Лето фестивалей
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/leto-festivalei-79489.html
Руслан Арсланов: Эксперт к нам присоединяется, поговорим вообще про фестивали – Юрий Кассин, куратор фестиваля Signal как раз-таки, который совсем скоро будет в Никола-Ленивце. Юрий, здравствуйте, добро пожаловать. Сколько фестивалей вы посетили за это лето?
Юрий Кассин: Руслан, здравствуйте! Я посетил несколько фестивалей тоже. Вот был на фестивале Outline в этом году из таких самых ярких, наверное.
Руслан Арсланов: Вот про него мы еще тоже ничего не знаем, спасибо, добавили в копилочку нам.
Вера Круглова: Расскажите нам, пожалуйста, сложно ли вообще проводить, организовывать фестивали? Ведь это такая масштабная история... Сколько людей задействовано, например, в этом?
Юрий Кассин: Мне кажется, что достаточно такой серьезный формат – это где-то когда сто человек организаторов. Мне кажется, сто – это хорошая цифра.
Руслан Арсланов: То есть сто человек принимают участие в организации. А за какое время обычно начинает готовиться фестиваль? Вот такой большой, как Signal, – сколько зрителей обычно у Signal?
Юрий Кассин: Тут, мне кажется, десятки тысяч человек обычно. Это зависит, конечно, от года, от каких-то погодных условий и т. д. В основном, да, это в районе 10–15 тысяч, вот так, мне кажется, в среднем фестиваль посещают.
Руслан Арсланов: И когда вы начинаете его готовить с командой?
Вера Круглова: За какое время?
Юрий Кассин: Мне кажется, хороший такой вариант, когда сразу продажи еще как бы на следующий год в том фестивале, который сейчас идет, открывается, за несколько месяцев до того, как закончится предыдущий фестиваль. Мне кажется, это самый лучший вариант.
Руслан Арсланов: Уже надо готовить новый.
Вера Круглова: Скажите, а вот что сложнее, запускать с нуля новый фестиваль, о котором еще никто не знает, или повышать планку фестивалей, которые уже были до этого?
Руслан Арсланов: Удивлять зрителей каждый год, да.
Вера Круглова: И каждый год люди ждут, да, что вот сейчас они приедут и вот этот драйв получат... Вот это сложнее или проще, чем новый запустить?
Юрий Кассин: Мне кажется, новый – самый сложный, наверное, вариант с точки зрения того, что нужно пройти этот путь, построить сцены, может быть, или заявить о себе, как-то по-новому выстроить стратегию. А у фестивалей, у которых уже большой такой бэкграунд, как у фестиваля Signal, например, для них задача важная каждый раз как-то по-новому себя проявить, заново удивить и т. д., это с точки зрения программы я имею в виду прежде всего.
Руслан Арсланов: Я чуть-чуть про организацию все-таки сначала. Вот как вообще распределяется работа в команде? Есть какие-то определенные блоки, которым уделяется внимание в первую очередь? Вот как происходит этот процесс, чтобы действительно все зрителям понравилось?
Юрий Кассин: Мне кажется, что основные блоки – это креативная часть, кураторы, к которым я отношусь, которые создают контент. Потом идут продюсеры, которые пытаются это все устаканить в какие-то рамки, в т. ч. в бюджетные возможности. Дальше это маркетинг обязательно, отдел рекламы, пиара и т. д. И четвертый отдел – это, наверное, все, что связано с входной группой, с безопасностью на фестивале и т. д.
Вера Круглова: А в этом году чем будет удивлять Signal?
Руслан Арсланов: Да, кстати. Можете нам чуть-чуть приоткрыть тайну?
Юрий Кассин: Я могу про свою программу рассказать. В этом году мы готовим лазерный перформанс с лазерами из компании Dreamlaser и с режиссером Юрой Квятковским.
Руслан Арсланов: Ого.
Юрий Кассин: Мы делаем перформанс пластический про время, про эхо струн, вот про, как вы правильно сказали, струны времени, вот что-то такое. Потому что сейчас из лазеров можно создавать очень крутые, красивые картинки. Если раньше лазеры были просто лучи, то сейчас уже можно выстраивать пространство, подвижные волны делать из стен или еще что-то, т. е. на что только хватит воображения.
Вера Круглова: А что-то подобное уже в нашей стране проводилось, или это вот первый такой будет опыт?
Юрий Кассин: Эксперименты с лазерами уже давно происходят, но мне кажется, что такой, да, более-менее четкой истории про интерактивное движение лазеров и танцоров в первый раз на таком серьезном уровне.
Руслан Арсланов: А за что, если говорить, обращаясь к вам как к организатору, самое большое беспокойство? Погода, я не знаю, техника?
Вера Круглова: Ну да, вот эти вот все сложности, которые сложно учесть.
Руслан Арсланов: Или за все переживают организаторы постоянно? Или есть какие-то определенные вещи, которые всегда вызывают тревогу, и ты думаешь: «Фух, слава богу, не было дождя?»
Юрий Кассин: Понятно, что есть какие-то вещи, которых ты не можешь избежать, как бы ты ни хотел, например, дождь. Но самое главное – это все-таки программа: создать такую программу, с одной стороны, премьерную, а с другой стороны, понятную, может быть, иногда публике, и вот по этой грани пройти, где ты, с одной стороны, экспериментируешь, с другой стороны, люди понимают, на что они покупают билет, т. е. вот эта вот часть.
И вот вы сказали сейчас про некоторые фестивали, которые будут в Москве, и я услышал, что уже некоторые артисты повторяются. Здесь очень важно для фестиваля, чтобы артисты не повторялись, чтобы были премьеры, чтобы были какие-то, я не знаю, даже пощечины общественному вкусу и т. д. Нужна вот такая грань между...
Руслан Арсланов: Вызов определенный.
Вера Круглова: Мне кажется, Олимпиада дала пощечину общественному вкусу.
Руслан Арсланов: Это точно.
Юрий, спасибо вам большое! Юрий Кассин, куратор фестиваля Signal. Желаем вам отличного фестиваля! Пусть все пройдет отлично и все останутся довольны.