Курс нам в помощь
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/kurs-nam-v-pomoshch-84132.html
Антон Липовский: И наш следующий гость – вице-президент Ассоциации развития онлайн-образования Анна Мальцева – в нем принимала участие непосредственное, и сейчас мы все вопросы, в т. ч. и ваши, которые вы продолжите нам задавать, можете звонить в прямой эфир, ей адресуем. Анна, доброе утро, здравствуйте.
Вера Круглова: Здравствуйте, Анна.
Анна Мальцева: Вера, Антон, доброе утро, здравствуйте. Спасибо большое, что пригласили. Доброе утро всем зрителям! С удовольствием отвечу на ваши вопросы.
Антон Липовский: Смотрите, вот 24 октября у вас состоялось вот это вот совещание, собрание, заседание. В итоге к чему пришли? Что нового из возможностей контролировать этот рынок? Как сегодня законодательно вообще с этим бороться?
Анна Мальцева: Можно я немножечко отмотаю назад? Я только что слышала вашу дискуссию, она была правда, действительно интересной, спасибо большое, что вы привели и статистику, и показали исследование, опрос жителей, это на самом деле очень классно и позволяет нам с вами сейчас задуматься самостоятельно, в целом как мне подходить с точки зрения своего собственного образования.
Я бы хотела здесь разделить две вещи, которые важны сейчас для каждого нашего зрителя. Первое: у нас есть с вами закон «Об образовании», а есть закон «О просвещении», и мы должны с вами понимать, в рамках чего мы действуем, образования либо просвещения. Онлайн-курсы, которые относятся к образованию, когда мы получаем профессию, когда мы получаем какой-то новый навык, какие пакеты документов должны быть там и как подходить к выбору этих онлайн-курсов, а просвещение – это какой-то навык, который я хочу получить, и что я хочу получить благодаря этому навыку. Вот эти две вещи очень сильно важны.
И я бы хотела вам привести небольшую статистику. Рынок онлайн-образования, в прошлом году прирост на 100%, он сейчас составляет 200 миллиардов рублей. И одна из важных статистик, которая сейчас многое вам скажет: в рынке онлайн-образования процент возвратов всего лишь 2%. Если в среднем мы берем вообще рынок любых услуг, средний процент возвратов – это 15%. Мы говорим с вами о том, что голосует своим рублем тот человек, который покупает эти курсы либо любые обучающие продукты. Два процента возвратов всего лишь в онлайн-образовании – это огромная статистика, это статистика компании GetCourse, где располагается 18 тысяч онлайн-школ, т. е. на эту статистику мы с вами точно можем полагаться.
Второй важный фактор, что сейчас стремительно выросла доля повторных продаж, т. е. люди, купившие один раз, покупают два-шесть раз онлайн-курсы, это тоже такие важные вещи.
Теперь мы с вами поговорим о том, как вообще выбрать онлайн-курс и как себя застраховать от того, чтобы купить некачественный, – правильно, вопрос у нас был такой?
Вера Круглова: Да, верно, это очень интересно.
Антон Липовский: Вы вообще разделили на два класса, на два типа. Можно я одно даже сообщение из Москвы прочитаю? «Я ветеринарный врач (ветеринарный, это там, где надо работать руками), и пришлось проходить курсы на сайте «Открытое образование» по маркетингу. Очень доволен приобретенному навыку, и в жизни мне это, в частности, пригодилось», – это в подтверждение ваших слов.
Анна Мальцева: Да. Мы должны понимать: я иду за профессией, тогда куда я иду за профессией, есть ли там лицензия, есть ли профессиональное образование у педагогов. То есть я выбираю.
Я сама для себя сейчас получала образование психолога дополнительное, это онлайн-школа, мне безумно понравилось, 4 месяца. Я для себя, просто вот для своего саморазвития получила. Я изучила школу, я посмотрела, кто там педагогический состав, какие соответствующие лицензии там есть, какие отзывы, какие кейсы. Пошла и осталась безумно довольна. Я постоянно, регулярно обучаюсь.
У меня был запрос на обучение конкретной профессии – а если я, например, хочу получить какой-то навык? Это то, что вы только что сейчас привели в примере. Например, я хочу изучить нейросети. Мы понимаем, что я нигде у нас в образовании сейчас не получу навык по нейросетям, по SMM...
Антон Липовский: Это правда.
Анна Мальцева: ...по какому-то диджитал-маркетингу – я просто не смогу ни в одном институте это взять. Тогда что нужно сделать? Нужно пойти и этот навык приобрести.
