Руслан Арсланов: Большое количество игрушек из разных материалов. Мне всегда интересно, кстати, про детские игрушки, нужно ли их чем-то обрабатывать, перед тем как отдать ребенку, независимо от того, из чего ни сделаны, все же ведь пробуется на вкус... Нужно как-то мыть, протирать, я не знаю? Анастасия Семенова: Ты знаешь, для меня такой прямо знаковый момент – соски. Ты же когда покупаешь соски, если ты их используешь, не все их любят... Руслан Арсланов: Кипятишь. Анастасия Семенова: Кипятишь по старинке. Руслан Арсланов: Все игрушки тоже кипятишь? Анастасия Семенова: Да, стираешь. Руслан Арсланов: Если игрушка не выдержала проверку кипятком и расплавилась... Анастасия Семенова: Все. Руслан Арсланов: ...испортив ваш чайник, значит, была некачественная. Анастасия Семенова: Ты в чайнике кипятишь игрушки? Руслан Арсланов: Условно говоря. Анастасия Семенова: А, хорошо. Давайте разберемся, поговорим с психологом. Елена Бурьевая с нами на связи, детский психолог, автор книг. Вообще, сколько нужно игрушек детям, и вообще, нужны ли они в таком количестве, в каком они сейчас у наших детей? Руслан Арсланов: Есть сейчас, представлены на полках даже. Анастасия Семенова: Елена, здравствуйте, доброе утро. Елена Бурьевая: Всем здравствуйте. Игрушки, конечно же, нужны, но идем опять по возрастам. Понятно, что младенчество, это как раз-таки период с рождения до года, – это период, когда ребенок узнает, собственно говоря, что может его тело, помните, вот эти вот 4 месяца, когда «я нашел свои ручки и такой: ничего себе! – сначала испугался, а потом вовсю начал играть». И здесь самые лучшие игрушки – это кухня, это кастрюли, когда ребенок такой: «Ничего себе, вот крышка, вот что-то, я соединяю, и это целое! Вот это да! А если посильнее...» Руслан Арсланов: «...то еще и звук». Анастасия Семенова: А еще по батарее постучать... Елена Бурьевая: Да! «А если я кину, то это упадет туда, не упадет. А мама... Ой, как это весело!» То есть для периода младенчества в целом прямо сказать, что нужны какие-то суперигрушки, такого нет. Единственное, что вот этот тренд «бежевых мам», конечно, нас, психологов, пугает, потому что, конечно же, в возрасте уже 3–4 месяца, когда начинает формироваться зрительное восприятие, мы говорим, что ребенок начинает видеть желтый и синий цвет (если я не ошибаюсь, возможно, меня поправят окулисты), и это нужно видеть на контрасте, а контраст – это у нас черный цвет, не белый и не бежевый. А к 5 месяцам ребенок начинает видеть красный и зеленый, и это тоже на контрасте. И игрушки должны быть не яркие, а однотонные, их много не нужно. Вот это вот, то, что там висит, это тоже странная история, зачем... Руслан Арсланов: Когда потолок не выдерживает, вот эта история. Елена Бурьевая: Да. И самая главная задача младенчества какая? – чтобы ребенок начал ползать. А ползать и ходить он будет за чем? Чтобы к чему-то тянуться. Поэтому если игрушку мы кладем куда-то очень далеко, ребенок не может до нее дотянуться, он ползти не будет, он не сидят. А сядет он когда? Когда он игрушку возьмет и «для того, чтобы ее дальше рассматривать, я вот сяду». То есть природа ведь все-все предусмотрела, поэтому вот эти вот игрушки, когда где-то они там далеко, хватательный рефлекс тогда не будет идти, «зачем мне тянуться, я же не дурак, извините». Анастасия Семенова: Скажите, пожалуйста, конструкторы, сейчас их огромное количество, мы понимаем, что в нашем детстве было меньше игрушек, у наших родителей их вообще было очень маленькое количество... Руслан Арсланов: Две. Анастасия Семенова: Две, паровозик деревянный передавался от брата к сестре и т. д. Может быть, то, что сейчас представлено такое огромное количество на полках магазинов, тоже провоцирует детей? Ты же не можешь выйти из