Максим Долгополов: Мы создаём инновационные продукты питания, не имеющие аналогов в России
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/maksim-dolgopolov-my-sozdayom-innovacionnye-produkty-pitaniya-ne-imeyushchie-analogov-v-rossii-68766.html
Антон Липовский: С нами на связи Максим Долгополов, инженер-технолог пищевой промышленности, производитель продуктов питания из грибов и ягод. Максим, здравствуйте.
Анастасия Семенова: Максим, здравствуйте.
Максим Долгополов: Добрый день.
Анастасия Семенова: Здравствуйте!
Максим Долгополов: Да, здравствуйте-здравствуйте.
Анастасия Семенова: Максим, вот сразу так – у вас довольно непростой путь в бизнесе. А вот как пришли к грибам и ягодам?
Максим Долгополов: Ну, как вы заметили, я инженер-технолог пищевой промышленности, соответственно, нужно было взять какие-то биоресурсы, которые есть, грубо говоря, под ногами растут в нашей Архангельской области. Соответственно, взяли дикоросы, грибы, ягоды, травы. То есть тут долго думать не пришлось.
Анастасия Семенова: Вы так просто сейчас об этом говорите... Понятно, масштабы большие...
Максим Долгополов: Сейчас уже просто, да.
Анастасия Семенова: Да, а вот как начинали? С каких объемов?
Максим Долгополов: Начинали мы условно с багажника на багажник, т. е. купили грибы – продали грибы в Москву, в Санкт-Петербург. Потом через какое-то время наше «Агентство регионального развития» предложило, назовем это так, упаковать бренд, т. е. сделать сайт, сделать презентацию, отправить на выставку, международную федеральную выставку продуктов питания.
Соответственно, с багажника на багажник – это одна наценка; когда мы нашу уникальную морошку, наш уникальный груздь, белый гриб и т. д. упаковали в баночку, как вот здесь у меня сзади стоят, то уже ее можно продать гораздо дороже и в т. ч. на экспорт. Поэтому вот к этому так и пришли.
Антон Липовский: Понятно.
Максим, собственно, почему грибы или ягоды именно? Почему не что-нибудь еще, не знаю, какие-нибудь овощи редкие или, может быть, какие-то другие культуры?
Максим Долгополов: Ну, у нас овощи и фрукты как бы не особо растут в Архангельской области, у нас снег-то только вчера буквально кончился, а грибов и ягод, по данным Минсельхоза, порядка 19 тысяч тонн сырья. Только задумайтесь об этой цифре, 19 тысяч тонн.
Антон Липовский: Ого...
Максим Долгополов: Если хотя бы 30% от этой суммы переработать, достаточно неплохая получается цифра. То есть область большая...
Анастасия Семенова: А что вы делаете, что именно производите из грибов, ягод? Варенье, заморозка?
Максим Долгополов: Да, классические продукты питания: варенья, соленья, джемы, мармелады, напитки. И еще при помощи инновационного центра, регионального оператора «Сколково», мы создаем инновационные продукты питания, т. е. не имеющие аналогов в России. Это, как правило, с экстрактами, с уникальной технологией приготовления.
Технологии эти разрабатываются совместно с университетами, Московский государственный университет технологий и управления, сейчас начали сотрудничать с нашим местным медицинским университетом, который Северный государственный медицинский университет, и еще в планах сотрудничать с ИТМО, это как такой технологичный университет один из самых интересных. Соответственно, с них наука и идеи, с нас – реализация и продажа в торговой сети этого продукта.
Анастасия Семенова: Сколько времени нужно для реализации вот этих ваших идей с институтами? Сколько требуется?
Максим Долгополов: Месяца три на самом деле от идеи до реализации вполне может пройти.
Анастасия Семенова: А какие льготы от государства вам предоставляются? Что-то как-то помогают?
Максим Долгополов: Ну да. Как я говорил уже в начале диалога, они создали сайт, создали презентацию, отправили на выставки. Каждая выставка порядка 500 тысяч может стоить, в принципе участие, они это оплачивают. Они могут даже найти партнера за границей... То есть еще до всех этих ситуаций были покупатели потенциальные из Италии и Германии, сейчас это покупатели из СНГ, интересующиеся нашими грибами, дикоросами. Соответственно, помощь... Когда обращаешься, помощь получаешь. Если сидеть и ничего не делать, никто тебе не поможет.
