Линда Де Ла: Для понимания произведения современного искусства в первую очередь нужно слушать себя
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/linda-de-la-dlya-ponimaniya-proizvedeniya-sovremennogo-iskusstva-v-pervuyu-ochered-nuzhno-slushat-sebya-68232.html
Мария Карпова: С нами на связи Линда Де Ла, художница, как раз представительница современного искусства. Линда, здравствуйте.
Антон Липовский: Доброго дня.
Линда Де Ла: Здравствуйте.
Мария Карпова: Линда, у меня был заготовлен вопрос, но все-таки тут пришло такое сообщение из Республики Коми... Я зачитываю сообщение: «Раньше, чтобы стать художником, помимо таланта нужно было долго учиться, а сейчас этот «долгий путь» – проще кожуру банана на скотчприлепить и назвать это искусством». Линда, ну как прокомментируете такое сообщение? И поверьте, такого очень много на нашем СМС-портале сегодня.
Линда Де Ла: Вы знаете, Маурицио Каттелан, который приклеил кожуру банана, он прошел действительно большой путь, и для того, чтобы сделать такой перформанс... У него огромное количество персональных выставок, образование и в принципе крутых, классных скульптур. То есть мало того, чтобы стать художником, нужно приклеить кожуру банана, т. е. в любом случае нужно иметь какое-то образование или бэкграунд.
Мария Карпова: Ну хорошо. Ну а все-таки, почему у нас до сих пор, судя по нашему сегодняшнему и опросу, если вот уже подводить какие-то предварительные результаты, и WhatsApp, и СМС-портал, почему у нас такое предвзятое отношение к современному искусству? Как это, откуда это?
Линда Де Ла: Скорее всего, потому, что его не понимают и не хотят понимать. Мир развивается, идут новые технологии, и не все успевают включиться в процесс, поэтому такое отношение. Для того чтобы понимать...
Антон Липовский: Линда, скажите, а как его понимать? Простите, что перебил, не могу не задать этот вопрос. Ведь некоторые экспозиции, как говорят сами посещающие, вот без описания вообще даже не понимаешь, в какую сторону мыслить.
Линда Де Ла: В первую очередь нужно слушать себя, я думаю, что получать удовольствие и расслабиться. Потому что мы можем разделять себя как критик искусства, да, или все-таки мы зритель. Если зритель, нам достаточно почувствовать свое отношение, эмоции, которые вызывает искусство. А если мы хотим критиковать, то давайте изучать историю, давайте почитаем биографию художника или хотя бы что-то глубже, в каком веке, в какой эпохе жил художник, ну или в какое политическое время.
Антон Липовский: Но опять же, ведь молодые художники, молодые представители современного искусства, они же в принципе не ставят себе такой задачи, быть понятыми.
Линда Де Ла: Я думаю, первая задача молодых художников – это быть услышанными. Мне кажется, что любой художник так или иначе через свое искусство прорабатывает себя и свое отношение, не знаю, к травмам в семье. Ведь не каждый человек пойдет заниматься современным искусством, т. е. тем, что особо-то не принимают и не понимают, – для этого нужна внутренняя сила и даже воля. Поэтому я думаю, что художник хочет быть услышан, хочет, чтобы его поняли, но не обязательно он будет использовать те методы, которые доступны каждому зрителю.
Мария Карпова: Опять же, мне так кажется, поправьте меня, если я не права, когда мы говорим, что современное искусство более сложное для понимания, мы подразумеваем то, что мы понимаем картины Сурикова, Иванова, но на самом деле это ведь не так. Просто мы понимаем, строго говоря, что изображено, но сказать, что мы понимаем, что имел в виду художник, мы не можем.
Антон Липовский: Что вложено.
Мария Карпова: Ну то есть не всегда можем, скажем так.
Линда Де Ла: Да, я согласна с вами. Понять художника сложно. Опять-таки, чтобы нам хоть как-то разбираться в том или ином произведении, нам нужно узнать побольше о самом авторе: о том, какой у него был период, о том, в какое время он жил, какие доступны были материалы, что было трендом на тот период или в какой стране он жил, может быть, какие-то волнения были и т. д. То есть все факторы в совокупности дают общую картинку и вы понимаете, почему это изображение именно такое или такой материал выбран.
Мария Карпова: Раньше зачастую художников признавали после смерти – актуальна ли эта поговорка сегодня? Может быть, просто должно пройти время, чтобы мы оценили современное искусство?
Линда Де Ла: Вы знаете, я уверена, что каждый художник, который занимается современным искусством, ну или искусством в целом, и хоть как-то о себе заявляет, т. е. делает выставки, публикации, он в любом случае будет признан. Потому что не зря он выбрал такую дорожку, и остаться ну совершенно незамеченным невозможно. Есть очень много примеров. Например, Йоко Оно.
Мария Карпова: Да.
Линда Де Ла: У нее был безумно сложный, тернистый путь, ее не признавали нигде, ее идею даже украл Энди Уорхол. А сейчас что? Сейчас у нее коллаборации с Louis Vuitton. Она при жизни получила такую известность.
Мария Карпова: Если совсем коротко, просто мало времени – как современный рынок, например, те же самые NFT влияют на ваш мир, на мир современного искусства? Чувствуют ли художники какую-то опасность в этом?
Линда Де Ла: Вы знаете, сейчас в мире NFT т. н. «зима». Многие художники, которые смогли реализовать себя через digital art, мягко говоря, немножечко «подзамерзли», и они переходят в другие модули. Я считаю, что в принципе диджитал, NFT и блокчейн – это классные платформы, сервисы для российской...
Мария Карпова: Но пока... Пока опасности нет. Просто совсем мало времени остается, Линда, извините. Линда Де Ла была с нами на связи, художница.
Антон Липовский: Давайте подводить итоги.
Мария Карпова: Ну я не знаю, что тут подводить...
Антон Липовский: «Понимаете современное искусство?» – «да» ответили 6%, «нет» – 94%.
Мария Карпова: В общем, нет.
Антон Липовский: Выбирайте то, что вам нравится, то, что близко, и хорошо проводите выходные. Мария Карпова...
Мария Карпова: ...Антон Липовский были с вами всю неделю. Пока-пока!
Линда Де Ла: Для понимания произведения современного искусства в первую очередь нужно слушать себя