Медики в школе
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/mediki-v-shkole-86373.html
Анастасия Семенова: Медицинская сестра-специалист появится в школах и детских садах, это новая должность. Эти сотрудники будут иметь право оказывать профессиональную медицинскую помощь прямо в образовательных организациях, например, выдавать лекарства ученикам с хроническими заболеваниями (астма, диабет), а также для учеников с особыми потребностями. Для этого родителям придется передавать препараты в запечатанной упаковке с сопроводительной распиской, а школы обяжут обеспечить надлежащие условия хранения данных препаратов. Новый порядок оказания медпомощи планируется уже с 1 сентября этого года. Сейчас мы знаем, что дефицит медицинских кадров в стране – это новое требование, как мне кажется и многим специалистам, усложнит ситуацию, только для школ потребуется от 30 до 40 тысяч таких специалистов, а у них должно быть профильное высшее образование со степенью «Бакалавр сестринского дела». Как сейчас обстоят дела в школах с медработниками, мы поговорим с нашим экспертом у нас в студии.
Руслан Арсланов: Да, давайте поприветствуем, Константин Эдуардович Тхостов, директор лицея № 369, член Общественной палаты города Санкт-Петербург. Здравствуйте, Константин Эдуардович.
Анастасия Семенова: Здравствуйте.
Константин Тхостов: Здравствуйте, доброе утро.
Руслан Арсланов: Добро пожаловать, спасибо, что выбрались к нам.
Анастасия Семенова: Долетели так быстро.
Константин Тхостов: Тема важная.
Руслан Арсланов: Долетели, доехали. Тема действительно важная, тема такая, с разных сторон на нее можно посмотреть. Вот как на нее смотрят педагоги, представители образования в первую очередь?
Константин Тхостов: Вы знаете, давайте пойдем от простого. У нас в школе, вообще в школе, ребенок учится, учитель учит, а медик оказывает помощь.
Руслан Арсланов: Лечит.
Константин Тхостов: Лечит, помогает. Сейчас все, к сожалению, далеко не так. И у нас был период, когда едва ли не учитель должен, вместо того чтобы учить, оказывать первую медицинскую помощь, забывая о том, что если одному ребенку в классе стало плохо, то остальные не могут страдать из-за этого в тот момент, пока учитель действительно занимается первой помощью, хотя эту первую помощь никто не отменял. Медицинские кабинеты были, есть и будут в детских учреждениях, без них никуда. Особенно если мы говорим о детских садах, то понятным становится, что и входные барьеры, когда ребенок приходит и получает оценку медицинского специалиста, здоров он, нездоров, домогает, недомогает. Это безопасность всех остальных детей. Ведь, согласитесь, один заболевший ребенок – сразу заболевает вся группа, и мамы быстренько на больничный вместе с папами, и о каком развитии экономики мы говорим. Если о школе идет речь, понятно, что это история, которая связана не только с учебным процессом, но и с дополнительным образованием. И те нормативы, которые приводит наш уважаемый Минздрав, они еще из советских времен. 1000 детей на одну ставку врача и 500 на ставку медицинской сестры, но это в первой половине дня. А мы прекрасно знаем, что кружки и секции наши дети посещают во второй половине. А значит, самая травматичная история, она остается без медицинского сопровождения. Это история, которая требует детального подхода, а не вот этой очередной, очередного наскока кавалерийского, который уже неоднократно был в системе образования.
Анастасия Семенова: То есть попыток было много?
Константин Тхостов: Проблема с 2011 года открыто поднимается «Народным фронтом». Активисты действительно обеспокоены ситуацией безопасности и здоровьесохранения детей. Но давайте будем откровенны. Если мы говорим, например, берем Московский лифтовой завод или Петербургский лифтовой завод, чем занимается это предприятие?
Руслан Арсланов: Строит лифты, логично.
Константин Тхостов: И обслуживает их, правильно.
Анастасия Семенова: И устанавливает.
Константин Тхостов: И устанавливает, правильно. Если мы говорим «школьный медицинский кабинет», значит, там что делают?
Анастасия Семенова: Лечат.
Руслан Арсланов: Школьников.
Константин Тхостов: А не вызывают маму и скорую помощь, правда?
Руслан Арсланов: Да.
Анастасия Семенова: Да, вот очень много вопросов по поводу, а что делать, если вроде бы вот эта медицинская сестра-специалист появится, и можно на нее переложить, если вашему ребенку нужно принимать какие-то лекарственные препараты. Сейчас как обстоят дела в школах? Договариваются с учителем? Но не каждый учитель готов на себя взять эту ответственность, потому что все может произойти, и получается, это же подсудное дело.
Руслан Арсланов: И нет образования у учителя, который может оценить какие-то вещи, какие-то симптомы элементарные, вообще как применяются эти лекарства, как они действовать должны?
