Петр Кузнецов: На СМС-портале, кстати, скажем так, не то что одобряют, а понимают, почему курьеры столько получают. Мария Карпова: Да-да-да, именно, я вот тоже хотела именно с этого начать: «У курьеров тяжелый физический труд», – это Красноярский край. Петр Кузнецов: Эмпатию включили. Вот еще Краснодарский край: «Вы бы согласились под дождем, снегом, на морозе, поздно ночью или перед рассветом утром, на велосипеде, электросамокате везти (как это) барину их товар?» Мария Карпова: Да. Из Пермского края тоже сообщение: «Ничего завидного не вижу – собачья работа!» Петр Кузнецов: «Молодцы курьеры! Тут побегаешь», – Вологодская область. Мария Карпова: «Адская работа курьера!» – это из Томской области сообщение. Петр Кузнецов: Тяжелый физический труд. Давайте об этом и поговорим прямо сейчас. Но перед тем, как мы отправимся к нашему первому эксперту, т. е. не он к нам в данном случае, а мы к нему, вот так, уникальный случай... Мария Карпова: В виде исключения. Петр Кузнецов: Опрос запустим: «Стали ли вы больше пользоваться услугами курьеров в этом году?» – потому что цифра именно связана с этим годом, с ростом, мы вам в самом начале привели, вот только что еще таблицу с информацией показали. «Да» или «нет» присылайте на номер 54-45, вы как потребитель стали ли больше пользоваться услугами курьеров в этом году. Все очень просто, 54-45, «да» или «нет». С нами на связи Ранис Абзалилов, автокурьер. Ранис, доброе утро. Мария Карпова: Здравствуйте, Ранис. Ранис Абзалилов: Доброе утро. Петр Кузнецов: Надеемся, не отвлекаем, просто сейчас самый разгар... Ранис Абзалилов: Нет, все хорошо. Мария Карпова: А кто-то сейчас ждет свою доставку, понимаешь, Петь, нервничает... Петр Кузнецов: Да. Расскажите коротко, просто чтобы мы понимали, как дальше строить разговор, давно ли вы в профессии и действительно ли за этот год зарплата выросла заметно у вас. Ранис Абзалилов: В курьерской деятельности я более 3 лет. Зарплата стабильная. Петр Кузнецов: Не растет? Ранис Абзалилов: Зарплата в среднем от 150. Петр Кузнецов: Потому что вы на автомобиле на своем, видимо, в этом еще преимущество? Ранис Абзалилов: Да, все верно. Петр Кузнецов: Но все расходы на вас, да, по бензину, соответственно, и автомобиль... ? Ранис Абзалилов: Да-да, конечно, обслуживание на мне, бензин на мне, т. е. все, моя машина. Петр Кузнецов: Меняются ли условия? Потому что мы говорим о том, что сейчас спрос превышает, предложение превышает спрос, т. е. нужны курьеры, но пока не идут, в связи с этим еще по крайней мере пытаются удержать тех курьеров, которые есть. Какие-то мягкие условия новые появились, что вы можете сами график составлять... ? Мария Карпова: Нет, почему? Спрос превышает предложение. Петр Кузнецов: Спрос превышает, правильно. Мария Карпова: То есть курьеров меньше, чем желающих заказать доставку, скажем так. Петр Кузнецов: Чем нужно, да. Ранис Абзалилов: Слушайте, сейчас декабрь, это самый такой пиковый сезон, и курьеры очень сильно нужны. И у многих такое ошибочное мнение о курьерах, что это плохо, это не очень красиво называется, так скажем. Но тем не менее деньги платят хорошие... Петр Кузнецов: Мне кажется, с такими зарплатами тут и престиж растет. Мария Карпова: Да-да. Считается, что вроде не самая престижная профессия. Петр Кузнецов: И потом, даже не в зарплатах дело. Мне кажется, что вот за последнее время человек понял на самом деле ценность профессии, т. е. что это действительно удобно и что он... Видите, у нас очень много как раз на СМС-портале людей, которые понимают, что это на самом деле очень тяжелый физический труд. Здесь больше говорят о тех, кто не ездят на автомобилях, но тем не менее. Поэтому я думаю, что все равно меняется отношение, но это другая история. Стало ли больше заказов за этот год? Ранис Абзалилов: Заказов, да, стало больше. Петр Кузнецов: Сейчас-то понятно. Ранис Абзалилов: Заказов стало больше. Действительно, это классный сервис, это очень удобно, потому что... К примеру, вот у меня жена, ребенок и не всегда есть возможность выйти куда-то и что-то