Антон Липовский: С нами на связи Максим Долгополов, инженер-технолог пищевой промышленности, производитель продуктов питания из грибов и ягод. Максим, здравствуйте. Анастасия Семенова: Максим, здравствуйте. Максим Долгополов: Добрый день. Анастасия Семенова: Здравствуйте! Максим Долгополов: Да, здравствуйте-здравствуйте. Анастасия Семенова: Максим, вот сразу так – у вас довольно непростой путь в бизнесе. А вот как пришли к грибам и ягодам? Максим Долгополов: Ну, как вы заметили, я инженер-технолог пищевой промышленности, соответственно, нужно было взять какие-то биоресурсы, которые есть, грубо говоря, под ногами растут в нашей Архангельской области. Соответственно, взяли дикоросы, грибы, ягоды, травы. То есть тут долго думать не пришлось. Анастасия Семенова: Вы так просто сейчас об этом говорите... Понятно, масштабы большие... Максим Долгополов: Сейчас уже просто, да. Анастасия Семенова: Да, а вот как начинали? С каких объемов? Максим Долгополов: Начинали мы условно с багажника на багажник, т. е. купили грибы – продали грибы в Москву, в Санкт-Петербург. Потом через какое-то время наше «Агентство регионального развития» предложило, назовем это так, упаковать бренд, т. е. сделать сайт, сделать презентацию, отправить на выставку, международную федеральную выставку продуктов питания. Соответственно, с багажника на багажник – это одна наценка; когда мы нашу уникальную морошку, наш уникальный груздь, белый гриб и т. д. упаковали в баночку, как вот здесь у меня сзади стоят, то уже ее можно продать гораздо дороже и в т. ч. на экспорт. Поэтому вот к этому так и пришли. Антон Липовский: Понятно. Максим, собственно, почему грибы или ягоды именно? Почему не что-нибудь еще, не знаю, какие-нибудь овощи редкие или, может быть, какие-то другие культуры? Максим Долгополов: Ну, у нас овощи и фрукты как бы не особо растут в Архангельской области, у нас снег-то только вчера буквально кончился, а грибов и ягод, по данным Минсельхоза, порядка 19 тысяч тонн сырья. Только задумайтесь об этой цифре, 19 тысяч тонн. Антон Липовский: Ого... Максим Долгополов: Если хотя бы 30% от этой суммы переработать, достаточно неплохая получается цифра. То есть область большая... Анастасия Семенова: А что вы делаете, что именно производите из грибов, ягод? Варенье, заморозка? Максим Долгополов: Да, классические продукты питания: варенья, соленья, джемы, мармелады, напитки. И еще при помощи инновационного центра, регионального оператора «Сколково», мы создаем инновационные продукты питания, т. е. не имеющие аналогов в России. Это, как правило, с экстрактами, с уникальной технологией приготовления. Технологии эти разрабатываются совместно с университетами, Московский государственный университет технологий и управления, сейчас начали сотрудничать с нашим местным медицинским университетом, который Северный государственный медицинский университет, и еще в планах сотрудничать с ИТМО, это как такой технологичный университет один из самых интересных. Соответственно, с них наука и идеи, с нас – реализация и продажа в торговой сети этого продукта. Анастасия Семенова: Сколько времени нужно для реализации вот этих ваших идей с институтами? Сколько требуется? Максим Долгополов: Месяца три на самом деле от идеи до реализации вполне может пройти. Анастасия Семенова: А какие льготы от государства вам предоставляются? Что-то как-то помогают? Максим Долгополов: Ну да. Как я говорил уже в начале диалога, они создали сайт, создали презентацию, отправили на выставки. Каждая выставка порядка 500 тысяч может стоить, в принципе участие, они это оплачивают. Они могут даже найти партнера за границей... То есть еще до всех этих ситуаций были покупатели потенциальные из Италии и Германии, сейчас это покупатели из СНГ, интересующиеся нашими грибами, дикоросами. Соответственно, помощь... Когда