Мария Батти: Собеседование – это не рассказ о вас. Это рассказ о том, чем вы можете быть полезны работодателю. Для этого вы должны быть хорошо готовы
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/mariya-batti-sobesedovanie-eto-ne-rasskaz-o-vas-eto-rasskaz-o-tom-chem-vy-mozhete-byt-polezny-rabotodatelyu-dlya-etogo-vy-dolzhny-byt-horosho-gotovy-70882.html Анастасия Семенова: «К собеседованию нужно готовиться. Точка. Вот вам мой совет». Но всегда ли мы готовы к ним? И действительно, почему работодатели любят задавать такие странные, как нам кажется, вопросы? Сейчас мы узнаем у нашего эксперта. Мария Батти с нами на связи, карьерный консультант. Мария, здравствуйте.
Мария Батти: Здравствуйте.
Анастасия Семенова: Доброе утро.
Антон Липовский: Мария… Можно, Настя, я первый задам вопрос?
Анастасия Семенова: Да.
Антон Липовский: Знаете, как телезрители отвечают? Вот из Татарстана сообщение: «Я бы ответила, что по гороскопу я Человек, и сразу бы оттуда ушла». Вопрос, например, про гороскоп. Или: «Чего вы хотите от жизни?» А как можно правильно ответить на этот вопрос? Есть ли вообще правильный ответ?
Анастасия Семенова: И нужно ли на них отвечать?
Мария Батти: Ну, вы знаете, собеседование – это всегда стресс. И вопросы, которые задают рекрутеры, они чаще всего оправданы – в зависимости от того, что рекрутер или ваш работодатель хочет проверить. Насколько вы готовы к таким стрессовым ситуациям? Как вы умеете адаптироваться под сложные вопросы? На вашу уверенность в себе, на вашу находчивость и на ваш уровень подготовки, потому что к собеседованиям, как вы правильно заметили, нужно готовиться.
По поводу гороскопов – можно отшутиться и сказать: «Все есть в моем резюме, – если вы указали дату рождения. – Я Скорпион, но работаю я за троих, поэтому могу быть кем угодно». Это простой вопрос, но, кстати, сейчас, в последнее время я заметила, что работодатели часто смотрят на дату рождения, на гороскоп, для того чтобы подобрать людей по совместимости. Это, скажем так, не очень бизнесовый подход, но работодатели, которые увлекаются эзотерикой, которые придают важность данным аспектам, они смотрят и на совместимость в том числе.
Антон Липовский: Мария, не могу сразу, по ходу не задать вопрос: а это все-таки рабочий инструмент, как практика показывает? Или это какие-то предубеждения?
Мария Батти: Вы знаете, это зависит от того, как к этому относится работодатель. Если он в это верит и считает это рабочим инструментом, то, значит, он будет к этому относиться нормально: по дизайну человека, по натальным картам, по типу личности, соционика, все что угодно, MBTI. Он посмотрит на человека, даст ему тест. Он может дать ему тест какой-то, посмотреть на его психологический тип и совместимость. И посмотреть, как расставить людей, чтобы они нормально работали вместе, в том числе используя такой инструмент, как гороскоп.
Я не скажу, что это бизнесовый подход, но это один из подходов, который сейчас используется. И зависит от человека, от кандидата, насколько ему подходит этот подход. Понимаете? То есть он решит для себя, насколько он готов работать в этой компании. Опять же, ничего плохого в этом нет, это зависит от отношения человека.
Анастасия Семенова: А зависит ли это от должности, на которую ты идешь, от вакансии, на какую ты пришел? Или уже нет этих границ?
Антон Липовский: Кстати, да. Есть ли влияние?
Мария Батти: Таких границ нет, но если вы собеседуетесь, если у вас большая команда, если есть руководитель, который придает этому значение, то он, скорее всего, будет смотреть. Он может на это смотреть неявно и задавать вам такой вопрос: «Вы Козерог или Рак?» Он просто посмотрит дату рождения, рассчитает и может не взять вас на первом отборе.
Анастасия Семенова: На первом этапе, да.
Мария Батти: Просто не пригласить на собеседование, просто не пригласить. Вы не услышите этот вопрос, заданный вам напрямую.
Анастасия Семенова: Но как бы выводы сделаны.
Мария Батти: Да. Но при первой фильтрации вам скажут: «Нет, вы знаете, мы со Скорпионами не работаем, поэтому таких людей мы не будем брать изначально».
Анастасия Семенова: Хорошо.
Мария Батти: Такое существует. Я не скажу, что это широко распространенная практика, но она существует. Опять же, в зависимости от того, как рекрутеры или руководители подходят к этому. Я знаю собственников компаний, которые очень увлечены эзотерикой, и они дают, скажем так, указания своим эйчарам, своим рекрутерам смотреть на это. Опять же, это не широко распространенный подход, но…
Анастасия Семенова: Но – распространено. Скажите, вот вы сказали…
Мария Батти: Но такое бывает.
Анастасия Семенова: Вы сказали, что нужно готовиться правильно к собеседованию.
Мария Батти: Конечно.
