Антон Липовский: Мы сейчас обсудили средства безопасности, поговорили о том, собственно, как надо обустроить дом, какие меры надо предпринять, как договориться с ребенком. А вот, собственно, как правильно время-то распределить, мы вот об этом еще не говорили. И сейчас у нас есть эксперт на связи, это Марина Анатольевна Кондратович, президент Всероссийского союза общественных организаций по работе с многодетными семьями. Анастасия Семенова: Марина Анатольевна, здравствуйте. Марина Кондратович: Да, здравствуйте. Антон Липовский: Ну рассказывайте, Марина Анатольевна. Вот если ребенок пошел в первый класс, есть продленка, нет продленки, как правильно организовать время? Ну большинство родителей все-таки работающие оба. Поделитесь опытом. Анастасия Семенова: А после 12-ти уроки заканчиваются и не у всех есть продленка, как мы уже сказали. Куда девать после школы ребенка? С кем оставлять? Как спланировать это время? Марина Кондратович: Да, ну во-первых, кроме продленки есть еще и дополнительные занятия (сейчас ученик много в школе) и в том числе для первоклассников тоже. То есть можно опять же ребенка записать там на те же шахматы, на какой-то дополнительный английский и так далее, то есть он уже не в 12 закончит, а где-то около трех. Дальше, если нет возможности его забирать, но школа рядом, вот мы слышали и сами ходили в конце концов от школы домой. Если есть возможность, значит, опять же ребенка можно попросить. Допустим, если ребенок там с кем-то дружит, и мама там сидит, допустим, дома со своим ребенком (одноклассником), то есть можно попросить ее, так сказать, передержать ребеночка до определенного времени, например. И мамочки так договариваются, бывает, кто-то посменно работает. Соответственно, сегодня забирает одна, а завтра заберет другая. То есть это тоже, как вариант, очень удобно, вот, потому что за это время они вместе опять же там сделают уроки успеют, поиграют и, уже счастливые и довольные, расходятся по домам. Ну то есть в принципе я вспоминаю, например, свое детство, и в 6 лет я приходила домой, сама зажигала газ, разогревала себе кушать. Вот, я с 6 с половиной лет пошла в школу, поэтому в 6 с половиной лет я это все делала, и потом я садилась – покушаю, потом садилась делать уроки. Ну то есть это, знаете, тоже была какая-то ответственность с моей стороны. Вот сейчас говорят до 10 класса провожать там… Анастасия Семенова: А как ответственности тогда, получается, научить детей? Марина Кондратович: А я и говорю, тогда у нас получается инфантильная страна, понимаете. А потом мы что-то пытаемся от уже взрослых детей чего-то добиться: «А вот ты не можешь выбрать ВУЗ, а вот я за тебя должна что-то решать». Но если вы его провожаете до 11-го класса, не разрешая даже с приятелями приходить домой, ну о чем мы будем говорить? Конечно, они ничего не будут понимать, знать и уметь. Антон Липовский: Марина Анатольевна, а вот такое SMS пришло из Ханты-Мансийского автономного округа. «Сейчас дети как раз очень инфантильны и заласканы, – это вот я прямо в продолжение вашей темы, – они не привыкли принимать решения сами, это вина родителей. Раньше было проще. Вопрос о том, можно ли давать самостоятельно решать вопросы, не стоял. Может быть просто время другое», – пишут нам из Ханты-Мансийского округа. Вот скажите, ваше мнение на этот счет. Марина Кондратович: Да я согласна, я, честно говоря, сама из вот этих вот «я ж мать». Антон Липовский: Ах вот оно что! Марина Кондратович: В первый класс я тоже вожу и тоже за ручку. Слава богу, опять же, у меня многодетная семья, много детей. Анастасия Семенова: Есть кому помочь. Марина Кондратович: Если я не заберу, значит кто-то из старших детей забирает, либо кто-то быстрее со школы приходит. Ну то есть у нас взаимовыручка. В этом смысле проблем-то гораздо меньше, чем у семей малодетных. Но все равно, пока вот мы там ну первый, второй класс мы пестуем их, вот ходим с ними. Но начиная уже с третьего класса да, они сами уже самостоятельно у меня ходят, и, собственно говоря, в принципе и дома у меня уже там в 7 лет может 2-3 часа спокойно посидеть дома, понимая прекрасно, куда можно лезть, куда не надо лезть, зная все «горячие» телефоны и так далее. Ну то есть все-таки я так борюсь со своей этой «я ж мать» и даю свободу своим детям. Это очень важно! Это очень важно. Анастасия Семенова: Марина Анатольевна, прошу прощения, что перебиваю, скажите, пожалуйста, а с какого возраста вы считаете, что можно оставить ребенка одного дома? До семи можно, может там лет в 5 с половиной, 6? Или все-таки лучше после семи? Ну если это один ребенок. Марина Кондратович: Я так думаю, что в любом случае 2-3 часа ребенок, там начиная с шести лет вполне может сам себя развлечь и посидеть дома. Другой разговор, что не надо его там на сутки оставлять. Понятно, ребенка надо там как-то и покормить… Анастасия Семенова: Нет, ну это понятно, это крайние уже какие-то варианты. Марина Кондратович: Но 2-3 часа вполне может. Это уже самостоятельный ребенок. Я в 6 лет читала, писала, садилась уже с книжками. То есть мне было чем заняться. Включала мультики себе. Ну я говорю, я вспоминаю наше детство, правильно, я согласна с телезрительницей… Антон Липовский: Нет, знаете, это вот, это в нашем детстве понятно – и деревья были повыше, трава позеленее, и солнышко как-то по-другому блестело. Марина Кондратович: А чем дети отличаются? Антон Липовский: Вот понимаете, в этом весь раскол и заключается. Вот и у вас тоже включился инстинкт, вы говорите, «яжмать». Это и есть отправная точка. Вот почему-то четко бытует мнение, что вот сейчас нельзя так делать, например, детей в первом, втором классе уже особенно в большом городе отправлять одних в школу. А раньше, люди вот нам пишут, что ходили через полгорода в школу пешком, и это было нормально. Марина Кондратович: Потому что сейчас поток машин увеличился в разы. Антон Липовский: Вот. Анастасия Семенова: Ну это тоже, конечно, вопрос – если у вас школа во дворе, и вы можете из окна, ну если вы не работаете, там посмотреть или поставить какое-то видео там, просмотр за ребенком. Но если эта школа действительно далеко, через 3 улицы, и там нет светофоров, да, конечно, все уже начинают родители тревожиться. Марина Кондратович: Да, это может быть опасным. Второе, бегали чикатилы, и про это никто не говорил, и никто не знал. Сейчас вот мы в век информации такой, что уже даже кроме чикатил мы боимся всего. Вот у соседей кто-то чихнул, и мы уже боимся, вдруг сейчас что-то произойдет страшное. Антон Липовский: Марина Анатольевна, в общем это все зависит, наверно, от комплексной подготовки родителей, какую работу они проводят с детьми, во-первых. А во-вторых… Анастасия Семенова: Прежде всего сами с собой. Антон Липовский: Да, и с самими с собой, надо начинать с себя. А во-вторых, это как с силиконовыми углами – все углы силиконом не замажешь совершенно точно. Спасибо вам большое. С нами была Марина Анатольевна Кондратович, президент Всероссийского союза общественных организаций по работе с многодетными семьями.