Руслан Арсланов: На связи с нами Дмитрий Попов, эксперт рабочей группы при Правительстве России по законодательству в сфере безопасности дорожного движения. Дмитрий, здравствуйте. Дмитрий Попов: Добрый день. Руслан Арсланов: Как вы считаете, Дмитрий, культура вождения в России – развивается ли она? И что вообще делается в стране, для того чтобы эту культуру развивать? Дмитрий Попов: Сначала короткая ремарка по поводу исследования. Я согласен с тем слушателем, который написал, что полная ерунда этот отчет. Руслан Арсланов: Так. Дмитрий Попов: Знаете как, есть известный мем на тему о том, что существует неправда, ложь, большая ложь и статистика. Не кажется ли вам, что в этом отчете хорошо продемонстрировано соотношение интенсивности движения транспорта по отношению к количеству камер в регионе и только это отображает? Через количество штрафов по скорости нам пытаются преподнести это как культуру вождения. Если вы посмотрите в таблицу, там Петербург, вы напрасно сказали, что Петербурга нет, он там на 10-м месте... Руслан Арсланов: А, да? Дмитрий Попов: Там же ниже присутствует Казань, и Москва на 16-м. Так вот эти три региона имеют на самом деле при низких показателях псевдосведений о культуре самые лучшие показатели по социальному риску в дорожном движении, это количество погибших на 100 тысяч населения: Петербург на 1-м месте, Москва – на 2-м, Казань – на 3-м. Поэтому тут со статистикой все очень сложно. Что касается культуры вождения, я не очень согласен с тезисом про культуру вождения в целом. Мне кажется, что не бывает культуры вождения, управления автомобилем, культуры похода в магазин, культуры похода в театр и т. д. – есть в принципе культура и бескультурье. И человек, который в гипермаркете лезет без очереди в кассу, точно так же пытается влезть в поток без очереди и каким-то образом качать свои права при интенсивном движении, поэтому это история такая себе. Что касается того, что в опросе слушатели говорили про то, как они видят, кто такой качественный водитель... Вот стаж в меньшей степени показывает культуру вождения, потому что стаж – это бумажки, понимаете. У меня есть товарищ, у которого стаж 19 лет, он за рулем еще ни разу не был. Руслан Арсланов: Классика. Анастасия Семенова: Да, много таких историй. Дмитрий Попов: Есть такое понятие, как стаж активного управления автомобилем, вот могу себе это приписать: у меня водительское удостоверение 40 лет, из них 30 я активно за рулем, т. е. каждый день я проезжаю от 70 до 150 километров, у меня большие пробеги. Но это не показатель культуры. Конечно же, знание правил дорожного движения требуется, правда, как человек, который входит в рабочую группу МВД по подготовке нового экзамена, я должен заметить, что очень часто встречаюсь с людьми, которые говорят: «Я соблюдаю все правила дорожного движения», начинаем расковыривать, выясняется, что: «Не знаю, но соблюдаю», – тоже такая себе история. Мне кажется, что главное в культуре управления автомобилем – это внутреннее отношение к ситуации и к людям, которые находятся вокруг тебя, готов ты уступить дорогу в той ситуации, которая спорная, неоднозначная, или, допустим, у тебя преимущество, но ты понимаешь, что коллега в потоке не справится с таким движением, ему надо помочь. Вот решение по этому вопросу, мне кажется, будет критерием культурности твоего участия в дорожном движении, но уж никак не количество штрафов за скорость. Руслан Арсланов: Дмитрий, да, спасибо вам за мнение. Мне кажется, что действительно, да, все начинается вот там, в автошколах чаще всего. И интересная мысль у меня появилась относительно инструкторов, которые с нами работают, ведь чаще всего, наверное, водители все-таки берут с них какую-то модель, как нужно управлять автомобилем, а инструкторы ведь бывают, скажем так, не всегда такими приятными и очень вежливыми и спокойными... Анастасия Семенова: Спокойными и уравновешенными людьми. Руслан Арсланов: Может быть, есть смысл вот именно в автошколах какой-то дополнительный этикет прививать водителям? Были такие мысли? Дмитрий Попов: Мне кажется, что программа подготовки водителей, если в нее добавится водительская этика или просто этика, она несильно потеряет, час, полтора, два можно про это говорить. Что касается мнения по поводу инструкторов, мастерами производственного обучения их называют, я согласен, что ученик во многом копирует и манеру поведения, и отношение к другим участникам дорожного движения своего инструктора. Почему-то вспомнились таксисты из фильма «Брат 2», и один, и второй. Если инструктор позволяет себе высказываться или какие-то делать предложения и суждения по поводу других участников дорожного движения на занятии, то потом ученик, в общем, копирует модель его поведения. С инструкторами надо было бы поработать, тут у нас все очень слабенько, и сейчас чтобы стать инструктором, сильно подпрыгивать не надо, а готов ты психологически или нет, пока непонятно. Руслан Арсланов: Ну вот хорошо, даже здесь, мне кажется, наметились какие-то вещи. Я думаю, что это будет двигаться, какая-то работа, которая ведется, приведет к результату, да? Анастасия Семенова: Да, я абсолютно согласна. Но вот интересно, что вы, Дмитрий, скажете по этому поводу. Очень много сообщений в адрес женщин, что «чем больше женщин за рулем, тем терпеливее водители-мужчины», «женщин стало очень много, и мужчины действительно стали лучше относиться, уступать на дороге». Что вы скажете по этому поводу? Дмитрий Попов: Мне очень часто задают вопрос, особенно в канун 8 Марта, имеются ли гендерные различия при управлении автомобилем. Руслан Арсланов: Так. Дмитрий Попов: Раньше я старался эту ситуацию сгладить, нивелировать, а сейчас должен уверенно сказать: гендерные различия есть. Если мы зайдем в любой класс автошкол... У меня даже есть такая шутка. Я иногда в какую-то автошколу заглядываю и смотрю, как прилежно сидят девушки на занятии, задаю вопрос: «Кто знает, где мужики-то получают водительское? Где мужчины в классе?» Женщины педантично относятся к соблюдению требований правил дорожного движения, если они их знают, это раз. Второе: у женщин есть неубиенное перед нами [мужчинами] преимущество – это чувство, которое называется интуицией, которое, в общем, во многом является составной частью культуры управления, культуры участия в дорожном движении, это навык прогноза ситуации. Вот интуиция очень часто подыгрывает женщинам в том, чтобы им безопасно управлять автомобилем. Руслан Арсланов: Дмитрий, спасибо вам большое! Анастасия Семенова: Спасибо большое! Руслан Арсланов: Дмитрий Попов был с нами на связи, эксперт рабочей группы при Правительстве России по законодательству в сфере безопасности дорожного движения.