Петр Кузнецов: Давайте побеседуем с Анной Юмагуловой, она директор по персоналу дивизиона Северо-Запад компании «Лента». Анна, здравствуйте. Анна Юмагулова: Здравствуйте, коллеги, здравствуйте. Мария Карпова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Несколько вводных данных, и вы просто продолжите. Почему мы именно с Анной беседуем? Потому что есть какая-то у вас, существует, уже работает система трудоустройства подростков. Расскажите, как это работает и как распространяется, мы понимаем, не только уже на детей сотрудников. Анна Юмагулова: Наша компания всегда была социально ориентированной. Во всех регионах нашего присутствия мы активно взаимодействовали всегда со школами, средними и высшими учебными заведениями. Часто имели запрос на проведение экскурсий в наших магазинах, чтобы ребята смогли познакомиться с тем, как организована работа в современном ретейле. Также у нас часто ребята проходили практику и писали дипломные работы. В последние годы мы наблюдаем тренды, что ребята уже в возрасте 14–17 лет хотят работать, честно зарабатывать свои деньги, реализовываться как взрослые, и запросы на трудоустройство своих детей мы часто получали и от наших сотрудников. Выполняя свою социальную функцию, мы решили инвестировать свое время и проработать вопрос трудоустройства несовершеннолетних, чтобы у ребят была возможность реализовать свою внутреннюю взрослость и реализоваться в реальном труде. Поэтому мы проработали все законодательные аспекты и с середины прошлого года открыли для себя возможность трудоустройства несовершеннолетних. Петр Кузнецов: На какие позиции их берут? Анна Юмагулова: Мы трудоустраиваем на должность «работник магазина». Это работа, связанная с выкладкой товара, со сменой ценников, проверкой срока годности, сборкой онлайн-заказов, т. е. это та работа, которая очень важна и для нас в том числе. Петр Кузнецов: И где начального опыта не так много нужно иметь, для того чтобы... Буквально за день этому можно научиться. Анна Юмагулова: Да, конечно, опыт нам не требуется. У нас достаточно хорошая программа обучения и развития. С первого дня мы закрепляем опытного наставника, который помогает адаптироваться в команде, который обучает всему необходимому. Юные сотрудники имеют все социальные льготы, как и другие сотрудники компании, и облегченный график. Мария Карпова: Какие-то возможности потом развиваться в вашей компании, как говорится, идти по карьерной лестнице, тоже есть у этих юных работников? Анна Юмагулова: Безусловно, да. Могу сказать, что порядка 70–80% наших руководителей – это сотрудники, которые выросли внутри компании по карьерной лестнице. Поэтому, безусловно, будет возможность расти и развиваться внутри компании и получать квалификацию. Кто-то хочет расти вертикально и начиная с должности работника магазина дорасти до директора гипермаркета, а кто-то, возможно, захочет быть квалифицированным поваром или пекарем – любые возможности мы предоставляем. Петр Кузнецов: А вот глобальная цель компании в этом и заключается, чтобы вырастить каких-то своих сотрудников внутри, с самых низов? Или все-таки закрыть подростками свободные вакансии? Не идут туда, поэтому берете подростков? Анна Юмагулова: Как я уже сказала, глобальная цель компании – это реализовать тот запрос, который к нам приходит, т. е. ребята хотят работать, мы такую возможность обеспечиваем. Соответственно, безусловно, их работа очень важна и нужна для нас, и она соответствует тому возрасту, который есть у ребят. Петр Кузнецов: То есть просто вот основная работа для начинающих как раз: это вот раскладывать товар, помогать старшему сотруднику... Просто в таком возрасте, как мне кажется, быстро все равно теряется интерес, а здесь речь идет о такой элементарной механике. То есть все равно ребятам интересно хотя бы потому, что они за это деньги получают? То есть мало кто отпадает, просто говорит «я завтра не приду»? Анна Юмагулова: Да, ребятам интересно. Как я уже сказала, мы с