Петр Кузнецов: Елена Бурьевая, детский психолог, с нами на связи. Елена, доброе утро. Елена Бурьевая: Здравствуйте, Петр. Мария Карпова: Здравствуйте. Елена Бурьевая: Здравствуйте, Мария. Петр Кузнецов: Мария обиделась немного. Мария Карпова: Я не обиделась. Петр Кузнецов: Но, с другой стороны, Мария вас и не поприветствовала, я вас понимаю. Итак, родители, мы выяснили, почти 90% пытаются усадить ребенка за учебник, ну и, естественно, наталкиваются на возмущение. Здесь это никакого опроса не нужно проводить, здесь можно только догадываться и быть в этом уверенным. «У меня сейчас каникулы, нужно мне хоть как-то когда-то отдохнуть!» – но с сентября уже опять начнется. Как быть? Может быть, школьники действительно правы и родителям не стоит их загружать, оставить их в покое на три месяца? Елена Бурьевая: Давайте вспомним момент, когда мы с вами ждем своих каникул, своего отпуска, и представляете, если этот отпуск окажется в итоге, что тебе все-таки надо работать... Вот примерно так. Нам не понравится этот отдых, правильно? И ученики, школьники точно так же ждут лета, они понимают, что у них целых три месяца будет отдыха, и тут, представляете, лето начинается и родители говорят: «Иди вот это делай, иди туда, иди туда, делай то-то, то-то, то-то, читай, считай и т. д.» И конечно же, появляются конфликты. Поэтому здесь нужно на берегу, собственно говоря, это все обсудить и заранее договориться. Конечно же, мы должны дать возможность детям хотя бы неделю ничегонеделания, ну вот прямо все, отдохни, как говорится. А потом, конечно же, мы идем, какие-то пункты с детьми обсуждаем, что «смотри, тебе задали вот список литературы, этот список необходим для школьной программы потом, чтобы тебе было легче на протяжении года, а также чтобы ты усовершенствовал еще больше свои знания, качества, навык чтения и т. д.». И здесь вы ребенку говорите, что «в целом мне много не нужно, чтобы ты читал, это может быть 10 страниц в день, это может быть 15 страниц, 20». То есть на самом деле это очень непродолжительно. Если ребенок читает сам, это буквально 14 минут всего лишь навсего, т. е. если сесть и провести с ним эксперимент, сказать: «Вот смотри, целый день – это 10 часов, например, и всего лишь 14 минут тебе нужно почитать. Я знаю, тебе не хочется, но давай». Но вообще, если мы говорим про отдых, то отдых... У нас же как бывает даже у взрослых? Мы отдыхаем, вроде как отдыхаем, но пришли совершенно не отдохнувшие, а даже уставшие. Потому что отдых всегда должен быть разным. То есть у нас должен быть физический отдых, это вот ничегонеделание, полежать, вот «разрешите мне вообще просто спать и есть», как говорится. Отдых должен быть физический, физическая активность очень важна для нашей и эмоциональной системы, нервной системы. Это в т. ч. и снижение агрессии, напряжения, а во время школьного периода стресс и агрессия у большого количества, собственно говоря, набираются. Дальше отдых, конечно же, эмоциональный должен быть, т. е. мы должны детям в т. ч. за лето дать какие-то эмоциональные такие моменты, которые они запомнят. Может быть это аквапарк, может быть, совместные походы в кино, может быть, какая-то совместная прогулка, пикник. И конечно же, вот это обучение, которое родители очень-очень хотят, мы можем давать, если будем посещать выставки, музеи, ходить в театр, и все это будет в такой непринужденной обстановке, где всем весело, классно. И конечно же, мы можем еще обучать ребенка, когда будем играть в какие-то квесты, квизы, может быть, настольные игры. Отдых – это еще и про социальное общение, т. е. про общение с друзьями, со сверстниками. Поэтому ребенка желательно как-то вот на улицу, чтобы он бегал... Петр Кузнецов: Да, конечно же, это же тоже какая-то деятельность, это не сказать, что отдых. Это вот то, о чем мы начали говорить, познавание себя и своих способностей и т. д., это же тоже все... Елена Бурьевая: Очень важно. Петр Кузнецов: Вот вы сейчас, кстати, описали скорее такого представителя младших классов. Если вот детей действительно можно заинтересовать интересной книжкой, веселой игрой, тем же самым квизом, то с подростками уже сложнее в этом плане, согласитесь. Какой подход нужен? Елена Бурьевая: На самом деле все, что я сейчас рассказывала, не имеет возрастных ограничений абсолютно. То есть считается, что восемь видов отдыха являются одним целым как бы отдыхом, тогда вы будете чувствовать, что вы действительно отдохнули. Значит, с подростками здесь еще проще на самом деле и с другой стороны сложнее, потому что в целом подростковый возраст такой тренинг личностного роста для родителей. Там просто на другой уровень коммуникации мы выходим, и здесь нужно договариваться, объяснять, обсуждать правила и т. д. То есть уже с подростками не работает история, что родители сверху сказали и ребенок пошел и сделал. Здесь нужно донести значимость этого, объяснить, что «это твоя зона ответственности», посочувствовать, сказать «да, я понимаю, так не хочется, ты планировал по-другому, но вот мне как маме правда очень важно, чтобы ты читал 10 минут в день». У меня тоже есть два ребенка, и они читают по 10 минут в день, по 10 страниц, и они это