Антон Липовский: А вот как раз в Курск отправляемся сейчас, присылают фотографии на WhatsApp-портал: «Паркуются везде, пройти просто невозможно, на газоне. Утром окно не открыть, так как прогревают машины и сильно пахнет бензином, – мы тоже, кстати, как-то про это говорили. – Это сплошь возле домов. А говорят, плохо живут, – вот столько машин». Давайте, коллеги, несколько фотографий. Здесь все и так понятно... Анна Белоглазкина: Одна проблема. Давайте узнаем у урбаниста Мари Чичаговой, можно ли эту проблему как-то решить, она консультант по вопросам городского и регионального развития, приглашенный преподаватель Высшей школы экономики. Мари, здравствуйте. Антон Липовский: Мари, здравствуйте. Мари Чичагова: Антон, Анна, доброе утро. Анна Белоглазкина: Доброе утро. Ну вот уже не первый год парковки, в т. ч. во дворе, заставляют людей ссориться: пешеходы хотят, чтобы машин не было, автомобилисты говорят «а где же нам ставить, если ставить негде?»... Вот видите ли вы как урбанист какое-то решение этой проблемы в ближайшем будущем? Мари Чичагова: Ну смотрите, есть вопрос коммуникативный, нормативный и инфраструктурный. Коммуникативный предполагает принцип разговора, т. е. умение договариваться, и тут уже вопрос того, кто как умеет. Нормативный, мне кажется, тут, собственно, коллега-юрист комментировал, что, в общем-то, есть определенные принципы того, как с нарушителями себя вести. Опять-таки, просто нужно понимать, свои права знать, и если невозможно договориться, то тут решается нормативно. И третья история – это инфраструктурная. Понятное дело, что когда города уплотняются, новые появляются строения или меняется, например, композиция жителей в том или ином доме, то опять-таки вопрос, а что у нас с машиноместами. Какого-то единого ответа нет, т. е. кто-то регламентирует количество автомобилей во дворе, кто-то покупает машиноместа в гаражах, например, недалеко от дома или в подземных паркингах, что, наверное, сейчас более актуально. И если мы говорим про мировой опыт, то есть, например, прецеденты переноса парковочных мест под землю, но это дорого, и тут вопрос уже к городу, к бюджету и к необходимости эти парковочные места организовывать. Антон Липовский: Получается, то, что мы сейчас видели, вот я, например, сейчас готов показать фотографию, здесь ну явно узкая проезжая часть, это город Чебоксары с нами на связи: «Даже при наличии свободных мест на стоянке паркуются на газоне», – это вот одна ситуация, вот мы сейчас видим, это откровенное хамство. А вот, например, те же самые, как я сказал, т. н. хрущевки. Мы знаем, что люди заселились, и изначально при застройке ну не было предусмотрено такое количество машин. Здесь только договариваться или как быть? Потому что гаражи рядом поставить нельзя, вот про гаражи пишут, что это незаконная застройка. Мари Чичагова: Понятное дело. Тут вопрос того, кто управляет тем или иным районом. Понятное дело, что хрущевки, если можно сравнить их с современными ЖК, более простые в управлении, там часто городские власти обслуживающие. И тут, к сожалению, сложно говорить о системном решении вопроса, скорее о понимании того, какой спрос на автомобиле-места, парковочные места. И например, если рядом есть какие-то объекты, которые не используются, опять-таки в международной практике есть история с достраиванием существующих зданий рядом, когда у вас благодаря каким-то дизайн-решениям, например, на первых этажах есть кафе или рестораны, т. е. какие-то сервисные истории, или услуги, салоны красоты, еще что-то, магазины, а выше уже организуются парковочные места. Но тут опять-таки вопрос к тем, кто управляет тем или иным строением или территорией. Анна Белоглазкина: А вот нам пишут из Вологодской области: «Одна квартира – одна машина, остальные машины – только стоянка платной должна быть». Вот как вы вообще считаете, имеет ли место такой подход? И, может быть, о тенденциях, вот что у нас больше сейчас в городах, все-таки люди покупают больше машин или, наоборот, чаще пересаживаются на общественный транспорт? Мари Чичагова: Смотрите, если мы говорим о политике, можно привести из российского контекста нашу столицу как пример... Ключевая история какая? Автомобиль, конечно, кажется простым и удобным в обращении: сел, доехал, сделал дела, отвез детей в школу. Но, с другой стороны, автомобиль вообще, по статистике, является одним из главных загрязнителей в городе. То есть если мы говорим про качество жизни, на которое, вероятно, напрямую не обращают внимание горожане, но тем не менее это есть. Плюс побочные эффекты для тех, кто живет рядом с вылетными автострадами, это шум, понятное дело... В общем, комплекс проблем. И если мы говорим про политику, то это ставка сразу на несколько стратегий, которые предполагают параллельное развитие, с одной стороны, инфраструктуры, т. е. благоустройство, как мы знаем, программы благоустройства активно идут. Зачем они нужны? Они призваны сделать более комфортным для прогулок город, соответственно, это пассивная физическая активность, которая в т. ч. влияет на качество жизни вдолгую, т. е., вероятно, сразу заметить сложно, но тем не менее вдолгую влияет. Это удобство общественного транспорта в том смысле, что, например, тот же самый единый билет «Тройка», точки пересадки с одного вида транспорта на другой, общественный транспорт. Также интеграция такси или средств микромобильности в городскую инфраструктуру... Анна Белоглазкина: Да. Мари, простите, пожалуйста, вынуждены вас перебить: к сожалению, время заканчивается... Антон Липовский: Но мысль понятна. Мари Чичагова: Завершу. Последнее – это удорожание, собственно говоря, пользования личным автомобилем: это парковки, это бензин, это обслуживание. И вот когда это все параллелится, соответственно, приоритеты могут органично быть перераспределены на общественный транспорт, а не личный. Антон Липовский: Приходится делать выбор. Мари Чичагова: И парковки, соответственно, их проблема становится не такой приоритетной. Антон Липовский: Спасибо! Мари Чичагова, урбанист, консультант по вопросам городского и регионального развития, приглашенный преподаватель Высшей школы экономики, с нами была на связи. Анна Белоглазкина: Мы спрашивали вас сегодня, всегда ли вы правильно паркуетесь: «да» ответили 45% опрошенных, «нет» – 55%. Антон Липовский: Стоит задуматься. Анна Белоглазкина: Через несколько минут мы вернемся и будем говорить о досуге школьников на осенних каникулах.