Кто в семье добытчик?
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/kto-v-seme-dobytchik-87753.html
Антон Липовский: Мария Батти, карьерный консультант, с нами выходит на прямую связь. Мария, здравствуйте.
Анастасия Семенова: Доброе утро, здравствуйте.
Антон Липовский: Что ж происходит такое? Мария, давайте разбираться, что за ситуация на нашем рынке, ваши наблюдения, исследования. Давайте уже как-то прольем свет, что ли, на эту ситуацию, кто там больше у нас зарабатывает.
Мария Батти: Вы знаете, когда вы говорите, что каждый 10-й мужчина чувствует неловкость, меня это больше даже радует, обнадеживает, потому что раньше таких мужчин было значительно больше.
Антон Липовский: Больше.
Мария Батти: Больше, конечно. Сейчас мы постепенно уравниваемся, мы переходим действительно в партнерские отношения, и сейчас когда женщина зарабатывает больше, это из категории «нормально», это сильно не смущает.
Но, скажем так, в женщинах все равно подспудно сидит вот это вот чувство неловкости, когда ей нужно мало того, что согласовать вот эту вот бо́льшую зарплату с руководством на работе, а потом это нужно еще согласовать с мужем, с родственниками, для того чтобы все-таки все отнеслись к этому нормально, и внутри себя ей нужно согласовать, что она достойна этой зарплаты, что она имеет право зарабатывать такие большие деньги и что все вокруг, в общем-то, будут довольны. В то время как мужчине таких телодвижений делать не приходится: если он зарабатывает больше, это считается, скажем так, по умолчанию хорошим и правильным.
Женщинам надо делать значительно больше телодвижений, и они часто даже не хотят зарабатывать больше и считают, что это должен делать мужчина, потому что каждый раз, да, т. е. «вот тут мы согласовали, сегодня мы договорились, завтра мужчина будет чувствовать себя ущемленным, мне опять придется договариваться, убеждать, что это нормальная история», и это такое большое давление на женщин в том числе.
Тем не менее тенденция идет в сторону того, что мужчины и женщины приблизительно уравниваются, это правильно, это действительно хорошо с точки зрения финансовой безопасности, потому что развод, все что угодно может произойти с мужчиной и женщиной и каждый должен в принципе уметь обеспечить себя.
Антон Липовский: Вот сообщение: «После инфаркта мужа зарабатываю много я», – пишет нам, видимо, супруга из Омской области.
Анастасия Семенова: Но все равно, возвращаясь, Мария, к тому, что сейчас вроде мы наравне: мы недавно, кстати, делали программу, что все равно, если мужчина... Вот мы, например, с Антоном на одной должности, все равно почему-то мужчина зарабатывает больше. Вообще, это дело отдела кадров, я не должна знать, но часто мы видим, что на одной и той же позиции мужчина зарабатывает больше. Как с этим бороться?
Ты же не можешь прийти в кабинет начальника (я сейчас за женщин говорю) и сказать: «А я вот узнала, что мой коллега на той же должности зарабатывает чуть больше», – это же некорректно, неправильно. Как тут быть?
Антон Липовский: Ты как будто бы на что-то намекаешь... Так.
Анастасия Семенова: Я не намекаю – я просто говорю о том, что пишут телезрители.
Мария Батти: Вы знаете, действительно, такая тенденция есть, потому что мужчины в т. ч. не стесняются подходить и говорить такие вещи. Для них идти и добиваться большей зарплаты значительно более...
Анастасия Семенова: ...свойственно.
Мария Батти: ...свойственно, нежели чем женщинам, она десять раз подумает, прежде чем пойти, взять эту смелость, позволить себе сказать: «Вы знаете, я вообще работаю (не знаю) в два раза больше, у меня значительно лучше результаты». Ей к этому надо готовиться значительно тщательнее и дольше, нежели мужчине, который вообще об этом не будет задумываться и просто подойдет, скажет: «Так, мне нужно больше денег».
И в голове руководства вот эта установка, что мужчина должен зарабатывать больше, потому что он должен кормить семью, тоже где-то подсознательно сидит, поэтому мужчинам повышают зарплаты проще и легче, нежели женщинам.
Анастасия Семенова: И не зависит, какого пола руководитель, мужчина или женщина, не зависит?
Мария Батти: Не зависит вот эта установка. Опять же, мы говорим про людей, вы сами сказали, более старшего поколения – для них как раз положение, что мужчина должен зарабатывать больше, больше свойственно. Руководство у нас тоже чуть старше, чем обычные сотрудники, соответственно, они так же подсознательно... Мы можем даже декларировать, что мы не против, но потом, когда идет повышение зарплат, когда мы говорим «ему нужно кормить семью», оно звучит чаще, нежели чем «ей нужно кормить семью».
Анастасия Семенова: Мария, прошу прощения, что перебиваю, – получается, что в принципе мы, женщины, должны идти рожать, демография, как бы «мы не будем тебе повышать зарплату, потому что ты можешь уйти в декрет, а на мужчину я могу рассчитывать».
Мария Батти: Да.
Анастасия Семенова: Но мы же видим и тенденцию, что и мужчины сейчас уходят в декретный отпуск.
Мария Батти: Тенденция, конечно. Но если мы возьмем цифры абсолютные и относительные, скажем так, сколько мужчин в декретном отпуске и сколько женщин, естественно, это несопоставимая цифра.
Антон Липовский: Все равно же, конечно.
Мария Батти: И вероятность того, что мужчина уйдет в декрет, значительно меньше, чем женщина, которая уйдет в декрет и возьмет все заботы о ребенке на себя. Соответственно, руководителю нужно будет думать, кого поставить. Естественно, это подсознательно сидит, но тем не менее тенденция к тому, что женщины начинают постепенно уравниваться и зарабатывать наравне с мужчинами, и для них это тоже становится нормальным, как и для мужчин, – она постепенно идет.
Естественно, это долгий путь, естественно, вот этот вот, скажем, дисбаланс в сторону того, что мужчины должны зарабатывать больше, будет сохраняться, и это тоже нормальная история. Но женщинам нужно брать также смелость на себя и позволять себе зарабатывать эти деньги.
Антон Липовский: Мария, у меня остается заключительный вопрос: а женщины, которые стремятся действительно к значимому карьерному росту, вот вы как карьерный консультант скажите, в семейном плане все ли хорошо у таких женщин? Потому что многие говорят о том, что чаще приходится выбирать, дальше начинаются серьезные проблемы.
Мария Батти: Тут зависит у каждого от конкретной ситуации. Здесь приходится договариваться и в семье в том числе.
Антон Липовский: Может, у вас статистика есть...
Мария Батти: Если удается договориться и построить эти партнерские отношения о том, что «да, вот сейчас я здесь буду главная, а ты возьмешь на себя вот эти и вот эти функции, задачи», то все получится. Но, что называется, в каждой семье по-разному. Сложно, сложно, потому что опять же в головах установки сидят другие.
Анастасия Семенова: Как бы их сломать...
Мария Батти: Но сейчас тенденция...
Анастасия Семенова: Главное, что вы правильно сказали, что, мне кажется, женщинам иногда нужно почувствовать себя мужчиной и не бояться, пойти и сказать: «А мне кажется, что мне нужно поднять зарплату», – и это нормально. Страхов у женщин очень много.
Спасибо вам большое! Мария Батти, карьерный консультант, с нами была на связи.