Мария Корнилова: Было бы хорошо, чтобы [в создании] принимали участие психологи, писали базовые принципы, в которых мультфильм удерживался бы
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/mariya-kornilova-bylo-by-horosho-chtoby-v-sozdanii-prinimali-uchastie-psihologi-pisali-bazovye-principy-v-kotoryh-multfilm-uderzhivalsya-by-70181.html Мария Карпова: Мария Корнилова с нами на связи, главный редактор продюсерского центра «Рики», развивающего проекты «Смешарики», «Фиксики», «Малышарики» и «Финник». Мария, здравствуйте.
Мария Корнилова: Здравствуйте.
Мария Карпова: Мария, мне кажется, надо все-таки определиться, наш опрос в принципе тоже на этом завязан: вообще, мультфильм должен нести воспитательные функции, или все-таки мультфильм – это развлечение для ребенка, это способ его отвлечь?
Мария Корнилова: Мне кажется, что мультфильм в любом случае воздействует, а что из этого воздействия станет воспитанием и повлияет на воспитание – это уже, естественно, можно и закладывать в мультфильм, а что-то происходит и спонтанно. Мы не все можем рассчитать.
Петр Кузнецов: Хорошо, Мария, тогда такой вопрос: функции и задачи мультфильмов меняются?
Мария Корнилова: Ну, поскольку ценности вечные и базовые ценности, конечно, не меняются, но вопрос подачи, вопрос визуальных образов, вопрос тайминга, на мой взгляд, да.
Мария Карпова: На что в первую очередь смотрят, на что в первую очередь ориентируются создатели мультфильма? Возраст, аудитория?
Мария Корнилова: Несомненно, мы смотрим на то, кто является нашим зрителем. Плюс надо учитывать возрастные особенности, потому что все дети по-разному смотрят и задачи для возрастов разные. Плюс, на мой взгляд, довольно важным значением является драматургия интересная, чтобы за сюжетом интересно было следить.
Мария Карпова: А кто помимо аниматоров еще создает мультфильм? Я имею в виду, кто занимается тем, чтобы как раз мультфильм нес какие-то функции помимо развлекательных? Кто оценивает, что детям интересно, что будет для них полезно?
Мария Корнилова: На самом деле работает группа специалистов. Но если говорить о главном специалисте, который пишет сценарий, то это сценарист. Но существуют маркетологи, существуют методисты, они помогают, а еще существует сценарный редактор, который тоже помогает сценаристу, если там надо что-то подкорректировать или в другую сторону немножко угол зрения сдвинуть.
Петр Кузнецов: Мария, все эти перечисленные вами люди стараются угадать запрос нового поколения, современных детей, или они этот запрос как раз и формируют, т. е. после этого уже ребенок, собственно, знает, что ему нужно?
Мария Корнилова: Хитрый вопрос, риторический. И то, и то. Вообще, на самом деле, если считать анимацию искусством, а это все-таки искусство, то сочетание никогда не угадаешь, формулы нет. Конечно, стараются и угадать, и смотрят какие-то базовые параметры. Например, те же самые возрастные особенности не меняющиеся, но, например, меняются особенности восприятия поколений, и это тоже надо учитывать. Ну и одновременно есть какая-то чуйка, интуиция, насмотренность тех специалистов, которые создает вот эти все сюжеты.
Мария Карпова: А психологи как-то принимают участие в этом деле?
Мария Корнилова: Да, очень хорошо бы, чтобы принимали участие психологи, во всяком случае хотя бы писали базовые какие-то принципы, внутри которых мультфильм держится, удерживается. Ну потому что совсем маленький возраст, например, до 7 лет, и подростки – это совершенно разные цели.
Мария Карпова: Считается, что мультфильмы давно перестали быть только детскими. Вы согласны с этим?
Мария Корнилова: Нет, они делятся... Есть мультфильмы, которые созданы специально для детей, особенно если образовательные мультфильмы. Есть мультфильмы, вот как «Смешарики», они сочетают в себе много пластов, и каждый зритель, кто смотрит, снимает свой. И при этом идет объединение семьи, потому что еще очень важно, чтобы за просмотром семья могла объединиться, и тогда семейные мультики решают эти задачи.
Мария Карпова: Просто кажется, что это может говорить о том, что детям нужен более сложный контент, а родителям, наоборот, контент попроще. Вот они встречаются где-то в одной этой точке.
Петр Кузнецов: На кухне.
Мария Корнилова: Да, мне вообще кажется, что это во многом вопрос, нужно ли смотреть...
Почему родители хотят, чтобы дети смотрели старые советские мультики? Потому что на самом деле в базе своей они хотят, чтобы был какой-то общий разговор, общий контекст, чтобы дети порадовались тому же, чему радовались родители в детстве. Но здесь надо понимать, что этого можно достичь не только просмотром старых советских мультиков, но и просмотром в т. ч. хорошей современной анимации, и эта же задача будет выполнена. А все-таки родители смотрели мультики в другом возрасте.
Есть такой пример: если вы попытаетесь пересмотреть какой-то мультик из своего детства или сериал какой-то, не гарантия, что он принесет вам те же эмоции и радость, которую приносил в детском возрасте.
Мария Карпова: Хочу процитировать нашего классика, Юрия Борисовича Норштейна: «Современная 3D-картинка лишает детей способности фантазировать, дорисовывать и доводить до совершенства образы в своей голове – за них уже все сделали профессионалы».
Петр Кузнецов: Как раз про графику был вопрос.
Мария Карпова: Да. Мария, что скажете, как вы прокомментируете?
Мария Корнилова: Я бы так прокомментировала, что, конечно, даже тот же «Ежик в тумане» дает возможность пауз, а в паузах можно подумать, поговорить с собой, ну и вообще чуть-чуть помолчать о просмотренном, и поэтому это больше включает работу ума зрителя. Поэтому за таймингом неплохо бы в мультиках следить.
Слишком бодрые экшен-мультики в большом количестве, думаю, могут нанести какой-то такой... ну, про вред я бы не сказала, но некоторую нервозность могут повысить. Поэтому... Но 3D тоже может быть с таймингом хорошим. 3D – это всего лишь формат.
Мария Карпова: Спасибо большое, Мария!
Петр Кузнецов: Спасибо!
Мария Карпова: Мария Корнилова была с нами на связи, главный редактор продюсерского центра «Рики», развивающего проекты «Смешарики», «Фиксики», «Малышарики» и «Финник», самые известные наши мультфильмы современные.
Мария Корнилова: Было бы хорошо, чтобы [в создании] принимали участие психологи, писали базовые принципы, в которых мультфильм удерживался бы