Лучшие годы
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/luchshie-gody-86788.html
Мария Карпова: Ну что там еще эта молодежь придумала? Какой у них там еще кризис?
Петр Кузнецов: Нет. Я сейчас задумался: новый тренд – это же не тавтология же, да? Бывает устаревший тренд. То есть он был трендом, но это уже не тренд. Да? Извините.
Мария Карпова: Мне кажется, что так как трендов параллельно может быть много, то может появиться новый тренд. Параллельно с другим. Поэтому, мне, конечно...
Петр Кузнецов: Все. Спасибо! ЛП – лучшая подруга. Сейчас, видимо...
Мария Карпова: Да-да-да-да-да! ЛП, точно.
Петр Кузнецов: «Зачетная ведущая девушка». Ну просто не подбирал каких-то слов... Там ни герла, ничего не...
Мария Карпова: Чувиха!
Петр Кузнецов: Ну, не чучело.
Мария Карпова: Чувиха. Не чучело. Спасибо, что не чучело!
Петр Кузнецов: Зачетное чучело у вас! А почему на Масленице? Ну ладно.
Так! Кризис среднего возраста. Долгое время социологи называли эту точку самой проблемной и тяжелой в жизни каждого человека. Ну вот, неизбежно, у кого как, но проявляется. Надо быть готовым к этому и так далее, – говорили нам.
Но с недавнего времени, по словам специалистов (возможно, тех же социологов, кто знает), ситуация изменилась. Если это те же, то они переобулись. Теперь в жизни современного человека самое печальное и драматичное время... Это? Ну, я уже... Анонс был уже, вы знаете. Тизер был. Это молодость.
Если коротко, то: распределение счастья по жизни радикально изменилось. Это не социологи виноваты. Они наблюдают изменения. И сегодня этот график выглядит скорее как постепенно возрастающая прямая: чем старше (что не может не радовать меня, например), чем старше становится человек, тем более счастливым он себя ощущает.
Иными словами, заключают ученые, на смену кризису среднего возраста приходит тот самый кризис юности.
Мария Карпова: То есть еще раз: по мнению кого? То есть опросили людей?..
Петр Кузнецов: Да. Целое исследование.
Мария Карпова: Из разных поколений?
Петр Кузнецов: Давай так.
Мария Карпова: И из этого исследования сделали вывод: что те, кто старше, они счастливее?
Петр Кузнецов: ... Да. То есть они изучили. Я так понимаю, что они изучили сейчас новое поколение. И они поняли, что новое поколение намного депрессивнее. И они выявили вот это явление у этого поколения – это то, что ты в моменте уже сейчас понимаешь, что тебе плохо. Кибербуллинг, вот эти соцсети – все это на тебя влияет. Ты не наслаждаешься молодостью.
Понятно, что мы все не наслаждаемся ей в моменте. Потому что когда время прошло: «Надо было вот тогда! Тогда-то какое...» И вот эта ностальгия включается. А ты сейчас понимаешь, что вот это время – оно точно не будет лучшим в твоей жизни.
Ну, опять же подростковый возраст у всех бывал. И тебе кажется в подростковом возрасте, что вот это вот совсем, возвращаясь к предыдущей теме – отстой. Это плохо очень. «Мне плохо». И там: «Я ищу себя». И так далее.
Вот я не понимаю эти изменения. Мы как раз давайте это проверим до финальной части сегодняшнего «ОТРажения». Напишите: «Вернулись бы вы сейчас в молодые годы, сколько бы вам сейчас ни было?» И вообще, какой возраст для вас самый счастливый?
А мы эту тему обсудим с студии с практикующим психологом. Мария Белан у нас в гостях. Мария, доброе утро! Добро пожаловать!
Мария Карпова: Здравствуйте! Проходите, пожалуйста.
Петр Кузнецов: Я сейчас вам портал открою. Чтобы удобно было.
Мария Белан: Спасибо большое!
Мария Карпова: Наш лифтер.
Петр Кузнецов: Да. Хоть чем-то пригожусь.
Мария, наблюдаете ли вы вот эту миграцию золотых лет жизни – туда вот, подальше от молодости, сейчас?
Мария Белан: Да, есть такое: что чем старше человек, тем больше у него, соответственно, запросов на сегодняшний день. Он мудрее. И больше вопросов задает сам себе: что я хочу? Когда я хочу? И что я еще не реализовал в своей жизни?