И здесь очень важна, первое, наша собственная ответственность, как я выбираю это обучение. И большая проблема в том, что, выбирая обучение, мы часто ведемся как раз-таки на вот эти вот, то, что вы сегодня говорили, маркетинговые, продуктовые большие обещания и покупаем не свою острую потребность в каком-то навыке, а покупаем то обещание, которое мне как раз-таки где-то в упаковке, в маркетинге сказали. Поэтому я бы вернула ответственность за выбор любой покупки онлайн-обучения, будь это вязание крестиком, вышивание или какая-то серьезная профессия, т. е. самостоятельно подойти к тому, каким образом я выбираю это обучение.
Антон Липовский: Посоветуйте, в итоге как? Все правильно, нас никто не заставлял покупать, но мы купили. В итоге дальше с этим что делать? Как подойти к выбору? Как быть, если ты уже остался недоволен?
Анна Мальцева: Смотрите, вот если это какая-то такая хорошая, качественная, уважающая себя школа, у каждой большой школы заложен процент возвратов, это нормально.
То есть, например, клиенту не понравилось, он передумал, у него произошли какие-то там факторы, он понял, что ему сложно... Вот только что у вас в опросе женщина сказала: «Я училась 3 месяца, я увидела, что нужно много времени этому посвящать, я просто не хочу». Такое может быть? Действительно может быть.
И в целом хорошая школа, она быстро вернет деньги. Она может перерассчитать какой-то кусок, да, что вы 30% времени обучились, вам сделали перерасчет и вернули денежные средства. И с этим, как правило, проблем нет.
Поэтому если вам вдруг что-то не понравилось по объективной причине, вы можете обратиться не стесняясь, причем не дожидаясь окончания, не обязательно идти в суд или писать какую-то досудебную претензию – можно прийти в школу, где вы купили обучение, и сказать о том, что «меня не устроило, у меня не получилось, мне не понравилось», и в целом вам могут вернуть.
И здесь тоже такое понятие, про которое я бы сейчас вам сказала, что сейчас растет потребительский экстремизм. Когда мы поняли, что инфоцыгане, вот эти громкие судебные дела, люди, конечно, стали вспоминать, что они 2 года назад обучились, им не понравилось, и пошли писать досудебные претензии. Вот об этом мы тоже не можем с вами сейчас умалчивать.
А в общем и целом, первое, нужно самостоятельно выбрать школу, посмотреть педагогический состав, преподавателей, куда вы идете, есть ли наличие лицензии необходимой, какие отзывы, кейсы. Причем если уж совсем вы хотите поизучать, вы можете конкретному человеку написать, там всегда есть контакты этого человека, сказать: «Ты действительно обучался? Тебе действительно понравилось? У тебя действительно произошел результат?» – и получить классную обратную связь. Это наша ответственность, выбрать институт. Точно так же и я обучалась: когда я получала свою собственную профессию, я изучала институты, для того чтобы выбрать, куда мне пойти.
И здесь важно, вот такие red flags... Давайте я просто обращу еще внимание, где red flag для того, чтобы задуматься, стоит ли туда идти.
Антон Липовский: Такие красные точки, давайте.
Анна Мальцева: Если вам продают на каких-то триггерах, манипуляциях, ограничении по времени, ажиотаж, «закончатся места», «завтра стоимость повысится, вы больше никогда не купите», «это последний поток»... То есть мы понимаем, что это такие маркетинговые уловки, для того чтобы продать, и в целом это неплохо: мы же понимаем, что в целом маркетинг так и устроен вообще везде, услуги, товары, неважно. Но если вы чувствуете, что вы сейчас поддаетесь вот этому давлению и манипуляции, ничего страшного, не нужно приобретать в данный момент это обучение.
Вы можете действительно приобрести потом, приобрести в другой обучающей школе, еще поизучать, т. е. вестись не на то, что завтра закончатся места или повысится цена, а на то, что я действительно выбрал, я разобрался, я чувствую острую потребность, что мне это нужно, я понимаю, что эта школа качественная (по моему первичному анализу), и я иду туда обучаться.
И вы знаете, вы мне задавали вопрос, на который я сейчас все-таки дам ответ. Когда мы ходили в Совет Федерации, сейчас получается, что, действительно, получить лицензию не означает, что внутри будет качественный продукт. То есть контроля качества продукта на данный момент не существует.
Антон Липовский: Вот это и есть ключевой момент.
Анна Мальцева: И мы сейчас на площадках государственных вузов делаем советы, в рамках которых тестовые, пилотные проекты, в рамках которых мы хотим оценивать качество продуктов, т. е. это совет из разных педагогов, которые будут проверять эти...
Антон Липовский: Здорово! Как раз-таки вот это и будет тем самым мощным инструментом, который будет помогать людям действительно выбирать то, что им надо.
Анна, спасибо огромное!
Вера Круглова: Спасибо вам большое!
Антон Липовский: К сожалению, время выходит, а так можно было бы еще разговаривать.
Анна Мальцева, вице-президент Ассоциации развития онлайн-образования.
Мы совсем скоро продолжим.