Анастасия Семенова: Всегда первый вопрос: «Расскажите о себе». И как долго ты должен рассказывать о себе? И что ты должен рассказать о себе?
Мария Батти: Очень хороший вопрос.
Анастасия Семенова: Сразу ответить на вопрос, какую я хочу зарплату, почему я уволился с прошлой работы или почему меня уволили? Нет, ошибка.
Мария Батти: Нет, вы знаете, как раз вот это «расскажите о себе» должно быть очень четко подготовлено, потому что люди склонны впадать в две крайности: или начинать рассказывать о себе всё…
Анастасия Семенова: С детства начиная, да?
Мария Батти: Да. «Вот я родился, женился…» – и так далее, и так далее. И его сложно остановить.
Антон Липовский: Или впадать в ступор.
Мария Батти: Или впадать в ступор, не зная, что о себе рассказывать. Вот как раз к этому надо готовиться. Но тут самое главное, понимаете, что собеседование – это не рассказ о вас, а это рассказ о том, чем вы можете быть полезны работодателю, как вы можете закрыть его потребности в данной роли, в данном участке, в данной функции. Что вы делали на прошлом месте работы такого, что может быть полезным и нужным работодателю на данном участке.
Понимаете, вы рассказываете о себе кратко, чем вы занимаетесь, какие задачи вы делали, и чем вы можете быть полезными. Для этого вы должны быть хорошо готовы и понимать, на какую вакансию вы идете, чем занимается компания, куда приблизительно двигается компания, какая у нее стратегия и что она хочет от человека на этой должности, и как вы со своими навыками и компетенциями можете закрыть эти потребности. Вот здесь вы рассказываете о себе.
И здесь не должно быть больше трех минут, трех-пяти минут. Это такой первый вопрос, к которому нужно быть очень хорошо готовым, потому что это первое впечатление и понимание, насколько человек хочет работать именно в вашей компании, насколько он изучил информацию о вашей компании, о должности и насколько он может емко и кратко укладывать это в короткий промежуток времени, выделять самое главное, а не расплываться вот этой мыслью по древу. Понимаете?
Анастасия Семенова: Да. Вот рассказал о себе чуть-чуть, о том, как ты можешь, не знаю, помочь этой компании. И следующий вопрос от работодателя: «А кем вы видите, Мария, себя через пять лет?»
Мария Батти: А вот это тоже прекрасный вопрос! Это не просто так задают, а исследуют уровень ваших амбиций, понимаете. Потому что если вы скажете: «Я просто хочу работать на своем участке, чтобы меня никто не трогал», – то вас, пожалуй, никогда и не повысят, если появится такая возможность в компании. Компания растет, развивается, а вы говорите: «Я ничего не хочу. То есть меня устраивает то, чем я занимаюсь. Я хочу потом работать в этом же направлении, развиваться как эксперт», – более высокую должность вам, скорее всего, не предложат.
Если вы говорите: «Я через полгода хочу стать руководителем», – то это показывает на неадекватность ваших амбиций. Это значит, что вы данную функцию закроете на очень короткий промежуток времени. И это тоже работодателю не понравится. Сказать: «Я готов. Мне интересно заниматься данной работой сейчас, но я вижу рост. Я развиваюсь. Я хотела бы развиваться вместе с компанией и давать еще больше результата».
Это показывает нормальный уровень амбиций. Вы понимаете, что вы не хотите останавливаться на достигнутом. Вы показываете об этом изначально работодателю, чтобы он вас имел в виду. Он понимает, что вы можете и готовы на долгосрочное планирование, вы все-таки понимаете и хотите управлять своей жизнью. Вы понимаете, что для себя в личном плане, в карьерном плане какие вехи у вас есть, какое образование вы хотите получить, дополнительные навыки, что вы хотите сделать для этой компании, чтобы быть востребованным и довольным, замотивированным.
Понимаете, уровень мотивации – это как раз то, что важно для работодателя, потому что, как вы правильно заметили раньше, что… Деньги – это важная часть. И человеку важно, чтобы его труд достойно оплачивался. И чем больше он знает, чем больше он приносит в компанию, чтобы это продолжало дальше оплачиваться. И он может спокойно об этом сказать: «Сейчас я занимаю вот эту должность, но в моих планах – учиться, работать над собой, расширять свои знания. Мне бы очень хотелось изучить еще вот этот и вот этот участок. И дальше двигаться туда-то и туда-то», – в зависимости от того, что хочет кандидат.
Анастасия Семенова: «Но главное – вместе с вами», – ты можешь сказать, да?
Антон Липовский: Да. Ну, мы про деньги…
Мария Батти: Это можно сказать, да, если вы планируете в данной компании… Ну, в принципе, можно сказать, вас это ничем не обязывает.
Антон Липовский: Мария, скажите, вот конкретику про деньги хотелось бы. Все-таки мы должны, когда нас спрашивают про желаемую зарплату, называть уровень какой-то средний по рынку, если мы уже подготовились? Или…
Анастасия Семенова: Да. Потому что часто, откликаясь на вакансии, мы видим: «Зарплата – по результатам собеседования».
