Марина Коростылёва: Самое главное, что мы ждём от театра – это, конечно, эмоции
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/marina-korostylyova-samoe-glavnoe-chto-my-zhdyom-ot-teatra-eto-konechno-emocii-67610.html Антон Липовский: Марина Коростылева с нами на связи, театровед. Марина Вадимовна, здравствуйте!
Марина Коростылева: Добрый день даже! Доброе утро, я бы сказала.
Анастасия Семенова: Здравствуйте! Здравствуйте.
Антон Липовский: Да. Давайте сейчас разберемся вот в театральном вопросе с такой стороны: а вот современный театр – какой он? Давайте, я не знаю, может быть, сравним с каким-то поколением театра. Например, что было 20-30 лет назад? Насколько сильно мы меняемся?
Марина Коростылева: Ух! Вопрос, конечно, интересный. И тем более, что на ответ-то у меня, наверное, минута, а то и две.
Анастасия Семенова: Шесть.
Марина Коростылева: Здорово! Театр, с одной стороны, он меняется. С другой стороны, он не меняется никогда. Не меняется он по той простой причине, что он не существует без зрителя. И какой бы он ни был: традиционный ли, суперсовременный, тем не менее, если в зал не приходит зритель, театра не случается.
Тут вот этот момент совершенно очевидный. Поэтому, наверное, 30, даже 40 лет назад... Я вообще начала ходить в театр в семь лет, во взрослый театр уже.
Мне кажется, театр, конечно же, меняется, с одной стороны. С другой стороны, актер всегда остается актером. Мы всегда остаемся зрителями. И какие бы новые введения вроде экранов ни появились, как бы актеры ни разговаривали: через микрофоны, как сейчас любят, или просто тихо, но при этом внятно настолько, что в последнем ряду слышно, или с подачей, как разговаривали когда-то в Малом театре, так, чтобы вот актер выступает, и это было понятно, что это актер.
Тем не менее, самое главное, что мы ждем от театра – это, конечно, эмоции. Даже если театр вкладывает нам какую-то очень серьезную мысль, мы ее хотим в театре воспринимать через эмоциональное, через чувства, через какие-то ну, не знаю, флюиды, фибры, как хотите это называйте. Просто интеллектуальный театр, я думаю, это не очень интересно. Интересно, когда он воздействует через чувства на людей.
Анастасия Семенова: Скажите, пожалуйста, а вот что же важнее сейчас, ну, для вот современных постановок? Вот вы говорите: без зрителя, ну, понятное дело, театра, ну не будет, не состоится. А что важнее: удивить? Или все-таки это люди, это актеры? Ну, грубо говоря, оставаться человеком и актеру на сцене, и зрителю в зале?
Марина Коростылева: Ну, знаете, удивлять всегда театр хотел. Еще там, я не знаю, 30 лет назад, а то и 40 лет назад, тогдашний руководитель Театра имени Маяковского, великий грозный режиссер Андрей Гончаров первое, что спрашивал, когда начинал репетировать с актерами, говорил: «Перед нами стоит вопрос: чем удивлять будем?» Этот вопрос встает всегда.
Другое дело, что вот это удивление может быть разное. Что приятно, что публика разная и театр разный. И есть театр, который именно удивляет, используя какие-то трюки, переодевает, я не знаю, одного персонажа в другого. Соединяет каких-то персонажей вместе даже в классических пьесах, и этим может быть, удивляет.
Но есть театр, который по этому пути не идет. И тут самое главное, чтобы зритель нашел свой театр, свой спектакль. Вот для этого телевидение существует, чтобы соединить зрителя, которому интересно то или иное театральное искусство, с таким спектаклем, который им востребован.
Анастасия Семенова: Марина Владимировна, а вот по поводу: найти тот спектакль. А как его найти? Вот многие говорят и советуют, что: никогда не читайте отзывы. Ну, не знаю, если вот вы первый раз захотели пойти в театр...
Антон Липовский: Ну, у каждого – свое восприятие.
Анастасия Семенова: Да. Как вот попасть? Как понять, что это твой театр, твой режиссер? Или методом проб и ошибок?
Марина Коростылева: Методом научного тыка, как говорят.
Антон Липовский: А, ну понятно.
Марина Коростылева: Но вообще есть какие-то театры, которые совершенно очевидные и неподготовленному зрителю, и подготовленному зрителю будут интересны. Как, например, Студия театрального искусства Сергея Женовача. Это маленький театр, но это, что называется, русский психологический театр на новом витке, на современном витке. Но это всегда для людей и о людях. Это безусловно.
То есть на какой спектакль ни пойди туда, потому что почти все они поставлены Сергеем Васильевичем Женовачем, и это будет так.
Но Малый театр, естественно, для первого похода – это самое оно. Потому что это красивый зал. Это всегда прекрасные актеры. Это всегда актерский ансамбль в первую очередь. И режиссура там почти всегда, что называется, умирает в актерах. Режиссер. То, что необходимо. Жесткий режиссерский рисунок может напугать зрителя-неофита, зрителя, который впервые вообще окажется в театре.
Но для того, чтобы это не произошло, надо водить детей с детства в театр. Причем в разный театр, на детские спектакли. Это очень важно, чтобы маленький человек уже понимал законы театра, понимал, как...
Антон Липовский: Ну, понятно. Прививать культуру, в конце концов. Естественно.
Анастасия Семенова: Да! И последний вопрос. Прям буквально 40 секунд. Вот что хочет театр получить от актера современного?
Антон Липовский: Да, очень коротко, если можно. Вот именно современный.
Анастасия Семенова: Вот что? Поступил материал, вот актер. Какой он сейчас должен быть, актер в современном театре?
Марина Коростылева: Актер современный должен уметь все. Он должен быть, что называется, синтетическим артистом. У него не должно быть проблем ни с голосом, ни с пением, ни с движением. Ни с чем абсолютно. А главное – он должен быть очень осмысленным в исполнении режиссерских задач на уже сценической площадке.
Антон Липовский: То есть он должен быть универсалом. Причем очень хорошим универсалом. Качественным.
Анастасия Семенова: Марина Вадимовна Коростылева. Спасибо большое! Театровед.
«Часто посещаете театр?» «Да» ответили только 22%, «нет» – 78.
Антон Липовский: Да, маловато.
Анастасия Семенова: Ну, мы дали вам почву для размышления. Ходите в театр. Вернемся в следующем часе уже.
Марина Коростылёва: Самое главное, что мы ждём от театра – это, конечно, эмоции