середины прошлого года начали трудоустраивать сотрудников, и многие из них начали осваивать в т. ч. и технику. Ребята в этом возрасте очень технологически продвинутые, многие начали осваивать, например, терминалы сбора данных, систему заказов товара... То есть при желании можно не ограничиваться тем набором функционала, который я озвучила, а приобретать еще другие знания, потому что ретейл – это очень интересная отрасль, цифровая отрасль. Петр Кузнецов: Анна, ну и последний важный вопрос: сколько зарабатывают в среднем подростки в вашей компании? Анна Юмагулова: Размер заработной платы определяется не возрастом, а должностью и квалификацией. То есть у нас нет каких-то категорий, что вот если у тебя такой возраст, то, соответственно, такая заработная плата. Она соответствует среднерыночной. С информацией всегда можно ознакомиться на нашем карьерном сайте, в других источниках. Мы с радостью ждем ребят в наших магазинах, проведем для них экскурсию, покажем рабочее место, расскажем о системе оплаты труда и других компенсациях и льготах, угостим вкусным обедом. Можно прийти с родителями, и так часто бывает, что ребята приходят с родителями, и мы обо всем рассказываем и показываем. Мария Карпова: Ну конечно, родители, наверное, в первую очередь переживают, что да как. Петр Кузнецов: Отец пообедать придет, конечно, бесплатно. Я бы точно. Анна Юмагулова: Наша задача как раз, когда мы приглашаем к себе, – это больше познакомить с тем, как будет организована работа, и снять возможные опасения как у самого юного соискателя, так и у родителей. И с родителями мы тоже держим постоянную связь, пока работает их подросток в нашей компании. Петр Кузнецов: Здорово! Это важно, конечно, держать связь. Анна Юмагулова, директор по персоналу дивизиона Северо-Запад компании «Лента», рассказала о существующей в рамках компании программе по поддержке... по поддержке, наверное, неправильно сказать – по трудоустройству, по помощи в трудоустройстве подростков, может быть, с пониманием того, что человек хочет вообще в жизни дальше. Мария Карпова: Спасибо! «Лето по-взрослому – это двояко: весь год учились (школьный год ведь учеба, это тоже работа), да и вся жизнь впереди, которая неизбежно будет связана с работой», – такое мнение нашей телезрительницы. Петр Кузнецов: «Детей надо беречь, пусть отдыхают дома, еще наработаются в жизни», – из Краснодарского края. «Мы в пионерских лагерях проводили лето, активная жизнь на свежем воздухе, и потом всю жизнь работали», – Москва тоже придерживается той же позиции, что и предыдущий наш телезритель из Москвы, что, в общем-то, детство на то и детство, школьные каникулы на то и школьные каникулы. Тему продолжим с Марией Крехновой, она HR-эксперт, она с нами на связи. Мария, здравствуйте. Мария Крехнова: Здравствуйте, Петр, Мария, доброе утро. Мария Карпова: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Доброе утро. Что вы наблюдаете, как сейчас выглядит подход молодежи к первым заработкам? Как он меняется? Зачем идут подростки на первую свою подработку? Мария Крехнова: Так как я помимо того, что я еще и карьерный консультант, у меня растет сын 14-летний, которого я профориентирую уже с 9 лет, я работаю с бизнесом, у которого сейчас ярко определяется дефицит, о чем говорим мы по всей стране, России. Я им советую раскрывать, расширять рамки найма, в т. ч. обращать внимание на не только студентов, но и на молодых людей типа школьников. Обращая внимание на ту целевую аудиторию, ребята собираются зарабатывать уже практически с 10 лет, т. е. есть такое намерение иметь личные свои рабочие деньги. Они об этом говорят. Так как у нас сейчас интернет доступен практически всем, возможность иметь заработок с молодых лет у них впитывается практически уже с тех пор, когда они берут телефон в руки. Поэтому какая у них мотивация? Мотивация – иметь самодостаточность, мотивация – получать те блага, которые им сейчас предоставляет мир и пространство. В целом, знаете, я