купить, а тут зашел в приложение, нажал несколько кнопок, к тебе пришел курьер, все привез – удобно, классно. Мария Карпова: А если вас жена что-нибудь попросит привезти, вы это считаете как заказ? Ранис Абзалилов: Нет, конечно: это не заказ, это домашние дела. Мария Карпова: Шучу. Петр Кузнецов: Большинство курьерских сервисов, заодно служб такси, как сказано, говорят, что они не работодатели, в штат людей не принимают. Мелкие компании вообще платят в конверте, а обычно в крупные устраиваются курьеры как самозанятые. Удобно, но вот случись что, больничный не оплатят, и в трудовую тут жаловаться бесполезно. Ранис Абзалилов: Именно так. Петр Кузнецов: Как вы трудоустроены? Как самозанятый? Ранис Абзалилов: Не совсем как самозанятый. Официального трудоустройства практически нету, и вот этих пакетов, как ДМС и т. д., этого нет. Но есть в некоторых сервисах дополнительная услуга в виде условной страховки, так скажем. То есть если курьер выполняет определенное количество заказов, то у него включается пакет ДМС условный. То есть если он выходит на больничный, то ему какая-то часть компенсируется, есть такое. Но это далеко не у всех, это в виде исключения даже, я бы сказал. Петр Кузнецов: Чаевые и штрафы, давайте еще об этом поговорим. Как часто оставляют чаевые? Как они распределяются? Ранис Абзалилов: Оставляют, но сейчас реже. Петр Кузнецов: Но они напрямую вам идут, т. е. это как-то через приложение, они... ? То есть вы чаевые только себе? Ранис Абзалилов: Все верно. Мария Карпова: А интересно, почему сейчас реже... А, наверное, потому, что чаще стали пользоваться услугами... Петр Кузнецов: Это уже превратилось в такую обыденность... То есть вы из этой категории, я не знаю, какой пример привести, вышли, уже если каждый день приезжают, ну что я, каждый день буду чаевые оставлять... Наверное, здесь с этой математикой понятно. Штрафы за что? За опоздание, что вы перепутали пункт А с пунктом Б? Ранис Абзалилов: Да нет как таковых штрафов. Штрафы могут быть минимальны. То есть за опоздание штрафов нет. Ну и понимаем, что сейчас декабрь, снег, дорожные условия плохие; да, это плохо, опоздания, но они допустимы. А в плане штрафов как таковых, они могут быть, например, за потерю посылки либо за работу и несоблюдение правил сервиса, за это штрафы могут быть. Петр Кузнецов: Позвольте вот окончательную математику. Вот 150 тысяч, вы сказали, вы зарабатываете, да? Ранис Абзалилов: Да. Петр Кузнецов: Но здесь же минус бензин, минус обслуживание автомобиля. Вот чистыми сколько, вот опять же если к среднему заработку перейдем? Ранис Абзалилов: Я понял вас. Все зависит от месяца. Петр Кузнецов: Ну да. Ранис Абзалилов: Если опять-таки приходим, ноябрь-декабрь, это пиковые месяцы, зарплата, естественно, там выше. За декабрь, я думаю, лучшие курьеры, которые будут работать много, будут работать качественно, они могут получить зарплату около 200 тысяч рублей, это уже на руки. В обычные месяцы в среднем зарплата 100–150 на руки. Петр Кузнецов: Ранис, но вы перерабатываете? Вы понимаете, что за эту сумму вы без выходных, вы работаете больше, чем 8 часов? Вы все время за рулем? Мария Карпова: Как кто-то написал, «адская работа». Петр Кузнецов: Да. Супруга ваша как относится? Ранис Абзалилов: Смотрите, здесь такой очень интересный момент, потому что больше 12 часов приложение работать не дает. Мария Карпова: А-а-а... Петр Кузнецов: А-а-а, вот, уже хорошо. Ранис Абзалилов: То есть как только я 12 часов отработал, мне приложение говорит: «Уважаемый друг, ты устал, иди отдыхай». Мария Карпова: И потом в следующий раз... ? Ранис Абзалилов: Соответственно, я тоже работаю, у меня есть выходные, т. е. я сам для себя... Петр Кузнецов: ...определяете. Ранис Абзалилов: ...