Культ страха
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/kult-straha-82571.html
Петр Кузнецов: Наиля Бирарова с нами на связи, психолог. Наиля, здравствуйте!
Наиля Бирарова: Здравствуйте, дорогие! Доброе утро!
Петр Кузнецов: Здравствуйте!
Мария Карпова: Наиля, мы привыкли в современном мире постоянно бороться со стрессом. Возможно, отсюда и появилось такое количество психологов не с очень понятной квалификацией. Так почему же есть ощущение, что фильмы ужасов, книги, хоррор – они ведь только наращивают свою популярность? При этом. Что мы боремся со стрессом.
Наиля Бирарова: Здесь немножко двоякое мнение, особенно с точки зрения психики. То если мы будем рассматривать это как самотерапию, то это имеет право быть. И это, наоборот, человеку позволяет посмотреть в лицо своим страхам и справиться с ними за счет кинотерапии.
То есть он смотрит и преодолевает этот страх во время просмотра. И тогда в жизни ему не надо притягивать своим бессознательным паттерном, который хочет все время этот страх проживать. То есть с этой точки зрения фильмы на самом деле являются благостными. Ужасы.
А с другой стороны, люди, у которых есть биполярное расстройство личности, у которых с психикой не все в порядке, у кого нет зрелого мышления, нет стабильного восприятия внешней информации, для него эти фильмы ужасов будут, наоборот, провокационными.То есть, глядя на них, он будет стараться это воплотить в реальности. И его внутренняя подавленная агрессия, наоборот, будет иметь больший выхлоп вовне.
И это все-таки чревато психическим расстройством. Поэтому нужно смотреть: кто смотрит, зачем смотрит, с какими целями? И постфактум: какое состояние у него возникает?
Мария Карпова: То есть, если, например, я посмотрела какой-то фильм ужасов и после этого не могу ночью спать с выключенным светом. То есть где-нибудь на кухне хотя бы оставить, чтобы горел свет. Это так быть не должно? Мне просто их лучше не смотреть, эти фильмы?
Наиля Бирарова: Честно вам признаюсь, я их вообще не смотрю. Потому что я считаю, что в жизни достаточно напряженного состояния нашего ума. И нам просто ночью важно расслабиться, мы и так столько впечатлений получаем за целый день.
Но есть люди, которым этого не хватает. И они, благодаря фильмам, добирают вот этих впечатлений, активируют свое воображение. Может быть, даже где-то у них интуитивно возникает другое состояние в жизни. То есть они становятся более дерзкими, более, может быть, где-то бесстрашными.
Но если это мешает нам спать ночами, то, безусловно, нужно этот контент исключить и не вредить себе, своему организму и своему внутреннему состоянию спокойствия.
Мария Карпова: Ужастики детям можно смотреть?
Наиля Бирарова: Ну, я бы не рекомендовала. Сейчас очень много иностранных мультфильмов. Вот в наших нет. Наши вообще такие теплые, добродушные. Но иностранных мультфильмов, где вот эти герои – псевдогерои – они проявляют только агрессию. То есть у них вообще нечему поучиться, в качестве развития своей души, раскрытия душевных потребностей.
Поэтому детям вообще я бы не рекомендовала, ну, лет до 13–14 точно. Это не принесет им внутреннего роста и развития. Потому что в мультиках этого контента более чем достаточно.
Мария Карпова: А как же сказки наши?
Петр Кузнецов: Ну а вот мы вспоминали сказки русские, где там основа – просто страх. В любой сказке там его нужно преодолеть.
Наиля Бирарова: Преодоление страха. Основа не страх, а преодоление страха. И это в нас культивирует как раз таки вот это бесстрашие: когда любой наш страх, имея контакт с нами, он бывает побежден.
Но если этот страх остается и сидит где-то внутри, если он подавляется, то бывают моменты в жизни, когда он активируется вообще в неподходящей ситуации, и человек не может с этим справиться. То есть подавленные эмоции, они тоже не служат нам благом.
Мария Карпова: А не является ли такая тяга к такого жанра контенту, литературе и фильмам, как будто бы человеку недостает ярких эмоций в жизни? Ну ведь в нашей жизни, по идее, все есть: у нас и страх есть, и ужасы есть.
Наиля Бирарова: Однозначно, это так, Мария. Но мы же можем добрать этих эмоций через другой контент фильмов, через другие модели, которые нам показывает телевидение, или экраны, или киноиндустрия. Необязательно смотреть именно ужасы.
Мы можем посмотреть какой-то классный психологический триллер, где есть завертывающиеся истории, и это, наоборот, развивает мышление. Или шикарную комедию. Или посмотреть ту же самую мелодраму, где тоже активируются определенные очаги головного мозга.
Необязательно смотреть ужасы, если человек с этим не справляется. Если справляется, все нормально – наоборот, это ему в плюс.
Мария Карпова: Наиля, еще хочется поговорить немного, совсем коротко про такое понятие есть «треш-контент», когда это уже ужас, не совсем художественная выдумка, а это вполне реальное действие: там часто в прямом эфире люди наносят, не знаю, друг другу увечья, едят какие-то очень неприятные продукты.
Ну ладно, те, кто это делает – это отдельная тема, к ним отдельный вопрос. Зачем это люди смотрят? Что это... такое?
Наиля Бирарова: Люди смотрят, потому что не могут это позволить себе. И они такого с собой не сделают в жизни: не рискнут и не смогут даже благоустроить ситуацию так, чтобы попробовать то, что делают блогеры или треш-токеры.
Зачем блогеры делают, мы не будем на это акцентировать внимание. Но зачем люди смотрят? Они перетягивают эту картинку на себя и, якобы являясь героем, тоже проходят эту ситуацию от первого лица. То есть они видят то, что делает другой, идут в свое бесстрашие за счет него. И происходит тоже определенного, ну такого, наверное, определенного формата перенос на себя.
То есть он бы это не сделал, но глядя на другого, он вроде как процентов на двадцать ситуацию прожил. Вроде как ее преодолел за счет другого.
Мария Карпова: Спасибо большое, Наиля!
Петр Кузнецов: Спасибо!
Мария Карпова: Наиля Бирарова была с нами на связи, психолог. Помогла нам разобраться немного в любви нашей.