еще отмечу, что не столько мотивация на деньги сейчас идет, сколько на интерес и реализацию. Так как об этом сейчас многие говорят и молодые люди в этом растут, про определение, найти дело своей жизни, найти предназначение, в первую очередь они в т. ч. интересуются и этим в соотношении с деньгами. То есть только за деньги работать они пойдут, но ненадолго. Вот я сейчас слушала предварительно мою коллегу: они заинтересованы в деньгах, и вы вот как раз сказали про то, что они могут потерять интерес, потому что в этом возрасте как раз у них идет интерес к самой деятельности. Хорошо, что сейчас компании начинают ориентироваться не только на материальную мотивацию, в т. ч. и на нематериальную мотивацию и ребятам создают условия для того, чтобы не терялся интерес. Если соблюсти баланс дохода, интересной работы, интересного коллектива, интересных людей, интересного руководителя и стиля управления, то вообще вполне можно оставить этих людей у себя в компании даже притом, что сейчас популяризируется блогерство... Петр Кузнецов: Вот-вот, я об этом хотел поговорить. Вы как раз начали с того, что любовь к ранним деньгам рождается сразу же, как он берет в руки телефон. И вот вы как раз заговорили об интересе, важный момент тоже, нужно его проговорить. Есть ощущение, что вот они смотрят, там его сверстник какой-то миллионный блогер, он получает сколько-то, а тут ему подработку предлагают, помощник какого-нибудь сотрудника кол-центра, он говорит: «Вы чего, я хочу быть блогером! Я хочу так же снимать блоги и получать за это миллионы. Пусть родители получают, но это все будет доставаться мне», «Ну куда, на какой завод? Да не пойду я туда!» Как вот этот интерес на самом деле рождается у современного поколения, у самого современного, мне пока все равно не понятно. Мария Крехнова: Есть у меня мнение по этому поводу. Профориентация детей находится в голове их родителей, поэтому создавать интерес и сопровождать детей в их карьерной и какой-то профессиональной реализации – задача в т. ч. и родителей. Даже если у него есть интерес, логично, что у него есть пример, на который он ориентируется, но вести его к этому конечному результату через то, что он сначала должен получить какие-то навыки, сначала попробовать себя в одной отрасли, в другой... Вы знаете, даже блогер... Сегодня мне скинули аккаунт девочки, ей 10 лет, и она зарабатывает деньги через блогерство вязанием мелких сувенирных игрушек. Но дело в том, что даже сейчас в компаниях переориентируются на молодежь, и заниматься блогерством и заниматься предпринимательством можно в т. ч. и в рамках компании. Для того чтобы понять склонности человека, склонности ребенка, может он работать самостоятельно, может ли он реализоваться там, где он хочет реализоваться, есть масса профориентационных современных тестов. Не только как мы проходили в свое время, «человек – знак», «человек – компьютер», «человек – человек», а есть еще много современных методик, которые распознают и склонности к творчеству, к экономике, к аналитике, в т. ч. распознают склонность к работе в одиночку, в команде, в предпринимательстве либо в какой-то системе и корпорации, это тоже можно определить. Поэтому ребенок-то, может быть, и хочет, но задача направить его и признать то, что это возможно или, например, не сразу возможно, – это задача родителей. В целом, интерес рождается, мотивация уже есть что-то сделать, но как ее реализовать и куда направить – это уже задача родителей. Это вполне можно сделать через профориентационные тесты, они очень классные сейчас, современные, очень подробные, недорогие, часть из них в бесплатном доступе находятся в интернете. Мария Карпова: Можно ли это использовать как инструмент, чтобы привить ребенку любовь к труду? Не знаю, «вон, посмотри, у Галины Ивановны внучка давно работает, а ты, лодырь, ничего не делаешь, целое лето прохлаждаешься на даче, иди, вон, тоже работай». Можно ли, ладно, не заставить, это слишком грубо, но подтолкнуть