Антон Липовский: Давайте посмотрим и сейчас разберемся. С нами на связи Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза, наш любимый автоэксперт. Ян, здравствуйте. Анастасия Семенова: Здравствуйте, Ян. Ян Хайцеэр: Доброе утро. Антон Липовский: Ян, вы все слышали сами, и результаты нашего опроса, и то, что пишут нам про карету, лошадей и велосипеды в сообщениях. Скажите, действительно, кредиты сейчас не для всех подъемные, мягко говоря, давайте лояльно сформулируем эту мысль, а что касается все-таки подписок, есть ли шанс... Анастасия Семенова: ...выжить у них? Антон Липовский: ...у них стать максимально популярными в нашей стране? Ян Хайцеэр: Смотрите, каждый выбирает то, что ему удобно, тот продукт, который ему подходит. Кредит – это одна история и с одними условиями. Конечно, он сегодня очень и очень дорогой и для многих неподъемный; для меня, например, мягко говоря, нерационально приобретать под такие проценты. Поэтому, если мы внимательно посмотрим, у некоторых компаний есть более мягкие условия, где фактически кредит дотируется импортером, и здесь уже можно выбирать. Но все-таки что такое по подписке, или же, мы сейчас перефразируем, потому что есть старая, давнишняя история, потому что слово «подписка» какое-то такое наше, новое, а на самом деле это называется «оперативный лизинг», и этим продуктом весь мир уже пользуется давно-давно. Что это такое? Приходит человек и говорит: «У меня есть (например) 100 тысяч рублей в месяц». Он не говорит, сколько у него есть миллионов потратить на машину, – он говорит: «Я могу тратить 100 тысяч рублей в месяц». За эти деньги ему могут подобрать автомобиль такого-то размера с такими-то опциями, и он берет как бы в аренду, условную аренду, этот автомобиль. Закрываются все вопросы, от технического обслуживания до страховки, до замены шин зимних на летние и наоборот, и существуют определенные условия, с последующим выкупом или без выкупа. Кстати, если у человека, например, не дай бог украдут этот автомобиль, то ему должны заменить на аналогичный примерно с таким же пробегом. Антон Липовский: Ого... Ян Хайцеэр: Но это тоже проговаривается по всем документам. И здесь чтобы делать окончательные выводы, надо смотреть на условия той компании, которая предоставляет вам подписку или, как говорил я по-старому, оперативный лизинг. Это очень важно, это даст возможность сравнить, что лучше, кредит или же подписка. Некогда, так как у нас была подписка достаточно дорогой в прошлых временах, до 2022 года, люди пользовались подпиской те, кто не хотел иметь никаких проблем, вот совсем никаких: пришел, получил ключи и уехал. Антон Липовский: Заплатил и забыл. Ян Хайцеэр: И за это, у человека был определенный доход, он говорит: «Я хочу не задумываться о том, как живет мой автомобиль, но при этом я хочу иметь личный автомобиль». Антон Липовский: Понятно. Ян Хайцеэр: Когда человек берет кредит, он возлагает на себя все обязательства, в т. ч. и выплаты по этому кредиту, на нем же страховка и т. д. В теории это должно обходиться дешевле, но вот, как правильно сказал Антон Шапарин, мы с коллегами посчитали и увидели, что в некоторых моментах сегодня т. н. подписка дешевле. Это странно, но это факт. Так вот еще раз возвращаюсь к тем людям, которые понимают, сколько они тратят в месяц, готовы потратить. Вот они тратят эти деньги, вот эти, например, 100 или 200 тысяч рублей в зависимости от своих возможностей, и закрывают все свои проблемы, их волнует только эта сумма. И в конечном итоге они даже не думают, будут они выкупать этот автомобиль, не будут они выкупать; может быть, у них будет новая история, когда «подписка закончилась – начну-ка я следующую, потому что я не хочу иметь никаких проблем». Поэтому я бы не говорил, что нужно двигаться в сторону кредита или в сторону подписки или спорить с тем, кто готов купить эту машину раз и навсегда за свои деньги, – здесь у людей разная психология, разное отношение. Да, видите, нас в будущем вообще подталкивают к тому, чтобы мы в принципе не владели автомобилем, и различные инструменты, различные ухищрения говорят о том, что «не делайте этого, пользуйтесь такси, каршерингом, не засоряйте город, не дышите», периодически хотят нас убедить в том, что для российского человека это не вожделенная мечта, иметь собственный автомобиль. Но, по сути, даже автомобиль по подписке, он тоже в целом собственный, потому что ровно на срок этой подписки вы владелец этого