Максим Кадаков: Культура вождения у нас за последние годы очень сильно изменилась в положительную сторону. Ездить мы стали аккуратнее, уважительнее
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/maksim-kadakov-kultura-vozhdeniya-u-nas-za-poslednie-gody-ochen-silno-izmenilas-v-polozhitelnuyu-storonu-ezdit-my-stali-akkuratnee-uvazhitelnee-70204.html Мария Карпова: Очень хорошее сообщение из Новгородской области: «Вот из-за таких, у которых все по правилам, одни нервы и ЧП на дорогах», – т. е. нельзя водить по правилам, считает наш телезритель.
Петр Кузнецов: О, давайте это обсудим.
Мария Карпова: Очень интересно, да.
Петр Кузнецов: Обсудим с Максимом Кадаковым, главным редактором журнала «За рулем». Максим, здравствуйте.
Мария Карпова: Здравствуйте.
Максим Кадаков: Мария, Петр, доброе утро.
Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, ну давайте начнем с того, что можете ли вы с вершины вашего опыта оценить то, как меняется культура вождения? Велика ли здесь заслуга именно автошкол?
Максим Кадаков: Культура вождения у нас, на мой взгляд, за последние годы очень сильно изменилась в положительную сторону. Потому что я помню хорошо, как мы ездили в 1990-х гг., и у меня такая примечательная была история...
Я как-то прилетел в Швецию, по-моему, это был город Гетеборг, если мне память не изменяет. И мы идем с одной шведкой по улице, по центру города, вечер, после ресторана, и пешеходный переход нерегулируемый, нет светофора. Мы только, значит, подошли к нему, и машина останавливается. И я говорю: «Ой, слушай, Лотта, как у вас здесь водители-то пропускают пешеходов! А у нас вот нет». И она произнесла в ответ сакраментальную фразу, говорит: «Это потому, что нас мало», – намекая на то, что там люди друг о друге заботятся и друг друга берегут.
Мария Карпова: Берегут.
Максим Кадаков: Мне кажется, мы в последнее время стали больше все-таки друг о друге заботиться, хотя заботы никогда не бывает много и нужно стремиться к большему, безусловно. Но ездить мы, на мой взгляд, стали аккуратнее, уважительнее. Очень хорошо, что почти все водители пристегиваются, очень хорошо, что почти все, хотя не все, но многие, большинство родителей используют детские удерживающие системы, кресла.
И конечно, многое зависит от инструкторов и от преподавателей в школе. Я вас уверяю, что они бывают разные. Мы привыкли костерить их налево и направо, но есть и хорошие преподаватели теории, я просто это знаю сам, и хорошие инструкторы. Как попасть к хорошему инструктору? Это та же история, как попасть к хорошему репетитору, когда ребенка нужно подготовить к сдаче экзаменов, или попасть к хорошему врачу, это отдельная задача. Но мне кажется, мы все-таки стали вести себя получше.
А вот это ваше разделение, как люди ездят, по правилам или по наитию, по интуиции, мне кажется, это немножко такой провокационный вопрос, потому что ездить, конечно, нужно по правилам. Но любой опытный водитель, у него, конечно, интуиция на очень высоком уровне, именно дорожная такая, по оценке дорожной обстановки, когда человек вроде бы едет так спокойненько, но при этом он сканирует все, что происходит вокруг, и интуиция очень часто помогает. А ездить, безусловно, нужно по правилам.
Петр Кузнецов: Предугадывает, да, безусловно, Максим, это важно подчеркнуть.
Очень много в последнее время, да даже уже и не в последнее время, автошколам достается: критикуют, правила ужесточают, многие школы просто закрываются, что-то там не дотягивает до лицензии... Что не так, объясните нам, что не так, может быть, с учебной программой? Какой вы ее видите в идеале?
Максим Кадаков: Во-первых, все не так в нас самих. Возвращаемся к тому, что мы постепенно стали лучше ездить, но на это потребовалось время. Мы всегда хотим решить свои вопросы попроще, побыстрее и да, иногда готовы за что-то заплатить, лишь бы не заморачиваться. Многие так живут, и никуда от этого не денешься. Если совсем огрублять, то можно сказать о низовой коррупции, она пока еще у нас не искоренена. И до тех пор, пока можно будет договориться, сунуть кому-то на лапу и т. д., мы никакими изменениями программ не добьемся того, чего мы хотим добиться.
И очевидно, что любой человек, который только-только отучился на права, какими бы у него хорошими инструкторы ни были, конечно, он все равно начинающий водитель, который даже после хорошего инструктора не знает всего и не может предугадать, возвращаемся к интуиции, обстановку. Нужно тоже, мы должны все внимательно относиться к водителям, которые ездят с восклицательным значком сзади, это значит неопытный человек, у него маленький стаж вождения. Давайте тоже ему поможем и не будем ему сигналить, когда он неловко поворачивает или не успевает тут же, как только зажегся зеленый сигнал светофора, уходить со светофора, – давайте подождем, ничего страшного не случится.