Антон Липовский: Вот здесь мы полностью согласны.
Максим, скажите, пожалуйста, ну вот сейчас кто-то скажет: у вас сейчас полноценное производство и вы не просто собираете, сушите, подготавливаете, вы еще и производите, вы сказали, джемы, повидло, какие-то соленья. Сейчас кто-то скажет, что это колоссальные вложения. Ну неужели вы прямо вот только на грибах и ягодах, только на сборе на все это заработали? Как вообще бизнес построился?
Максим Долгополов: Совершенно верно. Сейчас мы на одном этапе, т. е. сейчас у нас цех по производству продуктов питания из дикоросов, а сейчас ищем инвестиции, чтобы это был завод по переработке. Потому что, как я обозначил, сумма, объем запаса дикоросов в области огромный и мы перерабатываем только очень малую часть этих дикоросов. И сейчас, чтобы расшириться, ищем, привлекаем инвестиции, совершенно верно.
Я всегда, всю жизнь в фудтехе, в пищевом производстве, в общественном питании, т. е. начинал я все равно с общественного питания, кафе у нас были свои, т. е. как бы всю жизнь в еде. Но 2020 год, пандемия, немного подвел, соответственно, стали заниматься поставками в общепит, в т. ч. та же морошка и тот же груздь белый, да, он котируется, его берут наши рестораны, делают из них десерты, закуски.
Анастасия Семенова: Вот это да!
Антон Липовский: Здорово!
Анастасия Семенова: Максим, а я хочу вас спросить: если я с вами в лес отправлюсь, вы мне подскажете, какой гриб правильный, а какой нет?
Максим Долгополов: Смотрите, здесь очень важно разделить. Я не сборщик сырья, я переработчик сырья. То есть я вот эти 100 тонн, я их не хожу и не собираю в лесу.
Антон Липовский: Максим, а кто собирает?
Анастасия Семенова: А кто собирает эти 100 тонн?
Антон Липовский: Каким образом они к вам приходят?
Максим Долгополов: Да. У меня есть коллега в моей команде, у него своя сеть заготовительных пунктов по области. То есть область большая и есть районы в области, Пинежский, Онежский, Красноборский, Шенкурский, где в каждом районе т. н. свой «тысячник», тысяча тонн сырья. И у него там уже налажено, ему сборщики несут, он это все дело в шоковую морозилку, дальше в морозильную камеру и дальше отправляет на производство в Архангельск или еще куда угодно.
Анастасия Семенова: А сколько времени вот этот этап, цепочка? Ну вот кто-то собрал, принес, и когда к вам поступило, сколько это времени? Неделя?
Максим Долгополов: Да, где-то так. В зависимости от сырья. Каждая же ягода, каждый гриб растет в свое время. Сейчас сезон начинается, вот уже с июня условно в Архангельской области, и продлится до конца сентября. И вот там от черники до последней морошки еще поздней постепенно будет к нам на производство приезжать.
Анастасия Семенова: А в июне что будем собирать, к чему готовиться?
Максим Долгополов: Ягода начинается, белый гриб начинается. У нас же область большая, на юге севера, т. е. где потеплее, там уже и белый гриб начинается. Всегда по-разному.
Анастасия Семенова: Какие-то прогнозы есть на этот год, что будет удачным, а что нет? Обещают жаркое лето.
Максим Долгополов: Сборщики, заготовители никогда никаких прогнозов не говорят, не любят они их. Сколько лет ни спрашивал, они говорят: «Ой нет, посмотрим».
Антон Липовский: Хорошо.
Максим, ну и заключительный вопрос – основной рынок сбыта. Вот в России куда направляете, кто чаще всего все скупает?
Максим Долгополов: Пока это наш регион, Архангельская область, Северо-Западный регион, Санкт-Петербург, Москва. Ничего особенного, все по классике.
Антон Липовский: Хорошо.
Анастасия Семенова: «По классике». Максим, спасибо большое!
Антон Липовский: Спасибо! Шикарно!
Анастасия Семенова: С нами на связи был Максим Долгополов, инженер-технолог пищевой промышленности, производитель продуктов питания из грибов и ягод.