магазина, не купив что-то ребенку, потому что либо случится истерика... Как договариваться? Потому что много вопросов, что, во-первых, «какие-то зубастые чудища, зачем?», пишет нам Людмила из Иркутска, «не смогла внуку купить какого-то зайчика, мишку, собачку из моего детства», т. е. какие-то агрессивные игрушки стали, и много их. Елена Бурьевая: Смотрите, я еще игровой терапевт, который расшифровывает детскую игру. Вообще, игра – это язык детей долгое время. Почему? Потому что речевой аппарат у них только развивается, игрушки, их слова, игровые сюжеты – это словно предложения. Потому что мы с вами не видим двух-трехлеток, которые сидят в песочнице и такие: «Ой, ну моя мама такая плохая, мороженое мне не купила». То есть у них мышление даже еще не способно сообразить то, что вообще с кем-то можно обсудить какие-то там конфликты с родителями. Это мы уже увидим только в младшей школе, как раз когда игровая деятельность сменится учебной деятельностью. Игрушку невозможно навязать. Если ребенок просит «купите мне вот этого динозавра», значит, ребенок видит и знает, что именно этот динозавр сможет ему справиться сейчас с напряжением, с агрессией, со страхом, с тревогой и т. д., именно вот эта игрушка. Родители очень часто, бывает, уговаривают ребенка купить игрушку чуть-чуть подешевле или чуть-чуть покрасивее, чуть-чуть покачественнее, и они заметят, что с этой игрушкой он играть не будет, потому что это была навязанная игрушка, а игрушку невозможно навязать, я повторюсь. Поэтому лучше родителям покупать по запросу то, что нужно. Страшные игрушки тоже нужны. Ребенок никогда не возьмет страшную игрушку, если у него нет тревоги и страха, и только в том случае, если у него повышен тревожный фон, есть какой-то страх, он возьмет игрушку страшную, для того чтобы помочь себе снизить этот страх. Анастасия Семенова: Потому что он не может родителю объяснить, что с ним происходит, верно? Елена Бурьевая: Да. Он будет приручать этот страх, он будет как-то его, может быть, прятать – в общем, он будет с ним взаимодействовать и тем самым будет его прорабатывать. Анастасия Семенова: А нет такого, что «вот у Руслана в детском саду в группе есть такая игрушка и мне надо», хотя страха какого-то у ребенка нет? Елена Бурьевая: Здесь, конечно же, такое есть, мы все люди, существа социальные. У нас и у взрослых такое есть: у кого-то есть машина – мне тоже такая нужна. Анастасия Семенова: Ну это понятно. Елена Бурьевая: Здесь это все из семьи идет. И по поводу того, как в магазин ходить с ребенком и не покупать ему игрушки, здесь тоже на самом деле все просто. Всем родителям нужно выучить фразу «эта покупка незапланированная» и все вместо фразы «денег нет». И не нужно уговаривать ребенка, что это плохая игрушка, еще что-то и т. д., а просто сказать: «На сегодняшний поход эта покупка была не запланирована. Мы можем сфотографировать, мы можем записать, и в следующий раз, когда пойдем в магазин, мы можем с тобой обсудить, дома взвесить, надо или не надо», – и т. д. Руслан Арсланов: А там уже и взгляды поменяются, и пристрастия, и желания. Анастасия Семенова: Из Оренбургской области вот такое мнение: «Мало игрушек, поэтому ребенок учится ценить вещи». Вы с этим согласны? Елена Бурьевая: Смотрите, в современном мире, конечно же, у нас переизбыток всего, поэтому ребенок не успевает действительно что-то даже захотеть. Поэтому очень здорово сразу не покупать, а дать возможность, как говорится, немножко так прочувствовать, хочу не хочу, вот. И здесь то, что не ценят... На самом деле вот это ценить не ценить все-таки из дома идет, как мы дома будем относиться в т. ч. к человеческим чувствам и эмоциям и в т. ч. к мебели, стенам и т. д. Анастасия Семенова: Спасибо большое! Елена Бурьевая с нами была на