Мария Карпова: Максим, просто вот сейчас как раз параллельно нам показывали кадры с площадки, на которой и учатся, и сдают экзамен. Не кажется ли вам, что довольно много лишнего там стало, не знаю, осталось, скажем так, много лишнего? Например, те же заезды в бокс или вот заезд на эту, как это называется, на эту площадку...
Петр Кузнецов: Спуск-подъем, да?
Мария Карпова: Да-да, потому что сейчас...
Максим Кадаков: Я вопрос понял, согласен с вами. Никто не знает трагедий, которые случились бы из-за того, что кто-то во дворе чуть-чуть зацепил бампером чужую машину, – трагедии эти случаются на дорогах и на скорости. Наши автошколы должны учить людей ездить в реальной дорожной обстановке: в городе, за городом, в разную погоду.
Как это делается в Финляндии? У нас, конечно, страна большая, у нас не везде это актуально, но на значительной территории именно актуально. В Финляндии пока водитель не пройдет курсы зимней езды, да еще двухступенчатые, он не получит окончательные такие т. н. постоянные права, это будут права временные, т. е. он как бы находится на испытательном сроке.
Петр Кузнецов: На 2 года, по-моему...
Максим Кадаков: Да-да-да. А у нас сплошь и рядом так: вы летом отучились, получили права, машины нет; осенью купили машину наконец-то, сели и по «скользоте» впервые поехали, да еще выехали на загородную дорогу, по которой вы никогда со скоростью 90 [км/ч] не ездили. Вот человек на второй или на первый день в кого-нибудь прилетает, приезжает...
Мария Карпова: Но зато в бокс он паркуется искусно.
Максим Кадаков: Да, это, конечно, «очень актуально», безусловно. Вот в Японии, кстати говоря, несмотря на то что обучение тоже проводится преимущественно вот в таких выделенных зонах, там знаете что? Там имитируются улицы и город. То есть это какая-то закрытая зона, но человек едет как по улицам, и там есть другие автомобили, и учат именно разрешать ситуации в конкретной дорожной обстановке. Вот это водитель должен уметь в первую очередь, а не трогаться в горку так, чтобы не откатиться назад, вот это уже дело десятое.
Петр Кузнецов: Да. Но, если я правильно помню, сравнительно недавно автошколы, грубо говоря, обязали выезжать именно на магистрали в крупных городах, не ютиться где-то по дворам, по второстепенным дорогам, а именно обязательное присутствие учебного автомобиля на больших трассах. И я тут вдруг вчера как раз подумал: вообще очень давно не видел на дороге в Москве учебного автомобиля.
Максим Кадаков: Ну, Москва в этом смысле вообще очень сложный город, потому что учебную езду тоже не везде можно проводить, безусловно. Но вы правы, экзамены сейчас принимаются в значительной степени на дорогах общего пользования. И инспектор, который принимает экзамен, как раз может попросить развернуться где-нибудь в сложной обстановке, а не на площадке.
Вот этим должны заниматься школы и инструкторы – натаскивать, что называется, в хорошем смысле слова людей на сложную обстановку, чтобы человек принимал быстро правильные решения, пока рядом есть человек, который может подсказать и в случае чего перехватить управление, если вдруг возникает какая-то опасная ситуация.
Но тем не менее, еще раз, никакая школа не научит новичков ездить идеально, все равно опыт приходит во время реальной езды. Здесь мы друг другу, на мой взгляд, помогать.
Петр Кузнецов: Аварийность, кстати, Максим, снижается, судя по официальным данным, в последнее время. С чем это можно связать?
Максим Кадаков: Аварийность снижается, к счастью. За последние 10–12 лет она, если говорить о смертности на дорогах, снизилась ровно в 2 раза: где-то году в 2010–2012-м у нас было примерно 30 тысяч смертей на дорогах, в последний год это 15, даже уже ниже 15, это очень хорошо.
Но у нас по-прежнему остается масса проблем. И конечно, камеры эти проблемы не решают, потому что не только и не столько скорость является причиной аварий, это несоблюдение прочих правил движения, это плохое состояние дорог, неосвещенность дорог... У нас очень большое количество аварий происходит в темное время суток, и, кстати говоря, на федеральных дорогах, большинство из которых – это дороги в две полосы, одна полоса в одном направлении, другая в другом, и каждый обгон – это риск для жизни. И по-прежнему очень велико количество смертей в пьяных авариях, вот это просто беда, и с этим действительно надо жестко бороться, но это другая тема.
Петр Кузнецов: Да, это другая тема.
Спасибо, Максим, за ваш комментарий именно по этой теме. Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем».