Крохин: Да, конечно. Когда люди говорят о том, что «холодно, дайте пораньше», они должны понимать, что в этом случае они будут платить больше. Вот нынешняя зима или осень, она была теплая, и мы все порадовались, потому что сентябрь в Московском регионе был теплый, это значит, что в следующем году мы заплатим меньше.
Система действует таким образом в Российской Федерации. Как правило, в тех регионах, где оплачивается ежемесячно 1/12-я жилищно-коммунальных услуг, включая отопление, мы текущий год платим по показаниям прошлого года, а после 1 января, допустим, 2024 года управляющая организация либо теплоснабжающие, если они на прямых расчетах, должны сделать перерасчет. То есть если зима 2023 года будет теплой, тогда в 2024 году на основе фактических показаний приборов учета тепла нам должны сделать перерасчет в пользу жителей. Такая ситуация была в прошлом году, т. е. в 2023 году до 10% добросовестные управляющие организации пересчитывали тепло в пользу жителей из-за того, что зима 2022 года была теплая.
Но, к сожалению, вернусь к монополизму, даже в Московском регионе, где были высокие показатели экономии с точки зрения климатических условий, в Центральном округе вообще не было перерасчета, в некоторых округах где-то 0,5%. Поэтому только дома ТСЖ и ЖСК, у которых есть индивидуальный тепловой пункт, могли сделать самый большой перерасчет, ну и показать самую большую эффективность.
Это проблема монополизма: даже в одном климатическом районе мы можем видеть, что одни люди платят больше за поставленное количество тепла, а другие – меньше. Это вот зависит от системы управления.
Петр Кузнецов: Да. Ну, людей можно понять, Константин, когда приходит квитанция, графа «Отопление», под ней особо ничего не говорящее нам слово «гигакалории», а там еще и рядом совсем что-то непонятное в виде объема оказанных услуг.
Константин Крохин: В данном случае следует отметить, что монополисты – это не фигура речи, это действительно организации, которые в первую очередь настроены на свой финансовый интерес и в последнюю очередь на интересы жителей, потребителей.
Вот у нас есть такая компания «МОЭК», это крупнейшая теплоснабжающая компания России и Европы, которая имеет должников управляющих компаний на несколько миллиардов, т. е. она допускает потери, до 100 месяцев задолженности, притом что через 2 месяца неоплаченной задолженности они должны переходить на прямые расчеты. То есть компания создает долги, которые потом, по сути, расписываются на добросовестных плательщиков, таких как мы с вами, когда мы вовремя платим. То есть при такой неэффективности, когда десятки миллиардов, скажем, разбазариваются, чего удивляться, что в квитанции приходит неоплаченная услуга?..
Это очень большая проблема, мы пытаемся целый год, даже уже второй год, начиная с 2022 года мы пытаемся вообще поднять эту тему, и с «МОЭК» в частности, но они прячутся, не выходят на контакт. Потому что мы задаем вопрос, почему в одном доме 10% экономии начисляют гражданам, а в остальных домах, где обслуживаете вы или государственные бюджетные учреждения, «Жилищник», «Жилкомсервис» в Санкт-Петербурге, – почему несправедливо обслуживаются, собирается плата и не делается перерасчет? Никто на эти темы разговаривать не хочет, потому что им нечего сказать.
Петр Кузнецов: Вот еще вопрос по поводу того, как эффективно работают жалобы. Все-таки нашел новость то ли прошлого года, то ли 2 года назад, здесь не столь важен срок, важно содержание: «Отопительный сезон в столице начнется раньше срока в связи с жалобами москвичей», – из чего можно сделать вывод, что на начало сезона могут повлиять жалобы в данном случае москвичей, а не та самая суточная температура.
Константин Крохин: К сожалению, это есть тоже проявление монополизма. С одной стороны, есть законодательство, которое говорит о нормативе: должно быть меньше 8 градусов в среднем в течение 5 суток. Но в связи с тем, что городом управляют конкретные монополисты и чиновники, которые могут сказать «сегодня включим пораньше, а в следующем году включим попозже»... Это совершенно неправильно, т. е. не должно быть никакого волюнтаризма. Потому что когда эти чиновники конкретные принимают решение включить отопление раньше, они забывают сказать гражданам, что «вы заплатите больше». Эти чиновники в Москве защищают интересы ресурсников и прежде всего «МОЭК».
И когда нам кто-то говорит «мы включим пораньше, потому что были жалобы», никто эти жалобы не считал. На самом деле это волюнтаризм, который призван дать больше заработать в этом сезоне конкретным монополистам, потому что им нужно поддерживать штаны. Это вот большая проблема монополизма, и я бы не верил, проверял бы с точки зрения того, что действительно говорят. Вы можете посмотреть на нынешнюю погоду в Москве, где действительно идет такой холодный фронт, когда необходимо отопление...
Петр Кузнецов: Да, а сейчас тепло будет опять.
Константин Крохин: Да, но когда будет тепло, мы будем переплачивать с вами.
Петр Кузнецов: Альтернативный вариант, я понимаю, что это сложнее механизм, т. н. квартирные счетчики на отопление. Вот насколько они пользуются спросом? И вообще, выход ли это? Стоит ли игра свеч?
Константин Крохин: Это была хорошая идея, она развивалась, когда ее только приняли. Люди боролись, подавали в Конституционный суд, и он обязал разрешить каждому человеку устанавливать квартирные приборы учета тепла.
Однако монополисты, представителем которых является Минстрой, это федеральное министерство, которое регулирует отношения в сфере строительства и ЖКХ, приняли такую формулу, по которой если в доме не 90 или не 100% имеют квартирные приборы учета тепла, ничего выгодного не будет: вы заплатите за прибор, вы заплатите за себя и еще заплатите за соседа. То есть формула такая, что реально неэффективно.
Когда ко мне обращаются граждане в Жилищный союз, на телеграм-канал и письменно, по телефону, я им говорю, что если вас всего лишь пять человек из 200-квартирного дома, вы ничего не выиграете. Если же вы всем домом на собрании решили и организованно подключились хотя бы 80–90%, тогда по этой формуле у вас появится экономия.
Петр Кузнецов: Константин, спасибо большое за ваш комментарий! Вы многое пояснили.
Константин Крохин, председатель Жилищного союза и юрист.