Максим Кадаков: Парк автомобилей в России продолжает стареть. Средний возраст перевалил уже за 14 лет
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/maksim-kadakov-park-avtomobiley-v-rossii-prodolzhaet-staret-sredniy-vozrast-perevalil-uzhe-za-14-let-67359.html Петр Кузнецов: С нами сейчас Максим Кадаков на связи, он главный редактор журнала «За рулем». С ним мы и подведем некоторые итоги основные нашей первой темы. Максим, здравствуйте.
Анастасия Семенова: Здравствуйте.
Максим Кадаков: Петр, Анастасия, доброе утро.
Анастасия Семенова: Доброе.
Петр Кузнецов: Скажите, пожалуйста, ну вот мы оттолкнулись от статистики. Давайте разберем эти цифры, что за 15 лет... Ну да, мы предполагаем, да, пожалуй, все-таки это неудивительно, что за последние 15 лет количество автомобилей выросло на 40%. Действительно ли автомобилей стало больше?
И объясните нам, пожалуйста, почему это происходит, ведь цены растут, тем более вот в последние 3 года вообще прямо скачут... Народ не может потянуть, но все равно берет, но все равно ему нужен автомобиль.
Максим Кадаков: Да, автомобилей стало больше, это правда. Но автомобилей не так много, как могло бы быть и как должно быть в нашей стране, если соотносить это с размерами страны и с количеством населения. Потому что у нас сейчас легковых машин ну что-то чуть больше 50 миллионов, 51–52...
Дело в том, что зарегистрированные автомобили и автомобили, которые реально ездят, – это тоже немножко разное количество, потому что у многих машины есть вроде как бы, но они ими не пользуются: либо старые, либо в гаражах стоят, либо ремонтировать надо и т. д. То есть «живых» машин, которые ездят, гораздо, конечно, меньше.
И здесь важен показатель, который используется всегда, еще и с советских времен он применялся, – количество автомобилей на тысячу человек населения. У нас сейчас примерно 300 с чем-то, 315–320, что-то такое, автомобилей на 1 000 человек жителей, всех, от стара до млада. А в Америке, которая является лидером, 800. То есть понимаете, да?
Петр Кузнецов: Ага, ага.
Анастасия Семенова: То есть у нас практически каждый третий за рулем...
Максим Кадаков: В Германии почти 600. То есть нам есть куда расти. И когда нам говорят, что у нас слишком много автомобилей, на самом-то деле нет.
И у нас сейчас парк стареет, и последние 15 лет, 20, наверное, с начала 2000-х мы, отвечая на ваш вопрос, мы жили-то как раз хорошо в этом смысле, покупательская способность у населения была, и мы покупали автомобили. Пик был где-то 2013–2014-е гг., когда мы купили почти без каких-то копеек 3 миллиона новых легковых автомобилей, и в Европе мы занимали 2–3-е место по объему продаж после Германии, после самых таких автомобилизированных стран. А сейчас у нас парк стареет: у нас средний возраст легкового автомобиля уже перевалил за 14 лет, и машины продолжают стареть.
Конечно, люди хотят новую машину, конечно, люди мечтают купить. Лучше всего, конечно, слушать детей, потому что у них мечты такие далекие, светлые, позитивные, несмотря на то что хочет парень там фуру или девочка BMW, большинство сейчас, конечно, мечтают просто об адекватном автомобиле за адекватные деньги.
Петр Кузнецов: Максим, вот о размерах – народ, будь то или автомобилист, или пешеход, он судит по конкретному двору, а дворы переполнены сейчас. И сообщения нам пишут не только из Москвы, конечно.
Максим Кадаков: Дворы у нас переполнены, потому что у нас плохо развита улично-дорожная сеть и дворы не приспособлены для использования большого количества автомобилей. Это не значит, что нужно убирать автомобили, отказываться от них и т. д. Нужно какие-то, не знаю, менять градостроительные нормы.
