Анастасия Семенова: К эксперту переходим? Руслан Арсланов: Давайте, да, пригласим нашего эксперта подискутировать вместе с нами. Светлана Юрьевна Зорина, президент Ассоциации книгораспространителей, главный редактор журнала «Книжная индустрия», к нам подключается. Светлана, здравствуйте, добро пожаловать. Анастасия Семенова: Здравствуйте. Светлана Зорина: Здравствуйте, доброе утро. Руслан Арсланов: Светлана, скажите, пожалуйста, какая ситуация по продажам в книжных магазинах сейчас? И действительно, это реальная статистика нам попалась, что книжных магазинов становится меньше? Светлана Зорина: Совершенно верно. Мы только что завершили второй этап нашего большого мониторинга по текущему состоянию книжных магазинов, и могу сказать, что по результатам этого мониторинга количество книжных магазинов сократилось на 220 магазинов, притом что год назад такое сокращение тоже было, 86 магазинов было закрыто. То есть динамика закрытий год к году составила, в 2,5 раза увеличилось количество закрытий, это очень-очень грустные цифры. Безусловно, магазины и открываются, вот за текущий год открылось 94 новых магазинов, таким образом, книжная инфраструктура сократилась в целом на 126 книжных магазинов. Но, вы знаете, конечно, с точки зрения текущей ситуации цифры очень тревожные еще вот в чем – падают продажи, да, экономическая ситуация в книжных магазинах оставляет желать лучшего. Если уровень доходов остается на уровне прошлого года, т. е. выручка не растет, а количество проданных экземпляров сокращается, год к году на 7,5% сократилось количество проданных экземпляров. То есть в целом, конечно, ситуация тревожная. И мы в целом когда анализируем книжный рынок, мы видим, что доля продаж бумажной книги не падает, это хороший, в общем, показатель, но они перераспределяются. Действительно, сегодня уже вот пройден этот Рубикон – больше 50% книг покупают на маркетплейсах. Если до пандемии 67% книг покупали в книжных магазинах, то сегодня, вот по итогам 2023 года данные могу сказать, это уже больше 50% составляют именно продажи на маркетплейсах. И здесь, конечно, безусловно, это прежде всего цена, цена и еще раз цена, вот об этом вы и говорили в эфире, это действительно первое, что принципиально имеет значение при выборе места покупки книги. Очень часто покупатели приходят в книжный магазин, смотрят новинки, выбирают книжки, а потом заказывают на маркетплейсах, потому что цена принципиальное имеет значение... Анастасия Семенова: В 3 раза практически иногда можно на какие-то книги встретить разницу с магазином. Руслан Арсланов: Три раза... Светлана Зорина: Особенно вот сейчас, в период акций, в период «черных пятниц» и т. д., разница в цене иногда может достигать 50–70%. Руслан Арсланов: Ого. Светлана Зорина: Почему так происходит? Здесь действительно пора уже задуматься и проанализировать ценовую составляющую. Это не потому, что там книжные магазины завышают цены, нет: здесь часто, к сожалению, приходится признать, идет ценовой демпинг за счет именно маркетплейса. Маркетплейс в одностороннем порядке может уменьшать стоимость книги без согласования издателя, и это уже прямое нарушение норм федерального нашего законодательства антимонопольного «О защите конкуренции». Поэтому вот то, что сейчас маркетплейсы имеют IT-льготу, до конца этого года они не подпадают под проверки и могут, собственно говоря, использовать вот эту IT-льготу, и таким образом нормы закона «О защите конкуренции» и те поправки очень важные, которые были приняты в сентябре прошлого года, пока просто на них не распространяются. Мы же как Ассоциация книгораспространителей просим все же внимательно рассмотреть политику ценообразования, и я считаю, что уже пора в принципе нашему антимонопольному законодательству и ФАС обратить внимание на разницу цен. Они не могут быть больше 20%, эта норма закреплена в законе «О защите конкуренции». Анастасия Семенова: Это понятно. Светлана, прошу прощения, вот если, возвращаясь, как все-таки книжным спастись? Потому что вот уже мы с Русланом обсуждали, что в какой-то момент, несколько лет назад, тоже был такой провал, спад и кафе стали открывать книжные, приглашать авторов, писателей, встречи, люди любят автографы... Ну, завлекать. Руслан Арсланов: Создавать такое сообщество