Петр Кузнецов: Это взрослый человек уже?
Мария Белан: Да. Да.
Мария Карпова: Так тогда получается, он наоборот уже, должен быть менее счастливым?
Петр Кузнецов: Получается, наоборот он? Да. Нереализованным до сих пор, получается.
Мария Карпова: Да. Особенно если нет ответов на эти вопросы. Что нет там реализации. Я не знаю. Семьи.
Петр Кузнецов: Или, извините, я продолжу вашу. Или правильно мы понимаем, что вот он еще не до конца реализовался, и он знает, что все еще впереди? Вот так, да? Вот это смещение?
Мария Белан: Да-да-да. Они оставляют себе время, для того чтобы соответственно, взять.
Петр Кузнецов: И получается, что это и молодые так же уже сейчас рассуждают? Что: «Ну, хорошо. Вот там, в свои 14, я еще не директор завода. И у меня нет машины. Все еще впереди!» Но это вот. А вот то, что сейчас – это все не лучшие годы точно?
Мария Белан: В настоящее время и даже молодое поколение уже такие более осознанные. Что очень хорошо на самом деле. Потому что и родители становятся более осознанными. И они больше общаются со своими детьми. И соответственно, передают какой-то некий свой опыт вот этому молодому поколению. И они тоже задаются этими вопросами и пытаются сделать в моменте то, что они хотят. Не откладывая.
Мария Карпова: Кстати, слово «осознанность» – тоже, мне кажется, возвращаясь к предыдущей теме, тоже такое слово современного поколения. А вот не является ли вот эта осознанность как раз причиной того, что молодые чувствуют себя несчастными?
Потому что мы как раз были неосознанными. Мы вообще ничего не понимали. И вроде как казалось, что ну вот оно – самые счастливые годы!
Что они слишком много как будто бы понимают тонкостей и нюансов вот этой вот всей психологии отношений между людьми.
Петр Кузнецов: Я вообще никак не могу понять: то нам говорят, что они инфантильнее нас. То говорят, что намного взрослее, и там у них уже сейчас можно чему-то поучиться.
Мария Карпова: Да-да-да! Угу.
Мария Белан: Да, есть такое. Ну, на самом деле здесь от человека зависит. То есть каждый человек – он индивидуальность. Кто-то решает сделать и совершить поступок сейчас. Кто-то откладывает на потом. То есть здесь нужно рассматривать каждого человека по-отдельности.
Но в общем и целом я могу сказать, что да, сейчас более осознанные люди. И они задаются большим количеством вопросов. Но при этом они и задач, и целей себе ставят намного больше, чем раньше ставили мы.
И они – у них есть тайм-менеджмент. У них есть вот эти планы на будущее, намерения. То есть вот это все они выстраивают уже в каком-то вот таком возрасте, там десяти лет даже. Вот у меня старшему одиннадцать, он уже знает, чего он хочет.
Петр Кузнецов: С растущей цифровизацией это так или иначе связано?
Мария Белан: Да-да-да. Конечно.
Петр Кузнецов: У нас сейчас такой полноценный час. Одна тема из другой вытекает. У нас как раз мы про гаджеты говорили. Это в любом случае, это все под воздействием? Интернета.
Мария Белан: Да. Да-да-да.
Петр Кузнецов: Хорошо. А на вашей практике? Вот сейчас вот молодежи стало больше? К вам обращались с проблемами?
Мария Белан: Да.
Петр Кузнецов: Интересно просто: с чем вот? С нереализованными?..
Мария Белан: Ну, с вопросами. С родителями обычно приходят.
Петр Кузнецов: Прорабатывают?
Мария Белан: Да.
Мария Карпова: Это их родители приводят все-таки? Или это запрос уже происходит от самих детей?
Мария Белан: Да, родители. Некоторые родители просто сами приходят. Дети приходят к родителям и просят психолога. Им так проще. Им проще понимать себя больше. Им проще иметь какие-то дополнительные инструменты, которые будут им помогать в дальнейшем: в работе, в институте, в общении со своими сверстниками. Потому что сейчас такое происходит, что даже вот это общение, его нужно выстраивать.
