Петр Кузнецов: Марсель Сультеев, психолог с нами, эксперт по этой теме. Марсель, приветствуем вас! Анастасия Семенова: Здравствуйте! Марсель Сультеев: Доброе утро! Здравствуйте! Петр Кузнецов:А я, знаете, сейчас о чем подумал? Мы, конечно, вот сейчас обсуждаем тему, а готовы ли вы оставить ребенка без телефона в школе. Пока до четкого запрета дело не дошло, просто как будто бы готовимся к такому сценарию. А я сейчас подумал, вот из-за этого жесткого запрета у учеников может появиться лишняя причина школу недолюбливать, тем более современную. И, наверное, это повлечет и снижение мотивации дальше, и, возможно, даже прогулы. Марсель Сультеев: На самом деле, родители должны доносить до своих детей, что школа – это помещение, где есть определенные правила. Это учеба, в первую очередь, а не гаджеты, не отвлекаться от учебы. И поэтому изначально ребенок должен понимать, что, если у него не хватает сил трогать телефон во время урока, нужно его положить либо договориться с учителем и выложить в определенную коробку. Учеба – вот самое главное, а не отвлекаться на гаджеты. Петр Кузнецов: То есть таким примером может служить поход в кинотеатр, где вряд ли ты сидишь в телефоне? Анастасия Семенова:В театр. Петр Кузнецов: Или в театр, да. Где у нас еще? Анастасия Семенова: Музей. Петр Кузнецов: Да. Хотя бы два часа потерпеть, и все внимание на сцену, на… Марсель Сультеев: Потому что может утонуть, и потом все, слезы, кашель и новый кредит на телефон. Поэтому много есть мест, где телефон не используют. Как минимум, даже когда мы спим. Ребенок, когда отвлекается, у него нет желания внимать той информации, которую дает учитель. И учителя надо понимать. 30 человек учеников, все слушаются, один не слушается, и это опять она отвлекается. И поэтому в любом случае это ответственность родителей. Они должны доносить ребенку: когда урок – вы не трогаете телефон, перемена, хочешь что-то сообщить – сообщи. Касаемо головы, тут уже вопрос с учителем. Если у ребенка болит голова, доносишь учителю, и он в родительский чат это пишет, либо лично родителю ребенка. Я думаю, что нужно изначально это доносить до детей и до родителей, что есть правила в школе. Когда ребенок вступил в школу, он обязан исполнять правила данной школы. А там четко написано… Анастасия Семенова: Свой устав, да. Марсель Сультеев: Как учебный процесс. Петр Кузнецов: Ну вот, я, и опять мы к началу вернулись. Но это не повлечет за собой вот такое вот новое отношение к школе, что это закрытый объект. Все-таки так не хочется туда идти, сейчас вот эти телефоны сдавать, буду ждать вечера, чтобы оказаться дома и там уже хорошенько покопаться в телефоне. Марсель Сультеев: Если такое происходит у ребенка, значит, у него нет интереса к учебе. А интерес к учебе должен прививать, в первую очередь, родитель и потом учитель. Да, согласен, бывают учителя, которые не интересны, ну, по каким-то причинам, может, на бабушку она похожа, да, знаете, или на кого-то из соседей. У детей разные ассоциации. Но в любом случае четко должны всегда проговариваться дома, учеба нужна ребенку, чтобы ребенок был лучше, чем родитель, и умнее, чем родитель. И тогда ребенок будет понимать, что во благо интереса родителей, что они хотят, чтобы сам ребенок был лучше, тогда он стремится к новому и к лучшему. Анастасия Семенова: Хорошо, а если твой родитель, вот я, как ребенок, слишком тревожный? Гиперопека у тебя? Как тут быть родителям? Не все готовы отказаться, как показывает наш смс-опрос, чтобы ребенок был без телефона в школе. Марсель Сультеев: Ну, в первую очередь, этому родителю рекомендую к психологу сходить, потому что это не логично – тревожиться за ребенка, когда в школе есть охрана, есть камеры, есть преподаватель, которому можно доверять. И то, что родитель тревожный, это ее трагедия. Это не нужно это трагедию переносить на ребенка. И тем более говорить ребенку: «Держи телефон в руках и нарушай при этом правила школы». Это нелогично. Поэтому здесь проблема уже самого родителя. И когда родитель тревожный, он эту тревогу переносит и ребенку. Поэтому здесь родителю сходить к психологу и над собой работать. Ребенок тут ни при чем. Петр Кузнецов: Кстати, получается, у того же родителя меняется отношение к гаджету. То есть одно дело – тот же гаджет в школе, и другое – это гаджет уже вне школы, да? Соответственно, «убери свой гаджет, зачем он тебе нужен, давай сюда!», а вот в школе он тут же уже превращается в другой объект. Марсель Сультеев: Согласен, в объект отвлечения. И если вот вы говорили про кнопочные телефоны, считаю, что не стоит этого делать, потому что ребенку будет некомфортно и неприятно, когда у соседа, условно говоря, айфон, а у него кнопочный, там, нокиа. И ему будет очень обидно. Анастасия Семенова: Тогда надо всем кнопочные телефоны. Петр Кузнецов: Я так понимаю, что это вот на уровне школы, да, всем, все смартфоны сдаем, ну вот, как это могло бы происходить. Сдаем, берите, да, вот берите, значит, специальные школьные телефоны, наверное, об этом. Марсель, может быть, очень странный вопрос, но очень коротко, у нас минута остается. Очень коротко, если можно. Но вопрос, действительно, на целую тему. Как все-таки современному ребенку гаджет правильно использовать? Ну вот он есть. Чтобы это было не рассеивание концентрации внимания, а вот какие-то, вот с пользой, если коротко? Марсель Сультеев: Изначально, коротко, ребенок должен знать, что такое хорошо и что такое плохо, из уст родителей. Если он будет фундаментально это знать, он никогда на залезет на YouTube, условно говоря, на неинтересную тему, а будет всегда изучать то, что ему интересно и интеллектуально, и в плане юмора. А если он смотрит ерунду или смотрит нелогичные вещи, значит, ему просто родители это не доносили, и он берет пример с родителей, потому что пример он берет всегда только с родителей. Анастасия Семенова: Все понятно, опять возвращаемся все к родителям. Петр Кузнецов: Возвращаемся к родителям. Спасибо! Марсель Сультеев, психолог. Возвращаемся к родителям. Они же голосовали. Спрашивали у них, а готовы ли вы оставить ребенка без телефона в школе? 71% – «да», «нет» – 29%. Анастасия Семенова: Ну, думайте, задумайтесь. А мы вернемся уже завтра. Пока-пока! Петр Кузнецов: У этого проекта есть перспектива. До завтра!