Иван Князев: Ну а прямо сейчас, как и обещали, у нас гость в студии, эксперт Маргарита Никитина, предприниматель, кандидат наук. Поговорим о всех тонкостях ведения своего бизнеса, можно ли, нужно ли бояться этого. Маргарита, здравствуйте! Маргарита Никитина: Доброе утро! Иван Князев: Не нужно бояться, с чего начать. Вот вы знаете, у многих отношение к бизнесу негативное в обществе. Это становится препятствием для людей, для того, чтобы что-то свое начать. Это 17% опрошенных так считают. А другие говорят, что, во-первых, коррупция, высокие налоги, разные проверки. Вот так ли это? Маргарита Никитина: На самом деле, на мой взгляд, сейчас бизнес начать как нельзя проще, чем когда-либо. Вплоть от того, что можно зарегистрироваться самозанятым за одну минуту в личном кабинете, либо зарегистрировать ИП на Госуслугах онлайн, не выходя из дома. И зарабатывать деньги онлайн, не выходя из дома. То есть, на самом деле, конечно же, проще, чем пять или десять лет назад. Уровень проверок и уровень входного капитала равен, там, ноль рублей. Или, как мы сегодня слышали, 10 тысяч рублей. То есть, действительно можно начать бизнес, что товарное направление, что оказание собственных услуг за ноль рублей. Если ты умеешь что-то делать, ты обладаешь компетенциями, то ты можешь начать без стартового капитала. Иван Князев: Разница между ИП и самозанятым? Если у тебя уже доход большой пошел? Маргарита Никитина: Самозанятые: доход до 2 400 000 в год, ежегодное это ограничение. Есть определенные ограничения по видам деятельности, кроме акцизных и, там, определенных сложных видов деятельности. Как правило, там высокий порог входа, и это неинтересно на старте. Иван Князев: По поводу стартового капитала нам многие писали граждане, что мы не знаем, как раскрутить. Вот руками что-то умеем делать, вот прекрасно я, там, торты пеку, какие-то игрушки своими руками делаю. А что дальше с этим делать, никто ничего не знает. Вот какие здесь могут быть варианты? Маргарита Никитина: Ну, самое главное правило бизнеса – сначала продай, потом создай. Очень многие сначала создают или думают над идеей, над продуктом, а потом сталкиваются с проблемой, куда и за сколько его продать. Есть хорошая такая практика. Сначала продай, потом создай. То есть, сначала найди клиентов на свою услугу. И плюс еще можно подтестировать цену. Потому что, как правило, на начальном этапе предприниматели либо себя недооценивают, если они только начинают, либо наоборот переоценивают, есть и такое. Соответственно, цена либо услуг занижена, и люди ее не покупают, либо наоборот завышена, и аналогично спроса меньше. Иван Князев: Какая-то бизнес-аналитика нужна? Потому что, вот, по поводу кулинарии сейчас, мне кажется, каждый второй печет торты, печенье и так далее. Мне кажется, все варианты, все ниши уже заняты. Как можно понять, что это будет востребовано? Маргарита Никитина: Бизнес-аналитика в любом случае нужна. Есть простые, доступные инструменты в нашем поисковике, такие, как Wordstat. Вы можете ввести ключевые запросы и посмотреть хотя бы в месяц, сколько люди ищут этот товар либо услугу. И вбивая различные варианты ключевых слов. Но, несмотря на то, что все ниши заняты, наверняка вы видели, что появляются, в любом случае, новые бренды, новые торты, да? Иван Князев: Да. Маргарита Никитина: И стартуют успешно, и могут даже вытеснить тех, кто был на рынке ранее. Поэтому пробовать однозначно надо. Как говорится, все новое – улучшенное или хорошо скопированное и улучшенное старое. Поэтому здесь нет однозначной такой истории, что ниша занята, и не стоит пробовать. Иван Князев: Ну, то есть, даже кто-то что-то делает, ну почему бы? Вдруг у тебя получится лучше, вдруг клиенты потянутся? Где проще открыть свой бизнес – в маленьком городе, в большом? Многие живут в деревнях и хотели бы, там, ну, я не знаю, какой-то свой маленький бизнес открыть. Там, сыр варить, продавать, там, еще что-нибудь. Маргарита Никитина: Ну, с учетом того, что сейчас очень много бизнесов онлайн, даже онлайн-торговля, онлайн-услуги и так далее, это абсолютно неважно, где ты живешь: в деревне либо в крупном городе. Очень многое возможно сделать онлайн. Даже если ты живешь в