Ну посмотрите, у нас строятся «человейники» с узенькими проездами. У нас каждый, кто покупает новую квартиру, имеет автомобиль, ну сначала машина, потом квартира. Я имею в виду в том плане, что если уж человек накопил на новую квартиру, то машина у него обязательно есть.
Петр Кузнецов: Да, да.
Максим Кадаков: Сдаются дома по 500, по 1 000 квартир, а там парковка на 50 автомобилей – как? Кто это допускает?
И когда нам говорят, что в наших мегаполисах много машин, ну Москва, например, или там другие крупные города, давайте посмотрим на Европу: там количество автомобилей опять же на душу населения, в городах, в городах, больше, чем у нас, и каким-то образом все размещаются. Значит, и мы можем это сделать.
Петр Кузнецов: Да, несмотря на то, что город практически откровенно... хотел сказать «так или иначе»... откровенно выживает автомобилистов, все равно автомобили в крупных городах необходимы, берутся и в кредит, и т. д. Мы перечисляли: и платные парковки появились, шлагбаумы во дворах, что еще, штрафы, новые виды штрафов для автомобилистов...
Максим Кадаков: Да все. Разметка, которую... Зачастую непонятно, как там ехать...
Анастасия Семенова: Кстати, тоже у нас изменения...
Петр Кузнецов: Да, вот телезритель вспоминал.
Максим Кадаков: Конечно, да. И сервис дорожает, и запчасти дорожают. Конечно, проблем у автомобилистов много.
Но автомобиль – это же не только средство передвижения. Не знаю, у меня там... Ну представьте, мамаша молодая везет детей, одного в спортивную школу с какой-то амуницией, другого, я не знаю, в музыкальную школу со скрипкой, я условно говорю. Как она все это, на автобусе, что ли, повезет? Машина решает многие вопросы.
Машина не нужна человеку, у которого ну как бы, который ни за что не ответственен и у которого нет никаких дел: у которого нет семьи, которому не надо помогать своим престарелым родителям, у которого нет дачи, у которого нет друзей в соседнем городе... Ну не знаю.
Петр Кузнецов: Мы поговорили о минусах для автомобилистов прежде всего в большом городе, а не поговорили о плюсе большого города – это каршеринг. Скажите, пожалуйста, в будущем, или уже сейчас это происходит, он может, становится полноценной заменой личного автомобиля? Какие вопросы он решает?
Максим Кадаков: Мне говорят часто, что вот в окружении кого-то кто-то посчитал и продал автомобиль, теперь пользуется каршеринговым.
Анастасия Семенова: Ага.
Максим Кадаков: В моем окружении таких людей нет. Объясняю почему.
Во-первых, у нас каршеринг, когда мы говорим про каршеринг, мы говорим про крупные города. Да, у нас каршеринг есть во многих крупных городах, это не только Москва и не только Петербург, это и Грозный, и Калининград, это города Сибири, Владивосток, там вообще электрический каршеринг есть. Но это только крупные города – а почему мы не думаем о людях, которые живут в городах с населением 50 тысяч человек, 20 тысяч человек, 100 тысяч? Где там каршеринг?
И, понимаете, потом не забывайте, что каршеринг – это насквозь убыточная история: нет ни одной компании из крупных, которая показывала бы какую-то прибыль, они все убыточные, там миллиардные убытки, и это не фигура речи. Поэтому если сейчас... Значит, они либо однажды разорятся, либо постепенно будут поднимать тарифы до того состояния, когда люди скажут уже: «Ой, а чего это так дорого? Поеду-ка я на такси». Такси тоже будет дорожать...
Анастасия Семенова: Так иногда бывает, что и на такси дешевле, чем на каршеринге, в какие-то снегопады...
Петр Кузнецов: Да, свой автомобиль выгоднее...
Максим, спасибо вам огромное за этот комментарий! Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем».
Максим Кадаков: Парк автомобилей в России продолжает стареть. Средний возраст перевалил уже за 14 лет