делают сами (я круглосуточно на работе), и они мне в WhatsApp пересказывают то, что они прочитали, и это делается в определенное время. Это возможно, возможно договориться. Мария Карпова: Вот написали из Москвы: «Три месяца каникул – это перебор». А действительно, если вот такой вопрос стоит, если мы задумываемся о том, что как через три месяца, наше чадо все забудет, оно отвыкнет от учебы, как же ему возвращаться обратно в этот образовательный процесс... Петр Кузнецов: Весь сентябрь только привыкать снова. Мария Карпова: Может быть, действительно три месяца – это слишком для школьных каникул? Елена Бурьевая: Честно сказать, эта программа уже давно существует, все по ней как-то жили, программу составляли в Советском Союзе, так сказать... Петр Кузнецов: Скажем так, вам понятно, почему столько времени дается ребенку? И нужно ли ему столько? Елена Бурьевая: Ребенок только развивается, эмоциональная система, нервная система только развиваются, и, конечно же, ребенку просидеть, даже если мы берем 1-й класс, 4–5 уроков – это очень сложно. Они приходят, прямо как будто разгружали «КамАЗы». Для детей, которые уже подростки, там просто они еще тонут в своей тревоге за будущее, вообще что их ждет дальше, куда идти, вот эти ЕГЭ, ОГЭ, колледжи или институты, ссоры с родителями, родители переживают за эти оценки... Плюс еще, не забывайте, подростковый возраст – это на химическом уровне идет перестройка всего организма, там еще меняется и гормональный набор, «я ложусь спать позже, чем хотелось бы, т. е. я хотел бы спать, может быть, и раньше лечь, но засыпаю гораздо позже, мне сложнее». Поэтому здесь обязательно нужно отдыхать. Три месяца, мне кажется, это очень здорово. Я с радостью вспоминаю свои три месяца. Мария Карпова: Мы-то тоже, я-то тоже с радостью вспоминаю. Петр Кузнецов: Мы тоже, да. Елена, последний вопрос. Я его хотел задать еще до того, как вы сказали, что вам все-таки в WhatsApp присылают и пересказывают то, что прочитали. Все-таки мы можем замахнуться как-то на попытку ребенка оставить летом без телефона? Хотя бы, не знаю, может быть, зайти на это через что-то, хотя бы неделю без телефона, чтобы привыкал, чтобы каникулы не ассоциировались только со смартфоном? Елена Бурьевая: Смотрите, у меня по поводу гаджетов вообще свое видение. Гаджеты были, еще когда дети были в животике, ну вот у современного поколения по крайней мере, и нет смысла ссориться с гаджетами – есть смысл подружиться с гаджетами. Нужно снизить, наоборот, тревогу, дать ребенку точное время в режиме дня, когда ребенок будет сидеть в этих гаджетах, и прямо сказать, что «эти гаджеты не зависят ни от твоего настроения, ни от твоего поведения: не почитал, не убрал, еще что-то – ни от чего не зависит, это точно время». И вы просто снижаете тогда тревогу, вы убираете полностью конфликты с этими гаджетами и т. д. То, что вы рассказываете, Петр, возможно в том случае, если родители тоже полностью на неделю отказываются от гаджетов и в семье будет такой гаджет-детокс, нет проблем вообще. Но если родители продолжают пользоваться... Петр Кузнецов: ...а при этом запрещают... Елена Бурьевая: ...то, конечно, это очень странно, а в подростковом возрасте лозунг, что «это нечестно!», «это несправедливо!» и т. д. Здесь, конечно, очень много будет конфликтов. Я не рекомендую так делать. Петр Кузнецов: Спасибо за ваши советы и за настроение! Елена Бурьевая, детский психолог, была с нами на связи. У нас минута буквально, чтобы подвести итоги. Мария Карпова: Из Москвы отличное сообщение: «Нужно всего в меру. Я как школьник читаю каждый день по 30 минут, а остальное время занимаюсь своими делами». Петр Кузнецов: По 30 минут?! А в каком классе? Мария Карпова: Вы молодец! Петр Кузнецов: Молодец из Москвы, столичные школьники такие. Давайте подведем итоги нашего опроса, а еще, если будет время, зачитаем сообщения. Должны ли учиться школьники летом, мы вас спрашивали все это время. 14% родителей, я не думаю, что это только школьники... Мария Карпова: Я не думаю, что только школьники. Петр Кузнецов: Голосовали все просто, всех охватили. Мария Карпова: Надеюсь. Петр Кузнецов: Здесь уже остается только догадываться, кто это... 14% только сказали, что школьники должны учиться летом, «нет», соответственно, 86%. Мария Карпова: У тебя в заходе были противоположные данные! Это что такое? Петр Кузнецов: Совершенно верно. Какому опросу верим? Мария Карпова: Нашему, нашему, верим только нашему! Петр Кузнецов: Как всегда, конечно же, проведенному на площадке «Общественного телевидения России». Мария Карпова: Конечно. Петр Кузнецов: Спасибо, что провели эти два часа с нами! Завтра в таком же режиме... Мария Карпова: ...в таком же составе... Петр Кузнецов: Никуда не уходите! Надеемся, уверены, вам понравилось, тем более что многие темы мы как раз формируем, не забывайте, на основе ваших предложений. Вы можете писать эти предложения, даже когда у нас именно утро, нет в эфире, мы всегда нон-стоп изучаем СМС-портал. Если как-то не получается, мы даем школьникам, они читают СМС-портал наш по 40 страниц в день. Мария Карпова, Петр Кузнецов. Мария Карпова: До завтра! Пока! Петр Кузнецов: До завтра!