сделал график 5/2. Мария Карпова: Хорошо, а как скоро по прошествии вот этого времени отдыха вы можете выйти на работу? То есть сколько время отдыха? Ранис Абзалилов: Шесть часов. Мария Карпова: Шесть часов. Петр Кузнецов: Через 6 часов уже можно выходить. Мария Карпова: То есть 12/6, 12/6... По идее, можно работать в таком графике. Петр Кузнецов: Тут ограничитель как и у таксистов тоже. Ранис Абзалилов: Ну да, принцип работы такой же, как у таксистов. Петр Кузнецов: И последний, пожалуй, вопрос. Это же для вас временный заработок? То есть вы относитесь к этому... ? Ну вот вы 3 года, но вы относитесь к этому как «сейчас подзаработаю и дальше пойду по специальности»? Мария Карпова: Или учиться, может быть. Петр Кузнецов: Или это всерьез и надолго? Ранис Абзалилов: Конечно, надолго тут проработать не получится... То есть для себя я это рассматриваю как хорошую альтернативу. К примеру, если я устраиваюсь на работу менеджером по продажам и т. д., зарплата у меня примерно такая же, плюс у меня такие вещи, как... Очень важна нервная составляющая, т. е. я прихожу на работу, не выполняю планы, ну условно опять-таки, за это меня руководитель начинает ругать, говорит: «Ты такой не молодец, план не выполняешь», – и т. д. Здесь же я сам себе хозяин, сам могу работать. Параллельно работе можно дополнительно обучаться, заниматься саморазвитием и развиваться дальше, двигаться дальше в профессии, почему бы нет. Петр Кузнецов: Тогда мы пожелаем вам удачи! Спасибо вам! Мария Карпова: Спасибо, Ранис! Ранис Абзалилов: Спасибо! Петр Кузнецов: Не отвлекаем. Ранис Абзалилов, автокурьер. Мы продолжаем эту тему обсуждать в прямом эфире. Напоминаем про наш опрос «Стали ли вы чаще в этом году пользоваться услугами курьеров?», «да» или «нет», на номер 54-45 голосуйте. Мария Карпова: Мне понравилось сообщение из Орловской области: «Вот она, зависть в чистом виде. Зарплата курьеров – это как раз тот случай, когда рынок все расставил по своим местам. Хотите исправить этот перекос – платите другим работягам такие же достойные зарплаты». Петр Кузнецов: Не поспоришь. Мария Карпова: Не поспоришь. Петр Кузнецов: Рынок, да, все расставляет на свои места. Мария Карпова: Да-да. Петр Кузнецов: Всегда так было, так работает рыночная экономика. «Нет-нет-нет, пользуемся вообще», – «не пользуемся вообще»? Из Москвы. Я не поверю, что в Москве не используются вообще. Мария Карпова: Вот. Из Тульской области написали: «Никогда не пользовался услугами курьеров». Петр Кузнецов: Ну вот представьте ситуацию, вот сейчас декабрь, сейчас все завалило, – это же... Это удобно. Я понимаю, что кто-то сейчас скажет: «Это все равно деньги». По-моему, если не ошибаюсь, вот просто доставка из ближайшего магазина, это будет стоить 150 рублей вот где-то. Бывает доставка бесплатная. Мария Карпова: Да. Петр Кузнецов: Там прямо написано в приложении. Мария Карпова: Бесплатная доставка. Если хочешь, чтобы привезли за полчаса... Петр Кузнецов: Ведь это удобно, все те же продукты, вместо того чтобы идти или тем более ехать, если вы на автомобиле, откапывать автомобиль... Мария Карпова: Конечно. Петр Кузнецов: Вы через приложение заказываете курьера, и все те же продукты приезжают к вам под дверь. Мария Карпова: Да, как раз вот из Мордовии подтверждает сообщение твои слова: «Я считаю, что в городах (видимо, имеется в виду, что в больших городах) курьеры – это очень востребованная профессия». Петр Кузнецов: Конечно, потому что в больших городах тот, кто заказывает, он выигрывает самое главное, если мы говорим о том, кто живет в городе, – это время. Мария Карпова: Ага. Петр Кузнецов: Давайте продолжим наш разговор, у нас еще один эксперт на связи – Александра Лысенко, управляющий партнер HR-сообщества «Как делать». Здравствуйте, Александра. Александра Лысенко: Здравствуйте, доброе утро всем, кто нас смотрит. Петр Кузнецов: Наш вопрос, наверное, основной здесь не как делать, а что нам делать с этим перекосом на рынке труда. Вот в Минпромторге бьют тревогу, а мы как потребители, как наблюдатели должны бить тревогу? Это нормальный перекос, это временный перекос? Мария Карпова: Или это просто зависть? Александра Лысенко: Да, перекос действительно существует. Хотелось бы немножечко в защиту, может быть, курьеров, вообще это как бизнес, это ответ бизнеса на gig-экономику, экономику по запросу. Мы никуда не денемся, это уже существует, это