Максим Руссо: Чтобы мутация передалась человеку из того, что он ест – это куда бóльшая фантастика, чем все достижения ИИ и современных генетических технологий
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/maksim-russo-to-chto-mutaciya-peredayotsya-cheloveku-iz-togo-chto-on-est-eto-kuda-blshaya-fantastika-chem-vse-dostizheniya-ii-i-sovremennyh-geneticheskih-tehnologiy-73453.html
Антон Липовский: Максим Руссо, научный журналист, с нами на связи. Максим, здравствуйте.
Анна Белоглазкина: Здравствуйте.
Максим Руссо: Здравствуйте.
Антон Липовский: Ну вот вы давно и глубоко в теме, и вот сейчас и это коллективное письмо от руководителей крупнейших компаний, которые создавали искусственный интеллект... Вы знаете о разработках генетических, вы знаете об экологических разных последствиях... Вот Аня хотела бы начать с продуктов генно-модифицированных, да?
Анна Белоглазкина: Да. Мы как-то в последнее время больше про искусственный интеллект говорим, а хочется поговорить о том, что же нас ждет в плане питания. Сейчас быстрые углеводы...
Антон Липовский: «Мы то, что мы едим», да?
Анна Белоглазкина: Да. Как это все развивается? К чему может привести?
Максим Руссо: На самом деле тут как раз я большой угрозы человечеству не вижу. Напротив, скорее применение генетических технологий, которые в последние десятилетия, конечно, сделали огромный шаг вперед, я надеюсь, поможет решить много проблем, в частности, проблему голода, недостатка продуктов питания и еще проблемы чисто экологические, потому что позволит резко снизить применение химических удобрений в сельском хозяйстве и химических средств борьбы с вредителями. Если мы будем выращивать кукурузу, пшеницу, картошку, все что угодно, которые не будут поражаться вредителями просто из-за того, что будут иметь соответствующие гены, то отпадет необходимость в инсектицидах.
Антон Липовский: Максим, здесь нельзя тогда не задать вопрос, например, от лица обычного фермера, который сейчас сидит, смотрит нашу программу. Он скажет: «Да это у вас химия все сплошная!» А вдруг какие-то генетические изменения, мутации уже пойдут в организме человека рано или поздно? Такое возможно же?
Максим Руссо: Мутации в организме человека происходят у каждого нового человека просто в силу природных законов. Чтобы какие-то мутации передались ему из того, что он ест, – это все-таки куда бо́льшая фантастика, чем все достижения искусственного интеллекта и генетических технологий современных.
А «химии» как раз будет меньше, потому что будет меньше необходимость в удобрениях и меньше необходимость в ядах, которыми травят вредных насекомых. Скорее уж тут недовольны будут химики и производители химических веществ.
Антон Липовский: Вот пишут нам из Воронежской области, только что сообщение пришло: «Уцелеют пещерные люди», – т. е. видят какой-то апокалиптичный вариант развития событий... То же самое искусственное мясо – т. е. это все нормально? Потому что чем больше людей, тем сложнее их прокормить?
Максим Руссо: Да, людей много, прокормить их сложнее. Глобальное потепление, какой бы природы оно ни было, никто не отменял, поэтому возникает острая необходимость в том, чтобы наши сельскохозяйственные растения выдерживали более сухой и жаркий климат и могли там расти. Поэтому тут, пожалуй, на генетические технологии надо надеяться скорее, чем их опасаться.
Анна Белоглазкина: Максим, а тогда такой вопрос. Вот про генетические технологии вы сказали, что это как раз то, чего не стоит опасаться, – а чего же, по вашему мнению, тогда стоит опасаться?
Максим Руссо: Вы знаете, прогресс – такая вещь, которую в принципе полезно немножко опасаться, но запрещать ее по этой причине нельзя, а нужно решать задачу очередную. Человечество должно учиться жить на новом уровне с новым уровнем прогресса, как оно делало это всю свою историю. С тех пор как люди научились пользоваться каменными орудиями, потом они изобрели луки и стрелы и т. д., и т. д., каждый раз технический прогресс, достижения в науке делают новый шаг вперед, и дальше должны сделать шаг вперед культурные и социальные механизмы, которые позволяют человечеству переработать эту техническую новинку и сделать ее безопасной и приемлемой.
Антон Липовский: Да, Максим, вас будто бы поддерживают из Нижегородской области, сообщение было о том, что сейчас уже в принципе ничего натурального нет, много используют как раз-таки химических компонентов, это при производстве продуктов.
Ну и, конечно же, давайте мы вернемся к теме, вот заключительный вопрос про искусственный интеллект и роботизацию.
Смотрите, еще в середине прошлого века Айзек Азимов три знаменитых закона робототехники прописал. Первый категорически запрещает роботу вредить людям (это уже тогда, в 1942 году), второй приказывает роботу подчиняться людям до тех пор, пока это не станет противоречить первому закону, и третий приказывает роботу защищать свою жизнь, не нарушая первых двух. То есть уже тогда виделась какая-то угроза.
Сейчас уже коллективные письма о том, чтобы бесконтрольно не развивать уже нынешний искусственный интеллект. То есть, получается, угроза уже гораздо серьезнее оценивается? Так что же в итоге мы получаем, прогресс или бесконтрольный прогресс?
Максим Руссо: Просто будущее, о котором писал Азимов, уже наступило, и необходимость вот как раз в этих культурных и социальных механизмах, которые устраняют новые опасности возникшие, она назрела. И тут Азимов просто оказался прозорлив, он предвидел это, и какой-то аналог, может быть, не точно в таких формулировках, законов робототехники Азимова на практике уже создается и, видимо, должен быть разработан человечеством, чтобы сделать очередной шаг в своем пути вместе с техническим прогрессом.
Антон Липовский: Ну то есть глобальное регулирование необходимо, иначе это опасно?
Максим Руссо: Действительно, это задача, я не скажу, что это проблема, но это задача, которая стоит перед всеми людьми.
Антон Липовский: То есть всем нам надо объединиться, для того чтобы все-таки вот этой опасности и вот этой вот бесконтрольности избежать, правильно?
Максим Руссо: Да. Надо подумать, как с этим жить, как это применять и как это не применять.
Но остановить прогресс мы все равно не сможем. Если мы запретим какие-то разработки в России, их сделают в Западной Европе. Если их запретит Западная Европа и Америка, их сделает Китай. Если Китай решит это запретить, это сделают в Индии или в Иране. Все равно выход такой, что нужно не запрещать, а нужно думать, как применять разумно.
Антон Липовский: Мы поняли, хорошо.
Максим Руссо, научный журналист, с нами был на связи. Спасибо большое!
Максим Руссо: Чтобы мутация передалась человеку из того, что он ест – это куда бóльшая фантастика, чем все достижения ИИ и современных генетических технологий