вокруг книжного магазина стали. Анастасия Семенова: Да, уют такой. Руслан Арсланов: Действительно, многие люди стали туда ходить именно для этого. Как сейчас? Какие, может быть, есть выходы из ситуации? Анастасия Семенова: Какие варианты выхода? Светлана Зорина: Вы знаете, да, с точки зрения концепций развития, вы совершенно правильно говорите, это и кафе, и лекции, и место встречи. И здесь очень важны рекомендательные сервисы, потому что никто лучше, чем продавец книжного магазина, не знает книгу, и он как никто другой может порекомендовать покупателю выбрать ту или иную книгу. Ну и, в конце концов, это атмосфера, потому что, когда ты приходишь на книжные встречи, в книжный клуб, это действительно ты общаешься в сообществе единомышленников, у тебя появляются друзья с теми, с кем у тебя общие интересы книжные. Но все это, безусловно, очень затратно проводить, книжные мероприятия, встречи с авторами. До пандемии их было очень много, это действительно было очень популярно. Вот пандемия, наверное, таким стала спусковым крючком, когда стало переключение именно в онлайн, и мероприятия стали проходить в онлайне часто очень, и очень много сервисных услуг, тоже все в онлайне. Сейчас время возвращаться в офлайн, и для этого книжным магазинам тоже нужна поддержка, потому что привести автора, организовать встречу с интересными писателями в провинции, в регионах очень и очень затратно. Хоть книжные магазины и стали объектом социального предпринимательства, но я считаю, что те меры поддержки, которые они сейчас получили, недостаточны. Нужно увеличивать грантовую поддержку на проведение социально-культурных мероприятий на территории книжных магазинов, чтобы все-таки эта очень важная деятельность книжных магазинов нашла поддержку именно с точки зрения государства. Это очень важно. Ну и, конечно, то, что вот я сказала, это соблюдение антимонопольного законодательства и защита ценовой конкуренции – это тоже очень-очень важно, с тем чтобы все-таки покупатели вернулись именно в книжные магазины. И развитие рекомендательных сервисов. Мне кажется, книжным магазинам стоит с большим вниманием стать таким навигатором по чтению, рекомендовать, делать и личные рекомендации, рейтинги книжных магазинов. Вот мы сейчас, например, в рамках ассоциации запустили такой большой проект «Что читает Москва?», делаем книжные рейтинги еженедельные по Москве – это тоже очень такой хороший момент привлечения внимания к книге и чтению. Если такие рекомендации и рейтинги продаж будут и в других [городах], не только по Москве, это тоже будет очень хорошим стимулом обратить внимание на хорошие, качественные книги. Руслан Арсланов: Светлана Юрьевна, нам вот пишут такой вопрос здесь интересный: «В магазинах книги очень дорогие. Если по интернету запретят, то и читать никто не будет». Не случится ли такой истории? Светлана Зорина: Ни в коем случае не надо ничего запрещать! Мы живем в условиях книжного рынка, вообще в рыночной ситуации, и все каналы продаж должны существовать, и маркетплейсы, и книжные магазины, и в киосках можно купить, небольшой ассортимент, но можно. Я лишь говорю о цивилизованной конкуренции. Анастасия Семенова: Ценообразовании. Руслан Арсланов: Да, мы вас поняли. Светлана Зорина: Нужно восстановить именно цивилизованную ценовую конкуренцию. Анастасия Семенова: Понятно, чтобы не такая разница была. Светлана Зорина: Да. Если будет соблюдаться закон, то, конечно, текущее экономическое состояние книжных магазинов будет существенно лучше, у них появятся средства на развитие. Анастасия Семенова: Понятно. Светлана Зорина: Сейчас буквально просто не хватает банально средств на выплату заработных плат, на развитие... Анастасия Семенова: Понятно, и из-за этого как раз магазины книжные и закрываются. Руслан Арсланов: Поэтому и закрываются. Светлана Юрьевна, спасибо вам большое, спасибо, что так относитесь с теплотой к книгам и книжным магазинам! Светлана Зорина, президент Ассоциации книгораспространителей России, главный редактор журнала «Книжная индустрия», была с нами на связи. Анастасия Семенова: Подводим итоги. Руслан Арсланов: Подводим итоги опроса. «Где вы покупаете бумажные книги, в магазине или на маркетплейсе?» – все-таки магазины в нашем опросе побеждают, 57%, а маркетплейсы – 43%.