Максим Кадаков: С нашей инженерной школой сейчас всё очень и очень печально. У нас, по большому счёту, некому проектировать хорошие автомобили
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/maksim-kadakov-s-nashey-inzhenernoy-shkoloy-seychas-vsyo-ochen-i-ochen-pechalno-u-nas-po-bolshomu-schyotu-nekomu-proektirovat-horoshie-avtomobili-75596.html Антон Липовский: Максим Кадаков с нами на связи, главный редактор журнала «За рулем». Максим, здравствуйте.
Анна Белоглазкина: Здравствуйте.
Максим Кадаков: Антон и Анна, доброе утро.
Антон Липовский: У нас здесь настоящий такой фанатский клуб только что возник, как вы уже поняли, отечественного автопрома.
Скажите, все-таки, если оценивать вот эту обстановку, эксперты в некотором смысле бьют тревогу – к чему нас может вообще привести эта ситуация? Вот вроде как и аварийность среди автомобилей постарше ниже, и вроде бы как ездят они довольно надежно, но это же так бесконечно продолжаться не может. Вообще, ситуация на рынке как-то будет меняться? К чему это все ведет?
Максим Кадаков: Я не знаю, с чего вы взяли, что аварийность у автомобилей постарше ниже...
Антон Липовский: Статистика.
Максим Кадаков: Может быть, на них ездят меньше, потому что в значительной степени автомобили такого серьезного возраста эксплуатируются не так интенсивно.
И вообще, конечно, грустно все это слышать, потому что, когда люди говорят «у меня машина 27 лет и мне больше ничего не надо, я буду на ней ездить», это печально, потому что это говорит просто о покупательской способности населения. Потому что говорить о том, что «у меня диван 27 лет», «у меня телефон 27 лет» и т. д. – это вот немножко странно, мы сами как бы не замечаем.
На самом-то деле ваш опрос должен был, наверное, быть сформулирован по-другому, вопрос. Вы говорили про автомобили неизвестных марок, а его же можно просто задать – «Новый автомобиль или бэушный?». Неважно, известной марки, не известной... Известной марки тоже можно машину купить, сколько хочешь, их сейчас вот везут альтернативными путями сколько угодно: можно и Hyundai купить, и Kia купить, и Mercedes купить, и Volkswagen, и Toyota – все что угодно. Так что вы можете купить новый автомобиль и известной марки, и неизвестной марки – у людей денег на это нет. Были бы у людей деньги, прекрасно бы они себе купили новый автомобиль.
Потому что ездить на старом, менять на нем крылья, прокладки и говорить о том, что «у меня два раза порвался тормозной шланг, один раз на автобане (на автостраде где-то, на шоссе)», – ну друзья, это страшное дело. Это хорошо, что человеку повезло и он может с нами теперь говорить по видеосвязи где-то или вы его записываете, а могло и не повезти; те, кому не повезло, когда оборвался тормозной шланг, мы с ними уже поговорить, к сожалению, не можем.
У нас стремительно стареет сейчас автомобильный парк, и это очень плохо, это в т. ч. ведет к повышению аварийности, к повышению смертности на дорогах и к повышению расходов на содержание автомобиля. Другое дело, что новые машины действительно стали настолько неподъемными по цене, что у людей, у большинства населения сейчас просто выбора другого не остается, кроме как ездить на своих машинах, которые у них есть.
Хорошо, если машина в возрасте 3 года, 5 лет, 7 лет, это по нашим меркам относительно свежий автомобиль, в самом соку, как говорится, еще ездить и ездить. А когда машине уже за 20 лет, это, конечно, такая лотерея уже: что-то сломается, а что-то – нет.
Антон Липовский: Мы опрос-то и формулировали с той точки зрения, что те машины, которые сейчас из новых представлены на рынке, которые более доступны, они, как правило, для людей чаще всего не очень-то известны, это мы говорим прежде всего про азиатский рынок, это китайский автопром, индийский автопром и т. д.
Как в целом вы вообще оцениваете эти перспективы? Мы действительно полностью перейдем на азиатские автомобили и вот то, что сейчас свое выпускаем, или все-таки ситуация с подорожанием будет еще больше ухудшаться и уже и это будет недоступно?
Максим Кадаков: Цены вниз точно не пойдут, в лучшем случае они останутся на том уровне, на котором они есть сейчас на новые автомобили, это хорошо.
Потом, вы опять немножко так жонглируете понятиями: «азиатские автомобили», «индийские автомобили»... У нас не будет индийских автомобилей, у нас будут автомобили в лучшем случае только китайские, давайте конкретно говорить.
По поводу отношения к китайским автомобилям. Я ничуть их не защищаю, я сам не езжу на китайском автомобиле, у меня во владении нет китайского автомобиля, но вспомните. Вот сейчас все так хвалят «Жигули», нам сделали, спасибо коммунистам итальянским: хороший автомобиль Fiat 124 сделал не итальянский коммунист, а сделали хорошие итальянские инженеры. У нас с инженерной школой нашей сейчас все очень и очень печально. У нас, по большому счету, некому проектировать хорошие автомобили.
У нас не хватает в т. ч. и средств производства, для того чтобы эти автомобили выпускать, т. е. мы даже оборудование для выпуска автомобилей и не только автомобилей, к сожалению, вынуждены закупать за границей. Это касается многих вещей, это касается всего, начиная от производства пищевой продукции, где конвейеры в основном и специфическое оборудование мы закупали долгое время за рубежом, и это же касается автопрома.
Поэтому это будут китайские машины в значительной степени, либо российские машины перелицованные, так сказать, китайские с нашими эмблемами, либо какие-то симбиозы. И конечно, все это будет дорого, дешеветь ничего не будет.
Сейчас с увеличением утилизационного сбора и с новыми правилами контроля уплаты таможенных пошлин еще и пропадет ручеек относительно, относительно доступных машин, таких как Tucson, Sportage, Sorento, Santa Fe и т. д., вот этого среднего ценового диапазона, которые к нам активно везли из разных направлений (из Китая, из Кореи через Казахстан, через Киргизию) с занижением таможенной стоимости, и это для многих была какая-то возможность ну хоть что-то купить по относительно доступным ценам относительно этого сегмента. Но сейчас и эта жила тоже пропадет.
Антон Липовский: Максим, у нас совсем мало времени остается, если можно, коротко. Не могу не задать вопрос – а к чему вся эта ситуация ведет? Потому что рано или поздно эти машины, которым по 20–25 лет, они станут уже совсем непотребными. Если цены вновь поползут вверх, если это все не остановить, к чему мы придем? Что вы посоветуете?
Максим Кадаков: Мы придем к тому, что подход «за те деньги, за которые мне предлагают новый китайский автомобиль, я лучше куплю свежую иномарку известного бренда», вот то, о чем вы спрашивали в т. ч., – эта схема будет работать все хуже и хуже. Потому что чтобы автомобили были бэушными свежими, они для начала должны быть новыми, а новых автомобилей некитайских у нас в ближайшее время, к сожалению, не будет.
Антон Липовский: Мы вас услышали, хорошо.
Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем». Спасибо вам большое!
Максим Кадаков: С нашей инженерной школой сейчас всё очень и очень печально. У нас, по большому счёту, некому проектировать хорошие автомобили