Руслан Арсланов: Давайте поговорим с экспертом, все-таки с человеком, который наверняка расскажет нам, как вообще себя вести в чатах, что туда можно писать, что не нужно. Сергей Кузнецов, руководитель общероссийского проекта «Добрые соседи». Сергей, здравствуйте, добро пожаловать. Сергей Кузнецов: Доброе утро, друзья. Руслан Арсланов: Сергей, скажите, как вообще, на ваш взгляд, правильно строить коммуникацию в чатах с соседями? Вообще, с чего ее нужно начинать и как себя там правильно позиционировать? Анастасия Семенова: Мне кажется, Сергей скажет, что надо писать «Доброе утро, друзья!», вот так, наверное, лучше. Сергей Кузнецов: Да, это точно. Но, вы знаете, я думаю, что надо посмотреть на чаты не как на что-то новое, не как на что-то особенное, к чему надо стремиться или куда надо вставать отдельно, чему надо соответствовать, – это точно такое же место для общения, как мы говорим на лестничной клетке, в подъезде, в автобусе, где угодно: такая же элементарная вежливость, какие-то слова хорошие, которые мы можем сказать, «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», и, по большому счету, точно так же поддерживать разговор. И мне не кажется, что разговор в чате будет отличаться чем-то от других площадок. Другое дело, что, когда мы говорим про чат, есть некое такое ощущение, что тебя не видно, тебя не слышно, такое ощущение не вседозволенности, но немножечко дополнительного барьера, такой стенки, за которую ты как бы прячешься. Но в доме, где соседи все друг друга знают, где даже ник или номер телефона известен, это не имеет особого смысла, поэтому вежливость, вежливость и еще раз вежливость, понимание, что могут быть разные мнения, понимание, что это такая же площадка для диалога, как и любые другие. И думаю, что вот этого будет вполне достаточно: если все будут придерживаться этого подхода, этой точки зрения, то все будет получаться гораздо лучше и спокойнее. Руслан Арсланов: Сергей, по поводу правил. Ведь есть вот ряд правил в чатах, например, если тебя не тегнули, как это говорится, не указали в чате, ты можешь не отвечать на какой-то вопрос, или если условно к тебе обратились, то ты должен ответить. Вот есть какие-то правила? Может быть, мы сейчас поможем организовать людям чат, где все будут понимать, как нужно там взаимодействовать? Сергей Кузнецов: Вы знаете, с одной стороны, да, вы, конечно, правы, что можно сделать такие правила, и, безусловно, это хорошая история. Но эти все правила идут из форумов, из активных интернет-сообществ, которые уже много работают, много взаимодействуют и не соседские изначально, а, например, профессиональные или какого-то там типа социальных сетей. В соседских чатах это немножечко по-другому работает. Потому что вот вы говорите слово «тегнули», вот мы с вами это поняли, люди, которые в больших городах, это поняли, а вот в любых малых городах подумали люди, что мы сейчас с вами ругаемся матом и нам за это потом ничего не будет или, наоборот, нам потом кто-нибудь что-нибудь скажет. Это примерно такая же история, когда мы говорим «взять смузи, пойти в коворкинг», в Москве, в Питере, в больших городах это вас поймут, а если вы так скажете где-нибудь, например, в городе Каргополь Архангельской области или в Новопавловке нашей любимой Краснодарского края, там могут за это в морду дать. Вот поэтому здесь надо очень четко понимать... Анастасия Семенова: ...где и как, что говорить. Сергей Кузнецов: ...что большинство чатов – это люди, которые самые простые, вот такие же, как мы встречаем на остановке, на рынке, в магазине, где угодно. И для них вот «мы тебя тегнули» – это такая себе история... Но если говорить о том, что какие-то правила вот такие надо, безусловно, взять оттуда, вот из этих профессиональных сообществ и социальных сетей, но перевести на русский язык, нужно сказать, что самое главное – это выслушивание оппонента, самое главное – это вежливость в ответе, и это вопрос в том, что нужно поддерживать дискуссию так же, как ты ее поддерживаешь условно за чаепитием. А с другой стороны, мне кажется, что здесь очень важно, чтобы сами инициаторы обсуждений и администраторы чата каким-то образом, понятным для людей, задавали вопросы. То есть надо научиться не только пользователям пользоваться чатами – нужно инициаторам обсуждений в первую очередь инициировать эти обсуждения, задавать вопросы правильно. Нужно сделать такие вопросы и так задавать интонацию, чтобы людям хотелось отвечать, вот не ругаться, а отвечать. Вот не «слышь, ты!», а «будьте любезны», не «будем делать гараж или парковку», а «а как вы считаете, нужно ли или не нужно?». И соответственно, люди тогда постепенно-постепенно включатся. Вот мне кажется, что вот эти правила должны быть... Знаете, как бывает, когда на кухне хозяйка главная, все помогаем хозяйке, за собой моем посуду и т. д., вот здесь то же самое, значит, правила в чате: выслушиваем всех, не ругаемся, условно не перебиваем, допускаем, что мнения бывают разные... И соглашаемся о том, что в итоге... и вот это на самом деле очень важно понять, и тогда многие вещи становятся на свои места... результаты обсуждения в чате, а также голосования в чате в любом соседском не является решением общего собрания собственников или как-то юридически значимо. В любом случае, если это какое-то обсуждение, то потом нужно его где-то финализировать уже в очном формате, а если это какое-то условное голосование или сбор мнений, то оно должно быть оформлено на бумаге, чтобы быть юридически значимым. Поэтому это площадка для обсуждения и просто надо вспомнить правила вежливости и правила дружбы. Руслан Арсланов: Сергей, спасибо! Мне кажется, что это важные действительно советы: объясняться вежливо, объясняться понятно, чтобы все все знали, понимали. И главное, наверное, чтобы был какой-то человек, который за этим за всем следил. Сергей Кузнецов, руководитель общероссийского проекта «Добрые соседи», был с нами. Сергей, спасибо. Ну а мы увидимся с вами после выпуска новостей.