серьезный бизнес и очень сложный. Что касается вот самих курьеров, я видела, уже застала ваше интервью с курьером, – это очень непростая работа на самом деле, когда ты в дождь и в снег, в любую погоду должен выйти на работу. У тебя может быть очень с точки зрения физической сложная история, когда ты должен принести товар достаточно тяжелый. Вот я, допустим, сама активный пользователь курьерской доставки, и мне очень важно, что мне приносят воду, я всегда очень благодарна, самой таскать ее (у меня пятый этаж без лифта, Петербург, центр города), и я всегда благодарна курьерам, которые приносят мне эти две бутыли воды, которые самой мне было бы тяжело поднимать, спасибо большое. С точки зрения бизнеса очень непростая история. Я лично знакома сама с HR-директором компании с этими «чемоданчиками», в которых они нам доставляют продукты, мы с ней прямо дружим, и я видела, как однажды мы... У нас вечеринка, вечер, ей звонок из Екатеринбурга поступает, там началось утро, очень плохая погода в Екатеринбурге – 50% курьеров не вышли на работу. С точки зрения бизнеса это сложный бизнес. Петр Кузнецов: Коллапс. Александра Лысенко: И тут есть такое понятие, текучесть персонала в бизнесе. Вот компании, которые связаны с доставкой, с обеспечением доставки, они страдают от текучести персонала так, как другим, может быть, и не снилось. И поэтому как бизнес выстраивается? Конечно, этих людей мотивируют абсолютно всячески, разными способами, и в этом смысле уже сейчас начинают другие компании жаловаться на то, что получают отток своего персонала в сторону курьеров. Но я хочу вас убедить, что это непростая история, удержать персонал, потому что эта работа... Вот парень, который у вас выступал, курьер, он тоже говорит: «Эта работа дает мне возможность организовать самостоятельно рабочий день и обучаться, двигаться в каком-то другом направлении». То есть я не знаю ни одного курьера, и вы, наверное, тоже не знаете, который делал бы карьеру в этом направлении, – это временное трудоустройство, каждый воспринимает как временное, как возможность подработать, заработать денег. И на самом деле многие люди, которые остаются без работы, и они могут быть квалифицированными сотрудниками, могут эту профессию воспринимать как временную, перебиться, для того чтобы не остаться совсем без обеспечения. С другой стороны, HR-директор производственной компании тоже жалуется, мы разговаривали... Просто я представляю HR-сообщество, я не руковожу какой-то конкретной компанией, а HR-сообщество, где я могу встречаться и разговаривать, делиться экспертизой с разными абсолютно направлениями в бизнесе. А вот HR-директор производственной компании говорит: «Как это обидно и сложно, когда мы обучаем сотрудников вновь принятых сложным производственным профессиям (потому что это достаточно трудно: даже если ты профессионал в своей области, тебе нужно погрузиться в конкретное производство), а человек через три месяца уходит в курьеры». Петр Кузнецов: Ага. Александра Лысенко: Но тут опять вопрос бизнеса. Как мы говорим, рынок урегулирует – это абсолютно точно, потому что бизнес, связанный с производством, будет тоже думать о том, как удерживать сотрудников, как улучшить им условия труда, будет думать о том, как повышать им зарплату, для того чтобы не было вот этих случаев, что человек ушел в курьеры. То есть рынок очень конкурентный, и вот у нас действительно сейчас он сложный, людей не хватает, об этом все говорят, поэтому как-то будут развиваться эти события. У курьеров тоже есть задачи, и у эйчаров, как и у бизнеса, автоматизации, и скоро у нас профессия курьера может значительно меньше нуждаться в людях, потому что развивается направление доставки с помощью дронов, доставки с помощью роботов. Москвичи уже видят роботов-доставщиков, я тоже сама, своими глазами видела, это происходит очень интересно, аккуратно, люди заинтересованы в этом... Петр Кузнецов: Которые в сугробах пока... Мария Карпова: ...