Петр Кузнецов: Мы поговорили о цифровизации. А вот тот самый коронавирус, который перезагрузил вообще весь мир и нас всех, и все вокруг, – точкой отсчета можно считать в этом понимании того, что происходит сегодня?
Мария Белан: Да. Да-да-да. Случилось так, что семьи оказались просто закрыты друг с другом. И случились конфликты и кризисы. Очень многие развелись. Потому что мы привыкли как? Утром встали, пошли на работу. И разъединились. Дети пошли в школу. И так далее. Здесь, соответственно, мы вспоминаем: что такое ценность семьи, что такое общение? Выстраивание вот этих отношений между друг другом. Да. С этих пор...
Петр Кузнецов: Это тоже можно считать?
Мария Белан: Да.
Мария Карпова: Ну вот, смотрите. Раньше отношения особо не выстраивали, во всяком случае, с помощью специалиста. И разводов было меньше.
Петр Кузнецов: Живее. Живее общение было. Понимаешь?
Мария Карпова: И семьи были крепче. И общение было же. Почему вдруг нам срочно понадобились специалисты, чтобы выстраивать отношения?
Мария Белан: Ну, сейчас и очень много семей воссоединяются. И даже сейчас есть закон, по-моему, что, когда подаешь на развод, тебе дается какое-то время подумать.
Петр Кузнецов: Да. Да.
Мария Белан: И с мужчинами, по-моему, работают психологи. И выясняется, почему так.
Мария Карпова: Это как раз полезно. Но все равно восемь из десяти, по-моему, разводов.
Мария Белан: Ну да, да. Ну, потому что надо было раньше к психологу приходить.
Петр Кузнецов: Ну вот, вы знаете, у меня отозвалась эта тема. Мы возвращаемся как раз к тому, с чего мы начали. Вот я честно, я еще до. Я вот обрадовался действительно. Я думал, это только со мной происходит. Я вот сейчас в моменте понимаю, что я бы ни за что.
Кстати, мы этот вопрос задаем нашим телезрителям прямо сейчас: «Вернулись бы вы вот в молодые годы, сколько бы вам сейчас ни было?» Я бы ни за что не вернулся. Даже если вот сейчас появится машина времени. Я понимаю, что вот сейчас. И я надеюсь, что дальше я и в следующий десяток буду говорить, что вот сейчас это. То есть со мной все хорошо?
Мария Белан: Да. С вами все хорошо.
Петр Кузнецов: Я ни за что! С 20 до 30 – никак. Нереализованность. Чего-то не понимаешь, чо знаешь. Денег особо нет. Возможностей мало. И так далее. Ни за что бы!
Мария Белан: Ну, это опыт еще.
Петр Кузнецов: Меня этим можно даже пытать. «Мы сейчас тебя вернем в 22 года». Я скажу: «Делайте все, что хотите. Но верните. Просто не отправляйте меня туда». Это не было ужасно. Но все равно сейчас...
Мария Карпова: Ну хорошо. А с 15-ти до 20-ти? Тоже такое?
Петр Кузнецов: С 15-ти – тоже. Тоже.
Мария Карпова: Подростковое такое, золотое время!
Петр Кузнецов: Много всяких каких-то непонятностей вокруг каких-то там. Кибербуллинга у нас тогда еще не было. Но все равно какая-то вот. Очень-очень себя чувствовал уязвимо.
Мария Белан: И скованно, наверное? Да?
Петр Кузнецов: Абсолютно да. Еще вот эти поиски самого себя.
Калининград и Чебоксары – о золотых годах жизни. Прямо сейчас у нас. Давайте посмотрим итоги уличных опросов в этих городах.
ОПРОС
Петр Кузнецов: Ну, то есть вся жизнь. Прекрасно! Это старшее поколение.
Мария Карпова: Вот еще одно мнение из Томской области: «Лучшие годы: с рождения и до семи лет. А дальше – один нервяк: то учись, то женись, то работай».
Петр Кузнецов: Кстати. Тут беззаботно, да? В песочнице копаешься и все.
Мария Карпова: Единственная проблема: плохо помнишь до семи лет себя.
Петр Кузнецов: Угу. А потом что-то начинает всплывать. Да.
Я вот сейчас подумал. Кто-то назвал 40 лет из тех, кто. А я думал: я вот сейчас в моменте знаю, что я буду скучать по этому времени. Дай Бог, чтобы дальше...
