Петр Кузнецов: Давайте поговорим о новом цифровом этикете, хотя, может быть, это уже тавтология, цифровой этикет, он уже сам по себе новый. А может быть, уже на смену тому самому цифровому первому уже какой-то новый пришел. Вот сейчас все это выясним. Надежда Коломацкая с нами на связи, специалист по этикету и клиентскому сервису. Доброе утро! Надежда Коломацкая: Доброе утро! Петр Кузнецов: Ну, сначала хочется понять, цифровой этикет, который, ну, безусловно, появился, он меняет общий этикет? Это уже произошло? Или заменяет его? Надежда Коломацкая: Ну, что такое этикет? Этикет – это сформулированные нормы, правила общения друг с другом, как сделать так, чтобы вам было хорошо общаться и с вами было хорошо общаться. И когда у нас появляется новое средство коммуникации, такое, как телефон, как интернет, то вот эти правила, они тоже должны быть сформулированы для всеобщего удобства. Поэтому, как только появляется новое средство коммуникации и в нем какое-то новое ответвление, например, голосовые сообщения, то они тоже должны каким-то образом регламентироваться для обоюдного комфорта. Петр Кузнецов: Просто кто меняет этот свод правил? Ну то есть вот, под вот это все? Сам по себе вот создается этот свод правил? Надежда Коломацкая: Обществом. Смотрится, как комфортно, как некомфортно. Что, например, если голосовые сообщения большинство людей начинают раздражать, то, соответственно, вводится некое такое условное правило, которое говорит о том, что, если вы хотите отправить голосовое сообщение, то сначала уточните, удобно ли получателю такая форма взаимодействия. И вот это удобство, оно, соответственно, формируется, формулируется и передается из уст в уста, либо нами, специалистами по этикету. Петр Кузнецов: Вот тогда самое главное давайте закрепим. То есть теперь звонить действительно можно, нужно и должны только в экстренных случаях? Надежда Коломацкая: Сегодня очень сильно перегружено информационное поле, и любой звонок, он может восприниматься, как действительно такое нарушение личного пространства. Особенно, если это незнакомые, малознакомые люди. Поэтому хорошим тоном считается, прежде чем кому-то позвонить, написать сообщение. И в идеале, высший пилотаж, когда вы напишете тему, по которой вы хотите совершить звонок. Тогда человек сам уже расставит свои приоритеты, насколько важно и срочно ему вам перезвонить. Существует еще некое правило такое, когда вы звоните кому-то, человек вам не ответил, приличным считается не ранее, чем через полтора-два часа совершить повторный звонок. Лучше всего, если вы позвонили уже, вам не ответили, напишите, что звонил по такому-то поводу, прошу перезвонить, когда будет удобно. Потому что, если вы напишете: «Срочно перезвони мне», здесь получается, опять-таки нарушается личное пространство человека. То, что для вас может быть срочным, для него может быть совершенно не срочным. Мария Карпова: Надежда, наверное… Прошу прощения, что я перебиваю. Но это, наверное, больше касается делового общения? Потому что сложно представить, если жена звонит мужу, он ей не отвечает, что она перезвонит ему только через полтора-два часа. Надежда Коломацкая: Написать сообщение легко, особенно сегодня, когда люди, ненормированный рабочий день, в любой момент может свершиться звонок, который будет неуместен, неудобен. И, соответственно, вызовет некий такой дискомфорт. Поэтому ничего страшного, если даже вы близким людям напишете сообщение: «Удобно ли?». И часто бывает, слышишь, что родители, мамы особенно, любят позвонить в самый неподходящий момент. Поэтому написать: «Удобно ли принять звонок?» – норма сегодняшнего дня. Петр Кузнецов: Ну и последнее, раз ты сейчас сравнивала с деловой сферой, у меня как раз вопрос про работодателя. Должен ли в таком случае работодатель учитывать предпочтения сотрудников? Хорошо, даже если не предпочтения сотрудников, то вот эту новую этику? Не звонить сразу, а писать: «Могу позвонить тебе? Чтоб завтра вышел на работу?». Надежда Коломацкая: Здесь вступает в роль действительно деловой этикет. Мы смотрим, что по вектору уважения руководитель выше подчиненного. Соответственно, здесь он может позволить себе в рабочее время, очень важный момент, в рабочее время позвонить своему сотруднику по рабочим вопросам и выяснить в таком формате. Петр Кузнецов: А, в рабочее время. Надежда Коломацкая: Если не в рабочее время, то предпочтительно написать сообщение, по какому вопросу вы звоните. Петр Кузнецов: Спасибо большое! Мария Карпова: Спасибо! Петр Кузнецов: Надежда Коломацкая, специалист по этикету и клиентскому сервису, нам помогала разобраться в новой цифровой этике.