Лишнее за деньги
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/lishnee-za-dengi-87798.html
Петр Кузнецов: Павел Шапкин с нами на связи, он председатель Национального союза защиты прав потребителей. Если права нужно защитить в оставшееся время ваши, звонки в прямой эфир, Павлу Сергеевичу успеем ваш вопрос задать, рассмотрим вашу историю.
Павел Сергеевич, доброе утро. Слышите ли вы нас? Мы вас видим, но не слышим.
Павел Шапкин: Я слышу.
Петр Кузнецов: Да, отлично.
Давайте разберемся. Когда говорят о навязывании услуг, то подразумевается, что потребитель не может приобрести какой-то основной продукт, если не купит к нему что-то дополнительное, или речь скорее о вот этой вот незаметной галочке, которая по умолчанию включает в стоимость что-либо еще как раз?
Павел Шапкин: Вот мы буквально вчера написали письмо в Центральный банк с просьбой прекратить практику вот этих вот автоплатежей, которая приобрела такой массовый характер эпидемии.
Во-первых, банки занимаются автосписыванием кредитов, своих платежей по кредитам. Во-вторых, они предлагают организациям услуги по т. н. рекуррентным списаниям, когда, в общем-то, вот этот как раз описанный случай, где-то какая-то галочка там поставлена или не поставлена, и у вас начинают, в общем-то, списывать деньги автоплатежами за услуги, которые вам, собственно, и не нужны.
Петр Кузнецов: А-а-а, вот о чем речь... Понятно.
Павел Шапкин: Или … возможность оплатить картой, реквизиты карты указать, дальше вам начинают без конца пытаться списывать за услуги, которыми вы не собираетесь уже пользоваться.
То есть по вот этим видам платежей, вообще не существует нормативной базы под них, нет ни в законе о банках и банковской деятельности ни слова про автоплатежи, нет в Гражданском кодексе ничего про это, тем не менее такая практика активно применяется.
Я считаю, что для того, чтобы разобраться в этих автоплатежах, нужно отдельно прописать все это в законодательстве, когда нужно взимать, когда не нужно. Собственно, пока это не произошло, Центральный банк как надзорное ведомство должен вынести предупреждение о недопустимости применения банками подобной практики, т. е. в отсутствие четкого понимания в законодательстве.
Анастасия Семенова: Регламента какого-то, да.
Павел Шапкин: Мы идем, например, покупать билет куда-то на сайт РЖД, и нам РЖД предлагает застраховать багаж...
Анастасия Семенова: Да, вопросов много.
Павел Шапкин: ...нашу жизнь, здоровье и т. д. В то же время по закону о страховании ответственности перевозчиков все это уже застраховано, особенно жизнь и здоровье. Об этом в принципе можно и прочитать где-то там, если знать, на сайте РЖД, но с нас фактически пытаются по второму разу получить страховку, которая уже у нас есть автоматом.
Поэтому, в общем-то, вот такие вот случаи, когда с нас пытаются взимать лишние деньги, причем, так сказать, без нашего согласия, без нашего ведома зачастую, – это, в общем-то, обычная такая стала, к сожалению, практика, совершенно недопустимая с точки зрения защиты прав потребителей.
Анастасия Семенова: Павел Сергеевич, а куда обращаться, если ты увидел, что с тебя списали деньги, а ты никакие галочки не проставлял? Ну не заметил, это же все мелким шрифтом, как в договоре... Если компания тебе отказывает вернуть деньги за страховку ту же, какие-то дополнительные услуги...
Петр Кузнецов: Прежде всего, наверное, идешь туда? Вот сейчас есть пример, вы сейчас ответите на примере других историй. Телезритель написал: «Приходишь в киоск сотовой связи, все им высказываешь, и они все отключают, дальше все нормально». Но это сотовая связь.
Павел Шапкин: Да, чтобы прийти, потратить на них время, там что-то написать, указать свои персональные данные, паспортные данные, неизвестно кому, понимаете, проходимцам, которые с вас пытались получить деньги просто так. В общем-то, это достаточно опасно с точки зрения дальнейшего использования этих ваших данных...
Анастасия Семенова: Утечки, да.
Павел Шапкин: Причем основная часть людей не начинает связываться с тем, что у них списали 500 или 600 рублей, и этим пользуются вот такие полумошенники. Фактически это является открытым завладением чужих денежных средств, в принципе по Уголовному кодексу это квалифицируется как грабеж, поэтому к этому надо так и относиться. То есть это не шутки, это не какая-то попытка с вас что-то получить вот просто так, на халяву, а это на самом деле является правонарушением очень серьезным.
Анастасия Семенова: Павел Сергеевич, многие спрашивают про ипотеку: если ты не застрахуешь жизнь, то и ипотеку тебе не дадут. Это тоже ведь навязывание услуги? Я хочу взять ипотеку, но жизнь свою я, может быть, страховать не хочу. Или это прямо обязательная часть, она прописана?
Петр Кузнецов: А без этого будет отказ?
Павел Шапкин: Это, к сожалению, банки применяют как условие выдачи кредитов.
Анастасия Семенова: Это законно?
Павел Шапкин: С одной стороны, их можно понять, потому что они хотят...
Петр Кузнецов: ...застраховаться.
Павел Шапкин: ...чтобы их услуги были защищены. С другой стороны, это, в общем-то, требует дополнительных денег, и в принципе, наверное, сами банки должны заботиться через свои страховые компании, своих партнеров, как они в случае проблем с должниками эти деньги будут назад получать.
Анастасия Семенова: Взыскивать.
Павел Шапкин: Тем более что в принципе есть программа страхования вкладов, есть защита со стороны государства. Поэтому это опять-таки попытка получить дополнительные деньги, т. е. как, например, страховки при покупке автомобиля, когда вам вместо одной страховки...
Анастасия Семенова: ...тридцать три навязали.
Павел Шапкин: ...обычного ОСАГО выдают еще и КАСКО, еще выдают какую-нибудь страховку...
Анастасия Семенова: ...на год.
Павел Шапкин: ...которая даже не содержит ни страхового случая, ни страховой суммы, даже непонятно, кем выдана... И эта страховка может достигать стоимости, практически сравнимой со стоимостью автомобиля...
Петр Кузнецов: Абсолютно.
Павел Шапкин: Вы, конечно, можете от нее отказаться, но для этого нужно знать, что вам нужно что-то такое позвонить, написать в течение 10 дней, иначе там...
Петр Кузнецов: Да. Павел Сергеевич, к сожалению, время...
Анастасия Семенова: Как говорится, [надо] знать свои права.
Петр Кузнецов: Вся надежда на этот закон.
Анастасия Семенова: Спасибо большое!
Петр Кузнецов: Павел Сергеевич, спасибо! Павел Шапкин, председатель Национального союза защиты прав потребителей.
Ваши сообщения не успеваем уже, друзья, прочитать. Но мы все время говорим, что мы после эфира их читаем, так что...
Да, и если вы не успели что-то дообсудить, эту тему продолжат сегодня коллеги из дневного «ОТРажения», поэтому оставайтесь на «Общественном телевидении России».
А мы прощаемся до завтра.
Анастасия Семенова: Пока-пока!
Петр Кузнецов: Пока!