автомобиля (для тех, кто там чего-то боится), может быть, даже больший владелец, чем в моменте с кредитом или же с полной покупкой. Вдруг вы, например (извините за такое сравнение), расходитесь со своей женой и начинается деление – вот автомобиль по подписке разделить будет нельзя. Антон Липовский: Совершенно точно невозможно. Анастасия Семенова: Какую печальную историю вы рассказали! Антон Липовский: Какой юридический момент тонкий! Здорово! Анастасия Семенова: Антонина. Антон Липовский: Ян, давайте выслушаем один из звонков, Антонина из Московской области звонит с вопросом. Здравствуйте, Антонина. Зритель: Здравствуйте. Скажите, можно ли по подписке электромобиль, но вот не те, которые на 4, а на 2, как бы для инвалидов который? У них там проще включение, вождение. Антон Липовский: Понятно. Хорошо, Антонина, спасибо. Ян, как ответим? Ян Хайцеэр: Дело в том, что можно или нельзя, здесь могут ответить только те компании, которые предоставляют автомобили по подписке. Надо смотреть, что у них в списке. Просто если машина есть в этом списке, можно по этому вопросу, соответственно, обратиться и заключить такой контракт. Но есть ли там автомобиль электрический за 2 миллиона, откровенно говоря, не знаю, скорее всего, нет, потому что я их просто на рынке не вижу. Как правило, электрические автомобили, собственно говоря, дороже. Ну а так в списке может оказаться любой автомобиль, который посчитает продавать по подписке соответствующая компания, либо сам импортер, либо дилер, либо независимая компания, которая организует вот эту систему. Анастасия Семенова: А вот вопрос, много таких однотипных: подписка-то, бензин туда входит или нет? Все-таки за бензин придется заплатить. Ян Хайцеэр: Нет, бензин и штрафы – это за ваш счет, вы должны понимать. Антон Липовский: Ах, штрафы... Забыли про это. Анастасия Семенова: На какой срок она дается и через какое время, вот вы говорите, заканчивается? То есть, когда заканчивается подписка, ты должен выкупить, или ты можешь еще продлить? Она долгосрочная? Ян Хайцеэр: Сроки определяют условия контракта между вами и тем, кто вам дает эти условия. Это может быть и три месяца, это может быть и год, и три года. Точно так же у одних компаний есть вариант, что возможен выкуп, или обязателен выкуп, или запрещен выкуп, т. е. все формы могут присутствовать. Именно поэтому мы и выбираем разные источники предоставления услуг, потому что у всех неодинаковые условия по контракту, по подписке. Антон Липовский: Смотрите, есть тот еще вопрос, который мы должны закрыть: многие спрашивают, как вообще эту подписку оформить, в каких городах есть, где вообще этот зверь обитает. Ян Хайцеэр: Этот зверь обитает в автобизнесе. Я думаю, что если мы воспользуемся Всемирной паутиной и забьем там «купить автомобиль по подписке в городе X», то мы получим какой-то ответ: либо он будет, либо его не будет, либо вам предложат в ближайший город проехать... Именно таким образом надо осуществить поиск самостоятельно. Ведь, когда вы покупаете автомобиль, вы, например, выбираете компанию, которая вам будет продавать, т. е. вы выбрали сначала марку, а потом смотрите, у кого ее купите. Иногда, конечно, бывает наоборот... В прежние времена у нас первая компания, которая организовала подписку, это шведская компания, там были определенные условия. Вы знаете, для многих, кто посчитал, тогда это было дороже, чем кредит, потому что кредит был в среднем не под 25%, как сегодня, а под 9% годовых. Но я знаю ряд людей, которые сказали: «Не хочу иметь никаких головных болей, но хочу иметь автомобиль возле своего подъезда, возле своего дома», – и они поэтому пользовались подпиской. И компания шведская вела такую достаточно активную рекламную кампанию, предлагая, прошу прощения за тавтологию, такого рода услуги. Я думаю, что если мы сегодня поищем, то, бесспорно, найдем этого участника бизнеса. Антон Липовский: Кто ищет, тот найдет, естественно. Анастасия Семенова: Главное, чтобы у людей был выбор. Антон Липовский: Тем более что никто не запрещает на этой машине по разным регионам также разъезжать, можно и в соседнем взять, если именно там есть такая услуга. Анастасия Семенова: Спасибо большое! Антон Липовский: Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. Ян, благодарим вас! Тут говорят про высокие цены – на разные машины разные цены. Приценитесь, узнайте, в конце концов, потому что 100 тысяч Ян привел в качестве примера, но есть цены гораздо ниже.