другой части города, в другой части страны, в другом часовом поясе, то ты можешь работать. Поэтому сейчас уже все границы эти стерлись, однозначного нет. Другое дело, если у тебя прямо офлайн-бизнес, такой, как офлайн точка притяжения, серьезный ресторан либо сыроварня, которые притягивают людей, да, тогда, конечно, нудно ориентироваться на потребительский спрос, на количество населения в городе однозначно. Иван Князев: Нам один дизайнер в эфире буквально полчаса назад сказал, что в маленьком населенном пункте прекрасно работает «сарафанное радио», не нужно тратиться на рекламу. Маргарита Никитина: Да. Анастасия Семенова: И мне кажется, не только в маленьком городе это прекрасно работает. Маргарита Никитина: Да. Это факт. Особенно, если у тебя хорошая, качественная услуга или товар, «сарафанное радио» работает всегда. Качество – это то, делай что-то хорошо, даже если этого никто не видит, люди об этом в любом случае узнают. Иван Князев: Отличный способ продвижения. Кстати, по поводу продвижения. У нас социальные сети являются хорошим таким вот драйвером для того, чтобы раскрутиться. Нужно ли вкладываться там в рекламу какую-то? Или достаточно просто страничку сделать? Нанимать специалиста нужно какого-нибудь по SMM, там, по digital-маркетингу? Все, что с этим связано? Маргарита Никитина: Да, в последнее время каналы трафика немного видоизменились в интернете. Но по-прежнему из них работают социальные сети, просто они сейчас другие, конечно же, платная реклама. Так же, как и поисковики и платная реклама в них. Если это офлайн-точка в городе, то достаточно хорошо работают карты и точки на карте на них. Иван Князев: Это что имеется в виду? Это когда, например, я… Маргарита Никитина: Размещение организаций на карте, да. Вы же ищете на карте, как правило, что-то такое: либо организацию ближе к вам, да? И вы смотрите на ней отзывы. Иван Князев: Ну, просто не все пользуются этой опцией. Я поясню немножко. Это когда в телефоне открываешь, там, GoogleMaps либо Яндекс карты, и там вбиваешь «кафе в этом городе». Маргарита Никитина: Да, да, ближе к себе. Иван Князев: И там точка появляется, ты на нее нажал и уже видишь фотографии и, самое главное, что видишь отзывы. Вот, вот это очень важный момент. Маргарита Никитина: Да. Отзывы – это онлайн «сарафанное радио», которое работает всегда и лучше всего. То есть, если даже у вас самый вкусный торт, люди должны об этом узнать. Поэтому начинайте с отзывов, с отзывов ваших клиентов. Давайте как можно большему количеству первых ваших посетителей попробовать и оставить отзывы. Потому что пока «сарафанное радио» раскручивается среди людей, об этом должны узнать в интернете. Иван Князев: Давайте звонок примем. У нас Ольга из Ленинградской области. Ольга, здравствуйте! Зритель: Здравствуйте! Иван Князев: Слушаем вас. Зритель: Я однозначно сказала бы «да», рискнула, потому что четыре года назад я рискнула и не пожалела. Да, трудности есть, конечно, но это же интересно. Это интересно, смысл определенный есть. Занимаюсь я, занялась сначала пассажирскими перевозками, потом купила машину грузовую, думаю сейчас расширяться. Грузоперевозки и пассажироперевозки в нашей стране – это просто актуально на сегодняшний день, потому что… Иван Князев: Ничего себе. Зритель: …большая… Иван Князев: Ничего себе! Я думал, вы сейчас скажете: «Я торты пеку, игрушки какие-то вяжу», а вы логистикой занимаетесь, вы специалист по транспорту. Классно! Большие объемы? Зритель: Да, специалист по транспорту. Но я даже для пассажирских перевозок в 60 лет сдала на категорию D, и сама перевожу пассажиров. Ну, это интересно. Иван Князев: Ну, надо думать, да. Анастасия Семенова: Слышно, как вы об этом говорите, с какой любовью и теплотой. Спасибо вам большое! Иван Князев: Спасибо вам за ваш звонок! Маргарита, смотрите, когда бизнес все-таки хочется открыть, ну, не такой, чтобы игрушки своими руками сделал, в интернете продал все это и получил, там, какую-то свою копеечку, а чуть-чуть пошире, можно ли, я не знаю, какие-то гранты получить регионального уровня, федерального? Какие существуют? Куда за ними обращаться, как можно их найти? Маргарита Никитина: Гранты, субсидии и иные меры