Мария Карпова: Может, у тебя дальше еще лучше все будет?
Петр Кузнецов: Вот я надеюсь!
Мария Карпова: Да.
Петр Кузнецов: О деньгах мы тут тоже поговорили. И я, по-моему, упомянул, да. Когда просто понимаешь, что тогда не было возможностей. У нас сейчас синонимы: деньги и счастье? Ну вот, для молодого поколения особенно? Мы о нем же говорим больше.
Мария Белан: Здесь нужно понимать. Знаете, про состояние еще очень многие говорят. Что: сначала состояние, потом деньги. То есть насколько ты в хорошем состоянии находишься.
Петр Кузнецов: Состояние, в смысле?..
Мария Белан: Да. Здоровый образ жизни. Питание. То есть ты чувствуешь себя счастливым. И чем более ты счастлив, тем больше денег ты получаешь. Ну, то есть это, наверное, такой нормальный ход событий. Самый лучший.
Но многие также говорят о том, что чем больше у меня денег, тем лучше я себя чувствую. Ну, то есть здесь каждый тоже выбирает свой путь.
Мария Карпова: А как же: большие деньги – большие проблемы?
Петр Кузнецов: Это, наверное, разное отношение как раз поколений.
Мария Белан: Да-да-да.
Петр Кузнецов: Другое поколение, вот старшее, оно относится к этому по-другому. Уже знает, что это не совсем везде работает, как ты думаешь.
Ну, хорошо. Это вот все-таки хорошо? То, что мы сейчас обсуждаем, что у нас вот... Конечно, кризис среднего возраста, он так или иначе есть. Не то чтобы вот он сменился на кризис молодости. Но то, что появилось новое явление: кризис молодости, мы можем предположить, что, например, это потерянное поколение, которое так считает?
Что дальше, если кризис молодости есть, они дальше себя и не найдут? То есть дальше будет тоже: плохо, плохо. Здесь кризис. Кризис за кризисом.
Мария Белан: Угу. Хорошо, что мы вообще определяем это, да? И мы видим, что есть кризис.
Петр Кузнецов: Что мы ловим это состояние?
Мария Белан: Да, да. Что мы ловим. И мы работаем над этим. То есть, если мы это обозначили, значит, проблема такая есть. Значит, мы будем искать решение этой проблемы. То есть, в принципе, да. Но в общем и целом, раньше же такого тоже не было, да?
Петр Кузнецов: Не было.
Мария Белан: Не было. И поэтому все жили спокойно и радовались жизни.
Петр Кузнецов: И психологам тоже выгодно. Да? Больше клиентов, больше выручки будет.
Мария Белан: Да-да-да. Больше запросов.
Петр Кузнецов: Спасибо!
Мария Карпова: Из Томской области сообщение. Можно тоже прочитаю?
Петр Кузнецов: Да.
Мария Карпова: «Мне 15 лет. И я хочу... Мне 15 лет! И я хочу вернуться во времена, когда мне было от 11-ти до 13-ти. Когда ни о чем не задумывалась и проблем было меньше».
Петр Кузнецов: Ну вот видите, как быстро они проживаются! От 13-ти до 15-ти – целая жизнь прошла.
Мария Карпова: Да!
Петр Кузнецов: Да. И уже...
Мария Карпова: А в 15 проблемы: вот это вот все.
Петр Кузнецов: «Скоро пенсия!» – размышляет 16-летний.
Мария Карпова: Да. Да.
Петр Кузнецов: Мария Белан. Спасибо большое! Практикующий психолог – наш эксперт в студии.
Мария Белан: Да. Спасибо вам!
Петр Кузнецов: А студия на сегодня все. Утренняя. Да. На современный язык переходим. Они же там и глаголы тоже...
Мария Карпова: Фсе тогда, через «ф».
Петр Кузнецов: Фсе. Выбрасывает. Мы увидимся завтра с девяти до одиннадцати, как обычно. Мария Карпова.
Мария Карпова: Петр Кузнецов.
Петр Кузнецов: А до нас еще, с восьми до девяти – Антон Липовский и программа «Пестрый мир». Не выключайте просто ОТР. А гаджеты попробуйте сегодня выключить. Сегодня такой день.
Мария Карпова: Пока!
Петр Кузнецов: Пока!