Петр Кузнецов: Давайте и об этом тоже поговорим с Мариной Королевой. Она филолог, профессор Высшей школы экономики, она с нами на связи. Марина, здравствуйте. Мария Карпова: Марина Александровна, здравствуйте. Марина Королева: Да, здравствуйте. Петр Кузнецов: А вот, кстати, отталкиваясь от последнего сообщения, а бывает же такое, что грамотность куда-то уходит? Ты перестаешь ставить знаки препинания, не помнишь, как пишется это слово, хотя точно знал. Теряешь навык, или что? Что это такое? Марина Королева: Ну отчасти теряешь навык, потому что грамотность – это навык, это примерно так же, как ездить на велосипеде. Потому что если ты все время пишешь тексты, если ты говоришь постоянно и вынужден говорить именно правильно и хорошо, то ты приобретаешь определенный навык. Но, с другой стороны, не только, не только. Ну скажем, есть люди, которые там выучили русский язык к ЕГЭ, и потом решают забыть его просто как страшный сон, ну потому что все для них было связано исключительно только с правилами. А навык, вот тот самый навык езды вот на этом велосипеде грамотности не выработался, допустим, и тогда появляются ошибки. Ну плюс скорость нашей жизни, скорость обработки информации, необходимость, например, действительно много писать в чатах, много коммуницировать в письменной речи. И прежде всего вот в этих самых рабочих чатах и так далее. И вот там могут быть сбои. Мария Карпова: А вот я знаю, что есть такое мнение, что человек вот или он от природы грамотный, или вот ему это не дано. Такое бывает? Или любого человека можно научить говорить правильно, красиво, грамотно и писать, и читать? Марина Королева: Мы говорим не только, наверно, о том, что говорить, но и писать. Мария Карпова: Да-да-да, конечно. Марина Королева: Как я понимаю, вы имеете в виду ту самую врожденную грамотность. Мария Карпова: Да, да, да. Марина Королева: Такой большой и красивый миф о врожденной грамотности. Но существуют курсы, которые работают по принципам, по правилам врожденной грамотности. Честно говоря, я все-таки склоняюсь к тому, ну и не только я, но и ученые, филологи, психолингвисты, что так называемая врожденная грамотность – это все-таки миф. А то, что действительно существует – это существуют все-таки психофизиологические особенности человека, которые связаны ну, например, со способностью к повышенной концентрации, концентрации на тексте, например, с особенностями зрительного восприятия. Ну то есть, скажем, есть люди… ну вот то, что называется там аудиофилы, и есть люди-визуалы. Вот люди-визуалы они в том числе внимательно относятся и к тексту. Вот эта способность как бы запоминать, фотографировать текст – вот это мы можем отнести к тому, что мы называем врожденной грамотностью. То есть вы видите правильно написанный текст, скажем, в книге, потому что об интернете мы в данном случае не говорим, мы говорим прежде всего о печатном тексте, выверенном, и способны запоминать, как это правильно. И точно так же восприятие звуковой речи, звуковой ее стороны. То есть если человек способен легко запоминать, то есть делать такой звуковой как бы снимок правильной речи, значит потом он соответственно будет это воспроизводить, ну или не будет. Всему остальному в принципе можно научиться. Петр Кузнецов: Марина, а скажите, пожалуйста, вам не кажется, что понятие грамотности вот в нашу эпоху, то есть в эпоху цифровую оно все-таки устарело, и вот эта классическая грамотность она уже не воспринимается ну как что ли обязательный критерий оценки, оценки личности? Марина Королева: Здесь я бы с вами поспорила, притом категорически поспорила. Все зависит от того, где и кто. Ну то есть давайте, скажем так, вот вы отправляете резюме куда-то и с сопроводительным письмом, ну, скажем, на телевидение, и пишите «уважаемый, главный редактор» или «уважаемый, Иван Степанович». Не знаю, ответят ли вам на это письмо. Честно говоря, я бы не стала. Ну возможно там дальше мы видим некую феерическую личность в этом письме и все-таки решаем с ней познакомиться, несмотря на эту досадную запятую после слова «уважаемый». Но как правило, если вы претендуете на какую-то высокую позицию, то все-таки от вас требуется и высокий уровень грамотности. То есть все зависит от того, на что вы в этой жизни претендуете. Мне кажется, что… Петр Кузнецов: Марина… ой, простите, да-да-да. Вот вы приглашаете эту интересную личность все-таки посмотреть, что же это такое – оказывается дико талантливым человеком, то, что нужно прямо. Такое может быть? Но «уважаемый, редактор». Марина Королева: Да, может быть. Но дальше вы уже проверяете, откуда, собственно, это взялось? Потому что вот эта запятая – это все-таки показатель, то есть это незнание неких совсем уж базовых правил, базовых навыков, базовых умений. Значит, это могла быть, например, опечатка. Ну o’k, значит дальше мы проверяем, если мы видим, что действительно человек не говорит еще в процессе нашего собеседования, вот как у вас здесь было «тубаретка» и «свеклА», ну значит, можно попробовать. А вот если говорит, то тогда вот эта вот запятая после «уважаемый» она точно подтверждается, например, и звучащей речью. Петр Кузнецов: Спасибо. Мария Карпова: Спасибо большое. Марина Королева была с нами на связи, филолог, профессор высшей школы экономики.