поддержки, их на самом деле сейчас очень большое количество. Они выдаются при регистрации ИП. То есть, необходимо либо ИП зарегистрировать, либо ООО. Обращаться в центры поддержки бизнеса «Мой бизнес». Они есть в каждом регионе. И есть меры поддержки как федерального уровня, так и регионального. Федеральные работают абсолютно везде. Можно получить субсидии на закупку сырья, на оборудование. Можно получить льготную аренду либо производственного помещения, либо офиса от города. Можно на регистрацию интеллектуальной собственности патенты, товарные знаки и так далее, потому что начинающие предприниматели, как правило, с этим сталкиваются, делают это за свой счет и даже не знают о том, что это можно компенсировать. Можно получить льготное кредитование с нулем либо с отсрочкой, либо с минимальным процентом на свой бизнес. Можно получить гранты, которые вы осваиваете, это подотчетные деньги, на запуск своего дела, предоставив бизнес-план, к примеру. В случае, если вы решите экспортировать, то тоже экспортные меры поддержки. Очень много мер поддержки как для товаров, так и для услуг. Периодически даже бывают меры поддержки, действующие на возмещение услуг по компенсации интернет-рекламы. Поэтому их однозначно нужно мониторить и обязательно использовать. Иван Князев: Ну это ведь не просто так, пришел в администрацию района либо области и сказал: «Хочу грант». Там заявка нужна, бизнес-план, стратегия, что? Какие документы? Маргарита Никитина: Заявка на сайте. Все сейчас организовывается онлайн, как правило. Там есть перечень документов, которые необходимо подать. И далее либо вы используете, подаете заранее на меры поддержки, либо вы уже воспользовались чем-то, ну, к примеру, оплатили товарный знак, а потом подаете уже перечень документов на компенсацию, на возмещение. Иван Князев: О каких суммах речь может идти? Маргарита Никитина: Абсолютно по-разному. Если у вас крупная организация, то там может быть и 150, и до 300 миллионов рублей на промышленное оборудование, к примеру, на лизинги. Вот как раз нам звонили из логистики, да? К примеру, транспорт в лизинг, да? То есть, суммы там от нескольких десятков тысяч рублей, зависит от меры поддержки и то, на что необходимо финансирование, до 300 миллионов рублей точно. Иван Князев: Я думаю, просто вот, знаете, начинающие предприниматели в разных регионах, которые хотят открыть свое дело, может быть, уже открыли, они, когда думают о том: «Вот сейчас я запущусь, а где-нибудь сидят уже в налоговой службе, смотрят: так, у нас новенький предприниматель зарегистрировался, так, бизнес такой-то, оборот заявлен такой-то. Пора бы его навестить». Вот если возвращаться к этой так называемой регуляторной гильотине, в регионах она действительно, сократилось количество вот этих проверок? Что осталось, точнее? Маргарита Никитина: На самом деле, конечно, сократилось. Есть мораторий, все знают, на 2022-й год. Там оставили только особо важные, значимые, такие, как детские учреждения и так далее, в проверки. Для остальных мораторий на плановые проверки. Остались только внеплановые проверки. На самом деле, они большей частью проходят онлайн. И если ты изначально правильно и честно ведешь бизнес, никаких проблем и вопросов нет. То есть, это последнее, о чем сегодня думает предприниматель. То есть, больше государство, и плюс сократилось, конечно же, количество налоговых инспекторов и так далее. Иван Князев: Наконец-то, наконец-то мы дожили до этого. Маргарита Никитина: Перешло в онлайн. Да. Иван Князев: Спасибо вам огромное! Маргарита Никитина была у нас в гостях, предприниматель, кандидат наук. Спасибо, что пришли и поделились своими советами. Подведем итоги нашего опроса. Анастасия Семенова: «Рискнули бы открыть свое дело?». «Да» ответили только 18%, «нет», к сожалению, ответили 82%. Иван Князев: Да, друзья, но мы вот сегодня рассказали, мне кажется, в этом часе все, что вам нужно для того, чтобы открыть свое дело, привели интересные примеры, рассказали, как стартовать, рассказали, что не нужно бояться. Поэтому вот все секреты для вас. Анастасия Семенова работала для вас. Анастасия Семенова: И Иван Князев. Иван Князев: До завтра! Анастасия Семенова: Пока-пока!