Кузнец Антон Киряков: Я старался передать спортивный дух, эмоции простого дворового парнишки, который не испугался чемпионов и пришёл первым, выиграл гонку
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/kuznec-anton-kiryakov-ya-staralsya-peredat-sportivnyy-duh-emocii-na-finishe-prostogo-dvorovogo-parnishki-kotoryy-ne-ispugalsya-chempionov-i-prishyol-pervyy-vyigral-gonku-72560.html
Петр Кузнецов: Памятник лыжнику в Кунгуре теперь знает вся страна. Покажем на всякий случай всем тем, кто что-то пропустил за эту неделю. Популярным он стал за считанные дни, все благодаря своеобразной внешности. (Где памятник-то?..) Президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе добавила остроты и еще большего размаха этой истории, заявив, что «это ужас и она в шоке», это ее слова.
Автор скульптуры Антон Киряков всем критикам спокойно отвечает, что, во-первых, это скорее арт-объект и ни с кого конкретного он этот образ не ваял. Антон говорит: «Если бы это была какая-то звезда и я его так изобразил, тогда да, вопрос понятен». Но, кстати, у лыжника есть имя Платон...
Мария Карпова: Тем более.
Петр Кузнецов: Да. Также здесь нет конкретного стиля, т. е. не модерн, не барокко, не рококо... И во-вторых, здесь важнее было передать силу и суровость уральского мужчины-спортсмена.
И потом, это я уже от себя говорю, не от Антона, и забегаю немного вперед: не Антон же решает, что вот здесь, на этом месте будет стоять вот такой памятник, ничего не знаю. Есть заказ, есть комиссия, есть, наверное, соответствие нормативам, есть финальное утверждение.
У нас на связи сейчас... Есть у нас возможность с Антоном Киряковым как с автором поговорить. Антон прежде всего кузнец. Антон, здравствуйте.
Мария Карпова: Здравствуйте, Антон.
Петр Кузнецов: Антон, слышите нас?
Антон Киряков: Да-да, слышу.
Петр Кузнецов: Приветствуем вас, здравствуйте.
Антон Киряков: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Очень много за последнее время вы интервью пораздавали, постараемся не повторяться, что ли.
Нам важен больше сам процесс. Расскажите, пожалуйста, как выглядел заказ, ведь это заказ на скульптуру был от кого-то, да?
Антон Киряков: Это даже не заказ был.
Петр Кузнецов: Расскажите.
Антон Киряков: Это как бы была такая дружеская беседа с руководителем молодежной ассоциации «Лига». Ну и созрел вот такой как бы план, так сказать: надо поставить, что-то хочется в нашем городе, хочется на лыжной базе именно. То есть я не раз уже что-то где-то ставил, но почему-то мы вот захотели поставить сначала лавку, потом вроде что-то такое, столб, какой-то фонарь... Нет, все-таки переиграли и я предложил сделать спортсмена, лыжника, раз это лыжная база, да. Ну и, соответственно, идея созрела, и вот 1,5 года примерно на это ушло все.
Петр Кузнецов: Кроме вас кто-то присутствовал при этой идее? То есть выбирали кого-то из авторов?
Антон Киряков: Конечно, нас целая команда делала, я ведь не один. Нас работают пять-шесть человек, т. е. все помогают, здесь сварщики, слесаря...
Петр Кузнецов: То есть это коллективный труд.
Антон Киряков: Сложная работа же была, затяжная...
Петр Кузнецов: Как принимали готовый объект? Кто что говорил из этой комиссии принимающей?
Антон Киряков: Не понял.
Петр Кузнецов: Комиссия принимающая, которая утверждает, говорит: «Да, все отлично, спасибо», – пожимает руки... Это что за люди? Что они говорили?
Антон Киряков: Так никакой комиссии не было.
Петр Кузнецов: Не было, да?
Антон Киряков: Просто люди смотрят, видят, критикуют, т. е. обычное явление в нашей жизни. Кому-то нравится, кому-то не нравится. То есть, мне кажется, это как бы присуще любому человеку.
Петр Кузнецов: Люди-то на месте потом узнали. Но я имею в виду, что те, кто... Но опять же, повторюсь, те, кто заказал этот памятник, они потом... ?
Антон Киряков: Так это не заказ, я вам повторю, это не заказ, это вот на добровольных началах вот я, кузнец, сделал, передал в дар, т. е. именно спортивной ассоциации, на свои средства, все это мы поставили...
Петр Кузнецов: Ладно, не заказ, автор идеи, кто к вам обратился, он доволен же был потом, как все получилось? Я вот об этом.