связи, детский психолог, автор книг. Спасибо еще раз вам огромное! Руслан Арсланов: Хорошего дня! Анастасия Семенова: Вероника Морозова к нам вернулась, предприниматель, поставщик полимерного сырья для детских игрушек. Вероника Морозова: Да, добрый день. Анастасия Семенова: Давайте вернемся к маркировке. Как она будет работать? Кем и как она будет выдаваться и проверяться? Вероника Морозова: Смотрите, значит, у нас есть надзорные органы, которые за это отвечают, Росстат, который дает свидетельства, сертификаты. Но я хочу на один момент ваше обратить внимание. Вы понимаете, наши отечественные производители всегда указывают маркировку. Если маркировка не указана, это либо контрафакт, либо какой-то импортный привоз. Опять же, не забываем, что у наших отечественных производителей есть очень строгие правила, они не используют вторичное сырье при изготовлении детских игрушек. С импортом данная ситуация не существует, т. е. у нас заезжает импорт в Россию из того же Китая и игрушки многие сделаны из вторично переработанного сырья, т. е. это так просто не отличишь, не узнаешь. Там используются низкокачественные красители, которые опять же, вот как говорят, вызывают возбухание мебели, ребенку может какие-то ожоги принести. То есть надо следить именно за качеством ввозимой в Россию продукции. Она конкурентна с нашей отечественной, но наша отечественная продукция использует только первичное сырье, которое не вызовет у ребенка ни аллергии, ни отравления, какой-то кожной сыпи, а импорт – да. Я считаю, что надо больше внимания уделить именно ввозимой на российский рынок продукции детских игрушек. Анастасия Семенова: Маркировка как раз обезопасит нас, потребителей? Вероника Морозова: Это будет зависеть от того, кто будет за этим смотреть, вы правильно сказали. Потому что, я, может быть, сейчас скажу не совсем приятные вещи: у нас есть люди, у которых там заложен интерес, и они будут любыми путями все равно это завозить. У нас есть надзорные органы, таможня, у нас есть антимонопольная служба, у нас есть Росстат, Финмониторинг – пусть смотрят, пусть заставляют, пусть проверяют. Анастасия Семенова: Вероника, вот такой вопрос. Если родитель увидел, что эта игрушка, допустим, без сертификата, что ему делать, куда ему, в прокуратуру обращаться, что вот он заметил какой-то не тот товар? Вероника Морозова: Да, у нас самый главный надзорный орган – это прокуратура. Он может в Роспотребнадзор обратиться, но там, как всегда, придет отписка такая шаблонная. Если действий не будет предпринято, да, обращаться в прокуратуру. Прокуратура у нас самый главный надзорный орган. Но я говорю, что здесь просто надо искать тех, кому это выгодно завозить: найдете того, кому это выгодно, и этого не будет на рынке. И наши предприниматели, наши, местные производители наконец-то будут конкурентоспособны. Поверьте, у нас прекрасные конструкторы делаются и в Московской области, и в других регионах, которые отвечают всем потребностям ребенка, и возрастным, и, как говорится, красочным. Все очень интересно, у нас очень хорошие и деревянные конструкторы, и пластмассовые, и «развивательные» игры. Мы вообще не должны, как говорится, допускать, чтобы наш производитель закрывался. Анастасия Семенова: Чтобы он страдал. Вероника Морозова: Он просто не выдерживает конкуренции. Анастасия Семенова: Понятно, это не те объемы. Вероника, спасибо вам большое! Вероника Морозова с нами была на связи, предприниматель, поставщик полимерного сырья для детских игрушек. Вроде бы говорим про детские игрушки, такая тема, но вот такая вот... Руслан Арсланов: Дошли до прокуратуры в этих разговорах. Анастасия Семенова: Такая жесткая точка. Руслан Арсланов: Действительно это важно. Анастасия Семенова: Спасибо большое! Движемся дальше.