обращаешься, помощь получаешь. Если сидеть и ничего не делать, никто тебе не поможет. Антон Липовский: Вот здесь мы полностью согласны. Максим, скажите, пожалуйста, ну вот сейчас кто-то скажет: у вас сейчас полноценное производство и вы не просто собираете, сушите, подготавливаете, вы еще и производите, вы сказали, джемы, повидло, какие-то соленья. Сейчас кто-то скажет, что это колоссальные вложения. Ну неужели вы прямо вот только на грибах и ягодах, только на сборе на все это заработали? Как вообще бизнес построился? Максим Долгополов: Совершенно верно. Сейчас мы на одном этапе, т. е. сейчас у нас цех по производству продуктов питания из дикоросов, а сейчас ищем инвестиции, чтобы это был завод по переработке. Потому что, как я обозначил, сумма, объем запаса дикоросов в области огромный и мы перерабатываем только очень малую часть этих дикоросов. И сейчас, чтобы расшириться, ищем, привлекаем инвестиции, совершенно верно. Я всегда, всю жизнь в фудтехе, в пищевом производстве, в общественном питании, т. е. начинал я все равно с общественного питания, кафе у нас были свои, т. е. как бы всю жизнь в еде. Но 2020 год, пандемия, немного подвел, соответственно, стали заниматься поставками в общепит, в т. ч. та же морошка и тот же груздь белый, да, он котируется, его берут наши рестораны, делают из них десерты, закуски. Анастасия Семенова: Вот это да! Антон Липовский: Здорово! Анастасия Семенова: Максим, а я хочу вас спросить: если я с вами в лес отправлюсь, вы мне подскажете, какой гриб правильный, а какой нет? Максим Долгополов: Смотрите, здесь очень важно разделить. Я не сборщик сырья, я переработчик сырья. То есть я вот эти 100 тонн, я их не хожу и не собираю в лесу. Антон Липовский: Максим, а кто собирает? Анастасия Семенова: А кто собирает эти 100 тонн? Антон Липовский: Каким образом они к вам приходят? Максим Долгополов: Да. У меня есть коллега в моей команде, у него своя сеть заготовительных пунктов по области. То есть область большая и есть районы в области, Пинежский, Онежский, Красноборский, Шенкурский, где в каждом районе т. н. свой «тысячник», тысяча тонн сырья. И у него там уже налажено, ему сборщики несут, он это все дело в шоковую морозилку, дальше в морозильную камеру и дальше отправляет на производство в Архангельск или еще куда угодно. Анастасия Семенова: А сколько времени вот этот этап, цепочка? Ну вот кто-то собрал, принес, и когда к вам поступило, сколько это времени? Неделя? Максим Долгополов: Да, где-то так. В зависимости от сырья. Каждая же ягода, каждый гриб растет в свое время. Сейчас сезон начинается, вот уже с июня условно в Архангельской области, и продлится до конца сентября. И вот там от черники до последней морошки еще поздней постепенно будет к нам на производство приезжать. Анастасия Семенова: А в июне что будем собирать, к чему готовиться? Максим Долгополов: Ягода начинается, белый гриб начинается. У нас же область большая, на юге севера, т. е. где потеплее, там уже и белый гриб начинается. Всегда по-разному. Анастасия Семенова: Какие-то прогнозы есть на этот год, что будет удачным, а что нет? Обещают жаркое лето. Максим Долгополов: Сборщики, заготовители никогда никаких прогнозов не говорят, не любят они их. Сколько лет ни спрашивал, они говорят: «Ой нет, посмотрим». Антон Липовский: Хорошо. Максим, ну и заключительный вопрос – основной рынок сбыта. Вот в России куда направляете, кто чаще всего все скупает? Максим Долгополов: Пока это наш регион, Архангельская область, Северо-Западный регион, Санкт-Петербург, Москва. Ничего особенного, все по классике. Антон Липовский: Хорошо. Анастасия Семенова: «По классике». Максим, спасибо большое! Антон Липовский: Спасибо! Шикарно! Анастасия Семенова: С нами на связи был Максим Долгополов, инженер-технолог пищевой промышленности, производитель продуктов питания из грибов и ягод.