Антон Киряков: Автор идеи – так я автор идеи.
Петр Кузнецов: Вы же придумали там поставить, правильно?
Антон Киряков: Нет, придумал поставить Сергей, руководитель нашей лыжной базы «Снежинка».
Петр Кузнецов: Вот я про него тогда.
Мария Карпова: Антон, вам как автору идеи, как настоящему художнику не обидно из-за таких нападок? Что бы вы сказали всем критикам вашего произведения?
Антон Киряков: Не обидно ли мне?
Мария Карпова: Да.
Антон Киряков: Так мне... Почему мне должно быть обидно? Ну критикуют и критикуют, это нормальное явление. То есть я как бы лыжника делал, делал атлета, т. е. я старался именно передать вот этот дух, т. е. передать вот эти эмоции на лице. Ведь он действительно, вот он пришел первый, стоит такой, да, самодовольный, т. е. выиграл гонку, простой дворовой парнишка, т. е. не испугался, так сказать, чемпионов каких-то уже существующих, нынешних – он просто всех обошел. И вот он прибежал, стоит, люди его ждут, встречают аплодисментами, надо сфотографироваться... Вот он пытается сосредоточиться и стоит, всем видом показывая вот это.
Петр Кузнецов: Вот, кстати, о фотографиях, Антон, – а вы не брали ничего за основу, ни фотографию какую-то из архива, ни какой-то стоп-кадр с настоящей гонки?
Антон Киряков: Ну вот смотрите, маленько расскажу, как это было. Понимаете, всегда, когда что-то делаешь, все равно или сначала вылепишь, или закажешь где-то деревообработку, поставишь перед собой будь то слоника, будь то мышку, т. е. я вот обычно вылепливаю, и смотришь на него, мне так сподручней делать что-то, например. Так же человек – ну как его делать, ведь надо макет. Ну, стоишь, то я попозирую, то там коллега попозирует, встанет в стойку эту, в полный рост.
Ну а когда дело дошло до лица уже, вот до банального происходило, т. е. друг на друга смотрели, а что делать, т. е. я на него, он на меня, с братом мы... Потом надоело, неудобно маленько, да, друг на друга поглядывать, черты лица смотреть: взяли меня, в шапку одели спортивную, сфотографировали на форматный лист, поставили перед собой, и просто пропорции уже делали с меня как бы, разрез глаз какой-то, чтобы... Надо все равно расстояние соблюсти, вот.
А что получилось уже, то получилось. То есть первый у нас не получился, мы его вот пригвоздили на стену, у нас он висит, а второй уже все, вот он нравится нам, т. е. мы долго над ним работали, дня, наверное, четыре.
Петр Кузнецов: Четыре дня. «Молодец Антон Киряков! – вам пишут. – Будьте всегда на позитиве».
Мария Карпова: И «делай любимое дело!» вам желают из Калмыкии. Я тоже хочу, чтобы вот эти вот нападки, эти статьи, разные отзывы, чтобы они ваш пыл к творчеству не усмирили, чтобы вы все равно продолжали работать и продолжали творить, Антон.
Антон Киряков: Да-да. По всей России такие памятники поставить на лыжные базы! Призвать других кузнецов, чтобы как-то все это как соревнование устроилось, что ли... Считай, в каждом городе есть лыжная база, пускай все поставят. Какой-то фонд выделит приз... Вот это было бы круто.
Петр Кузнецов: Я просто где-то видел, просто чтобы зрители не думали, там не только негативные комментарии: где-то вас сравнивали с Модильяни, потому что у него похожие пропорции.
Но при этом это все теряется, если нет соответствующего какого-то контекста вокруг, соответствующего дискурса, что ли. Тот же «Квадрат» Малевича – он обычная клякса без соответствующего контекста. Может быть, создать его? Не знаю, на вас ли эта миссия должна быть возложена... Просто вот сам по себе он выглядит для многих странно без легенды...
Антон Киряков: Ой, плохо слышно, я половину не понял...
Петр Кузнецов: Ну ладно, это вопрос такой в художественное небо.
Антон, спасибо вам большое! Нам нравится! Спасибо.
Мария Карпова: Спасибо!
Петр Кузнецов: Продолжайте! Тем более нужный эффект, я думаю, все равно получен: «Лыжник» прославил не только лыжную базу, но и Кунгур, а может быть, и весь регион. Спасибо большое!
Кузнец Антон Киряков: Я старался передать спортивный дух, эмоции простого дворового парнишки, который не испугался чемпионов и пришёл первым, выиграл гонку