застревают. Александра Лысенко: Вот-вот, который у вас сейчас на заставке, это и есть. Петр Кузнецов: И ему нужен человек-курьер, который ему поможет. Ну вот к вопросу о временном, Александра. Все-таки вот это временное повышение зарплат, это вообще временная профессия, или она всерьез и надолго? Это первое. Мария Карпова: Прости, из Якутии сообщение: «Здравствуйте. Сам работаю курьером с 2018-го до сих пор, мне очень нравится». Петр Кузнецов: «До сих пор, мне очень нравится», – вот, пожалуйста. И вопрос второй, раз уж на то пошло и мы обсуждаем повышение зарплат, а это есть, мы фиксируем по различным опросам, – можем мы предположить, что зарплаты курьеров, точнее, их повышение, может повлиять на зарплаты в других профессиях, скажем так, смежных по крайней мере, т. е. каким-то образом взаимодействующих с курьерской службой? Александра Лысенко: К сожалению, да. Петр Кузнецов: К сожалению?.. Александра Лысенко: Любое повышение зарплаты тянет за собой повышение зарплаты. Когда мы в HR-сообществе это обсуждаем, это, знаете, как замкнутый круг. Петр Кузнецов: Так. Александра Лысенко: Когда где-то кто-то повышает зарплату, ну все, дальше весь рынок тянется за этим, мы получаем потом серьезную инфляцию в стране... Это много факторов, которые на это влияют. При высоком уровне инфляции мы в принципе не можем не повышать зарплату. Но абсолютно точно мы знаем, что материальная мотивация – это не единственная мотивация, которая как-то вовлекает человека в его работу, в его компанию, поэтому очень серьезно компании думают о том, чем еще заинтересовать, кроме денег, своих сотрудников. И вот там, где есть работа с корпоративной культурой, там, где есть работа с взаимоотношениями между людьми... Если, допустим, раньше, когда был рынок работодателя, могли не так серьезно бизнесы относиться к своим сотрудникам, то сейчас прямо думают о том, как удерживать сотрудников при помощи не только денег, как повышать их производительность труда, и тоже не только при помощи денег. В общем, бизнес этим озабочен и выравнивание будет, безусловно, но повышение заработной платы – это прямо рубить сук, на котором ты сидишь, с точки зрения бизнеса это сложная история, но она неотвратимая, к сожалению. Петр Кузнецов: Подытожим. Стоит ли нам опасаться массового ухода квалифицированных работников в подобные службы? Александра Лысенко: Я прошу повторить вопрос, я не очень расслышала первые слова. Петр Кузнецов: Стоит ли нам все-таки опасаться ухода квалифицированных сотрудников в курьеры прежде всего из-за зарплат? Александра Лысенко: Да, безусловно. Вот я об этом же и говорю, что это прямо проблема, это тревожит работодателей, и если ты не поменяешь подходы и возможности, условия, какие-то передышки, какие-то преференции давать своим сотрудникам, это так и будет происходить. Возможно, как временное... Еще раз, вот у вас, правда, было сообщение, что человек работает с 2018 года курьером и не думает ни о чем другом, такие случаи тоже есть, наверное, это как из разряда «хочу быть дворником», позиция человека такая, но эта работа с физической точки зрения непростая, поэтому... Тут как у балерины, будет возраст и будет окончание этой карьеры. Петр Кузнецов: Ну и, наверное, все равно есть границы, т. е. когда спрос будет удовлетворен, соответственно, уже курьеры будут не нужны в таком количестве, наверное, дальше уже что-то будет происходить в этом направлении. Мария Карпова: А потом возможен какой-то карьерный рост в компании, кстати... Петр Кузнецов: Кто знает. Александра Лысенко: И тут я еще раз хочу повторить, что бизнес этот вопрос будет решать так или иначе. Гораздо сложнее обстоит дело, наверное, с государственными программами. Условно, когда мы с вами начинали обсуждать эту тему, мы говорили о профессоре, который получает меньше курьера, – вот с профессором сложнее всего, потому что это должна быть государственная программа, которая даже связана не только... Петр Кузнецов: Абсолютно точно, с профессором проблемы-то были еще и до появления курьеров, да. Александра Лысенко: Абсолютно. Петр Кузнецов: Александра Лысенко, управляющий партнер HR-сообщества «Как делать». Спасибо!