ребенка к этому, если он сам не очень хочет? Мария Крехнова: В такой формулировке – нет, ни в коем случае. Я расскажу свой опыт. У меня сыну было 9 лет. Для того чтобы подтолкнуть его к желанию иметь собственные личные деньги, мы его отправили на курсы финансовой грамотности. Сейчас они есть для детей, и очень классная история, потому что мы сами не учились деньги зарабатывать, мы не учились ими управлять, мы учились их только экономить. Как раз на курсах финансовой грамотности изучается целеполагание, там изучается бюджетирование, там изучается, как составлять сметы. И после этого, когда наступил случай, когда нужно было либо досуг организовать себе, либо какую-то хотелку, мы составили смету. И когда ребенок столкнулся с тем, сколько ему нужно и сколько это стоит, как к этому прийти, вот в этом случае у него возник вопрос, а сколько и где он может это сделать. И для этого, естественно, о каком возрасте мы еще говорим? Например, с 14 лет, насколько я знаю, и коллега вам сказала, можно официально трудоустроиться, но желание возникает и может возникнуть гораздо раньше. И вот тут уже необходимо как-то простимулировать это. Либо он будет просто ждать 14 лет, а потом просто пойдет туда, куда его возьмут, либо этот интерес к поиску вариативных вариантов, для того чтобы найти себе возможность получить то, что он хочет, заработать на то, что он хочет. Петр Кузнецов: И здесь еще знаете, что важно, как мне кажется как родителю почти школьника, в 1-й класс пойдет в этом году, ну и не за горами уже какие-то вот эти первые желания, тем более вы о них уже сказали, что они намного раньше рождаются... Вот этот первый рабочий опыт – он же должен сочетаться с учебным процессом. Вот он сейчас летом подработает, ему понравится, он поймет, что «ага, можно работать, это приносит деньги, можно, а здесь еще и карьерный рост мне обещают на практике»... Способны дети понять в этом возрасте, что работа в какой-то момент пойдет в ущерб образованию? Чтобы не получилось такое, что «зачем мне учиться, я все, вот, мне деньги уже сейчас платят, без знаний». Мария Крехнова: Деньги без знаний до того, как ребенок получит качественные навыки, больших денег ему давать... Насколько вот сейчас коллега сказала, у них это не зависит от возраста, но все-таки зависит от навыки и должности. Должности даются по навыкам. Больших денег, настолько, насколько у них растут запросы, они там все равно не получат, и вопрос через пробы и ошибки. Я так делала, у меня ребенок попробовал: учебное время распределив, два раза он взял заказ... Самое простое – это расклейка листовок. Он распределил время, «я вот понял, у меня до 2-х учеба, я домой доеду, переоденусь, у меня 2 часа, я поеду попробую». Он поехал один раз попробовал, второй раз попробовал, потом он не успел там, он не успел на свой кружок, получил немного денег, такой: «Ну как-то это не очень интересно». Как сделать так, чтобы было интересно, еще и интересно. Расклейка листовок в учебное время, когда еще и становится холодно, становится неинтересна, и тут вопрос, каким образом ты хочешь зарабатывать, физическим трудом неквалифицированным либо умственным. Для того чтобы быть высококвалифицированным специалистом, чаще всего дорого платят за интеллектуальный труд. Следовательно, что нужно сделать, для того чтобы стать высококвалифицированным специалистом? Поднажать немножечко все-таки в школьной программе... Петр Кузнецов: Как минимум школу окончить. Мария Крехнова: Да. Распределение времени... Интерес бывает настолько, что в выходные парочку раз все-таки он заказы иногда берет, когда ему нужно на день рождения сходить, подарок девочке подарить. Вот он копит на компьютер, какие-то свои отжившие вещи, спортивные снаряды выставляет где-то на Avito... Приоритеты какие-то расставляет. Мария Карпова: Спасибо большое! Петр Кузнецов: Пробы и ошибки, действительно. Спасибо вам большое за комментарий, особенно основанный на личном примере! Мария Крехнова, HR-эксперт.