Маргарита Нивня: Борьба с пиратами – это наша системная постоянная работа
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/margarita-nivnya-borba-s-piratami-eto-nasha-sistemnaya-postoyannaya-rabota-71767.html Мария Карпова: Как раз об электронных книгах мы расспросим Маргариту Нивню, она руководитель отдела цифрового контента издательства «Бомбора». Маргарита, здравствуйте.
Маргарита Нивня: Доброе утро.
Мария Карпова: Маргарита, как вы вообще оцените вот рынок электронных книг за последнее время? Больше спрос у читателей, меньше спроса?
Маргарита Нивня: Здесь нельзя сказать, что больше или меньше спроса. Электронные книги – это на самом деле просто формат потребления, который удобный для читателей. Наше издательство издает книги электронные наравне с бумажными уже больше 10 лет. Мы видим, что спрос растет, но к бумажным мы все-таки пока не можем приблизиться, потому что бумагу все-таки предпочитают чаще, чем электронные книги.
Мария Карпова: Ну это вот правда интересно, потому что, действительно, специалисты нас много лет убеждали в том, что электронные книги вытеснят печатные, но этого не происходит. Видимо, этой тенденции вытеснения и не будет.
Маргарита Нивня: Нет, не будет, потому что, как я и сказала, это лишь предпочтительный формат потребления. Кто-то любит бумагу, кто-то за то, что она пахнет типографской краской свежей; кто-то электронные, кто-то – аудиокниги. Здесь это просто формат, а не...
Мария Карпова: Получается, что электронные книги просто нашли своего отдельного читателя.
Маргарита Нивня: Да.
Мария Карпова: А вот такой средний портрет его вы могли бы нарисовать, кто это в основном? Молодые люди, люди среднего возраста?
Маргарита Нивня: Нет, такого нет тоже какого-то портрета конкретного, кто читает только электронные книги. Не знаю, ты ездишь в транспорте, тебе тяжело таскать с собой толстый том, ты читаешь электронную книгу или аудио слушаешь вместо музыки... Я говорю, что здесь какой-то конкретный портрет человека, который читает электронные книги, нельзя выделить или нарисовать.
Мария Карпова: Насколько это вообще выгодно издательствам? Ведь часто электронные форматы книг продаются в подписке. Получается, читатель может приобрести чуть ли не полную библиотеку по довольно низкой цене. Зачем это издательствам?
Маргарита Нивня: Ну смотрите, здесь тоже опять же не совсем так. Подписка – это тоже один из форматов. Например, если кто-то знает, что он хочет прочитать, он идет и покупает конкретную книгу. А кто-то не знает, и он покупает подписку и выбирает уже среди подписного каталога. Здесь, знаете, тоже не значит, т. е. ты заплатил какую-то небольшую сумму за доступ, значит, ты эти все книги можешь скачать, сохранить их себе навечно и пользоваться. То есть закончится подписка, закончится этот доступ и...
Да, сейчас тренды растут на подписки, но это не означает... Мы сотрудничаем со многими площадками, у которых сейчас есть подписная механика, практически у всех наших сервисов, и издательству выгоден и такой формат.
Мария Карпова: Раньше была большая проблема именно пиратских библиотек. Как дело обстоит сейчас? Удалось ли перетянуть читателя больше на лицензионные ресурсы? Что ими движет при наличии бесплатной альтернативы?
Маргарита Нивня: Ну, борьба с пиратами – это наша системная и постоянная работа. Мы активно работаем с Агентством по защите прав в интернете, АЗАПИ, и для нас это принципиальный вопрос, соблюдение прав наших авторов, потому что мы платим royalty авторам с каждой проданной книги, а пираты лишают дохода любимых писателей. И благодаря вот нашей совместной работе с АЗАПИ и с нашими партнерами, где книжки наши размещены, мы постепенно легализуем аудиторию и пытаемся доносить до нашей аудитории, что писать книги – это такая же работа, и автор должен получать за нее деньги.
К сожалению, решить этот вопрос раз и навсегда не получится, потому что всегда есть люди, которые пытаются получить бесплатно что-то, но именно вот развитие книжных сервисов за последние годы помогает нам тоже доносить, что есть удобный сервис, где есть все книги, у тебя есть постоянный доступ к новинкам, тебе не нужно искать среди десятков ссылок в интернете, где бы эту книжку прочитать... Ну и говорим о том, что, покупая подписку или поштучную книгу в электронном или аудиоформате или в бумаге в той же, ты можешь поддержать своего любимого автора, чтобы он завтра написал еще одну книгу, еще и еще, мог продолжать свое творчество и радовать нас этим творчеством.
Мария Карпова: Возвращаясь к читателям. Я заметила, что топ электронных книг за определенный период и топ бумажных книг сильно отличаются. Все-таки, если мы еще говорим, просто хочу вернуться немного назад, о разности читателей, – не говорит ли это о том, что все-таки разные аудитории?
Маргарита Нивня: Я бы на самом деле не сказала, что очень сильно отличаются. Вот, допустим, нон-фики, да: у нас есть такое, что в электронном формате не очень удобно читать книги, не знаю, «Дом, сад, огород», или «Рукоделие», или «Кулинарию», или книг по искусству у нас очень много в издательстве выходит красивых. Тогда, конечно, это составляют эти книги конкретно наибольший топ среди бумаги. Но в целом очень сильно бьются и топ электронных, и топ бумажных книг.
Мария Карпова: Спасибо большое, Маргарита! Маргарита Нивня была с нами на связи, руководитель отдела цифрового контента издательства «Бомбора».
Маргарита Нивня: Борьба с пиратами – это наша системная постоянная работа