Антон Липовский: Да.
Анастасия Семенова: То есть, в принципе, если ты идешь… Должен ли я завышенно идти? Вот, например, моя средняя зарплата по рынку – 60 тысяч, а я попробую сказать 80 – прокатит/не прокатит.
Антон Липовский: Или 120 сразу сказать. Как лучше себя здесь вести?
Мария Батти: Ну, смотрите. Есть такой совет: не называть первым зарплату и ждать, когда ее предложит работодатель, потому что очень часто вы можете занизить, потому что «вилка» у работодателя… А у работодателя чаще всего «вилка» зарплат. Допустим, как мы говорили сейчас, от 80 до 120. Вы говорите: «Я бы хотела получать 85». Вам дадут эту сумму. То есть тут что важно? Очень важно готовиться, очень важно готовиться, исследовать рынок, причем не просто рынок должностей, а рынок в вашем регионе, потому что если мы берем Москву, Санкт-Петербург и регионы, то это разные суммы. Понимать функционал, который вы делаете. Понимать ваш… То есть как раз возникает «вилка», у разных компаний возникают разные суммы на эту должность.
Дальше вы должны понимать свой необходимый минимум, ниже которого вы не опуститесь, желаемую сумму, которую вы бы хотели. Сумма максимальная, с которой вы начнете эти торги. И целевая сумма. Есть ваша оптимальная и есть целевая. И вот эти четыре суммы в серединке могут совпадать, а могут немного отличаться. Есть необходимый минимум. И желательно все-таки говорить работодателю, ну, подвести вопрос так, чтобы он назвал эту сумму, а вы на нее согласились.
Анастасия Семенова: Чтобы он сказал, произнес заветные 100 тысяч, которые все так хотят?
Мария Батти: Да, заветные 100 тысяч. Если вы планировали 60, то сдержать этот восторг и сказать: «Да, я готова!» – а сказать: «Хорошее подумаю…»
Анастасия Семенова: «Я подумаю, спасибо».
Мария Батти: Да. «Я подумаю». Потому что правило такое, что все-таки тот, кто первый называет сумму, тот «сдает карты», скажем так. Все равно небольшой элемент игры здесь есть. И когда вы выкладываете, что у вас есть, рекрутера можно подвести, чтобы он назвал сумму. И желательно, чтобы это было сделано. Если вы понимаете, что рекрутер аккуратно «съезжает» с этой темы, то вы задаете высокую сумму, не неадекватную. Не знаю, говорить «миллион» не стоит.
Анастасия Семенова: Ну понятно.
Мария Батти: Потому что это показывает ваш уровень неадекватности. Вы должны понимать рынок. Вы должны понимать, чего вы хотите, и назвать сумму чуть выше, для того чтобы была эта небольшая дельта для торга.
Анастасия Семенова: Ох, эти психологические игры! Мария, но главное – попасть на это собеседование, да?
Мария Батти: Да.
Анастасия Семенова: Какие ошибки?
Антон Липовский: Главные ошибки?
Анастасия Семенова: Какие ошибки при составлении резюме? Вот назовите, у нас прямо буквально полторы минутку. Вот именно резюме. Что мы там делаем не так?
Мария Батти: Резюме? Что не нужно указывать? Возраст, семейное положение не нужно указывать в резюме. Очень часто это делают. Не нужно. Как раз это то, что не относится к уровню вашего профессионализма. Нужно писать обязательно достижения, что вы сделали, опять же, чем вы были полезны для компании, и желательно их оцифровывать, то есть чтобы работодатель понимал сразу конкретику. Не нужно, чтобы резюме было длинное. Не нужно резюме делать от самого первого места работы. Должны быть два последние места работы расписаны более детально, а остальные – небольшими…
Антон Липовский: Тезисно.
Мария Батти: Скажем так, два-три тезиса, чем вы занимались. То есть оно должно быть – желательно, оптимально – на один листочек. И если вы делаете его в формате HeadHunter, в обязательном формате, если вы там ищете, то это одно дело. Но для того, чтобы выглядеть более профессионально, все равно резюме лучше подготовить на отдельном листочке, где будет показано ваше имя, контактные данные, должность, что вы хотите от этой должности, ваши ключевые навыки, достижения на предыдущем месте работы и ваше хобби. Хобби – это тоже важно, потому что показывает, может обрисовать те качества, которые вы…
Антон Липовский: Которые вы можете проявить в той или иной ситуации.
Мария Батти: Да.
Антон Липовский: Спасибо огромное.
Анастасия Семенова: Мария, спасибо вам огромное.
Антон Липовский: Мы дали огромное количество полезных советов. Спасибо вам огромное. Мария Батти, карьерный консультант, с нами была на связи.
Анастасия Семенова: Да, спасибо огромное.
И давайте подготовить итоги. «У вас были стрессовые собеседования?» И «да» ответили 72%, а «нет» – 28%. Ну, мы вас научили, как себя вести.
Антон Липовский: Пользуйтесь информацией.
Анастасия Семенова: Спасибо. Увидимся в следующем часе.