Константин Тхостов: Вы абсолютно правы, но это из той же серии, когда ребенок приходит в школу со своим контейнером своей пищи, понимаете? Все очень сомнительно. Во-первых, я против того, чтобы что-то передавалось в государственные структуры, для приема таблеток, во-первых, дозировка должна быть, это раз. Во-вторых, все-таки школа, она немножечко про другое, а не про таблетки, пилюли, которые передала мама для того, чтобы ребенок принял. Медицинский кабинет – это то место, куда может обратиться и ребенок, и учитель, и сотрудник образовательной организации.
Анастасия Семенова: И родитель.
Константин Тхостов: И родитель, безусловно, как часть образовательного процесса, для получения первой медицинской помощи. А значит, соответственно, аптечка первой медицинской помощи должна соответствовать запросам XXI века. Там не должно быть никакой, простите за такой сленг, отсебятины, потому что все-таки реестр тех лекарств и тех медицинских средств, которые прописываются на уровне документа Минздрава, хотя сейчас там жгут и бинт, и больше там особо ничего и нет.
Анастасия Семенова: Йод есть?
Константин Тхостов: По-моему, тоже нет, потому что, видимо, он...
Анастасия Семенова: На свой страх и риск, аллергическая реакция тоже может возникнуть.
Константин Тхостов: Но вы знаете, нет элементарных жаропонижающих, активированного угля, хотя бывают первые такие ресурсы, которые снимают какие-то спонтанные симптомы, которые возникают неизбежно в школе. Вот это все должно быть государством отрегулировано, а самое главное, опять же, я не понимаю, для чего менять должность медицинской сестры на специалиста в области здравоохранения. Во-первых, не будем забывать о том, что существует перечень должностей и профессий, которые определяют нашу счастливую, надеюсь, пенсию. И если мы сейчас что-то вновь введем, мы не наберем людей ровно потому, что люди не захотят менять свою, свой пяти-, десятилетний стаж работы медицинской сестры на новый стаж специалиста с очень сомнительными опциями.
Анастасия Семенова: Давайте, у нас как раз есть наш опрос, опрашивали родителей Липецка и Санкт-Петербурга, должна ли в школах или детских садах быть медсестра и какие у нее должны быть обязанности. Посмотрим, что отвечали родители.
ОПРОС
Анастасия Семенова: Как раз сейчас с нами на связи многодетная мама, Екатерина Алексеевна Шульгина. Екатерина, здравствуйте, доброе утро.
Руслан Арсланов: Доброе утро.
Екатерина Шульгина: Здравствуйте, всем доброе утро.
Анастасия Семенова: Екатерина, ваше мнение, как вы считаете, нужны ли медработники в детских учреждениях?
Екатерина Шульгина: Я считаю, что нужны обязательно, потому что детский организм еще не сформирован. И не зря называют детей детьми до 18 лет. У них все процессы идут еще, они налаживаются.
И такое есть волшебное слово, называется «наблюдение», «наблюдать». У них все происходит быстро, и нужно смотреть, мало ли что. Когда они ударились, когда они что-то съели, когда они просто находятся вообще в школе, вне дома. Потому что для любого ребенка, я считаю, вообще, в принципе, разлука с мамой, с семьей, это новое обстоятельство, даже каждый день. Поэтому мое мнение однозначно, у меня трое детей сейчас посещают школу, один из младших посещает детский сад, там везде есть медработники. Я неоднократно сталкивалась с ситуацией, когда мои дети должны были находиться под наблюдением, нужна была консультация, помощь именно медработника. Ничего серьезного, слава богу, но если бы там не было медработника, неизвестно, чем бы все закончилось. Так что я считаю, что медработник в школе нужен обязательно. Возможно, нужны какие-то небольшие корректировки, если дальше углубляться, как устроена система. Потому что, с одной стороны, медработник идет на связь. Чуть что, моя старшая дочка бежит туда: «Дайте таблетку, у меня болит голова», по разным причинам, сейчас седьмой класс. Но у нас медсестра сразу звонит мне на мобильный: «Здравствуйте, я медсестра, пришла Сашенька, давайте вместе проверим, действительно ли у нее болит голова». Но таблетку они дать ей не могут, вот что. Либо давайте с собой, но чтобы мы не знали, что ребенок принимает таблетку. Либо они сразу вызывают скорую.
Анастасия Семенова: Это очень странно. То есть ребенок сам втихаря выпьет таблетку, а потом как, если, не дай бог, что случится серьезное, кто будет отвечать перед скорой помощью?
Руслан Арсланов: Да.
Анастасия Семенова: То есть вы сказали, что есть какие-то нюансы. А вот чего вам не хватает, что можно было бы давать, передавать таблетки или что? Вот, может быть, коротко.
Екатерина Шульгина: Да, возможно, знаете, не передавать. Возможно, чтобы у них было что-то, например, парацетамол, что-то легкое, обезболивающее, потому что они сейчас не имеют права давать ребенку ничего. Банально у девочек с определенного возраста наступают какие-то ситуации, при которых я дома не оставляю, мы идем в школу, трудиться, ничего страшного. Но как бы я не могу ей таблетку дать, и врач не может ей таблетку дать, в смысле медсестра. Что, вызываем скорую по этому поводу? Я считаю, что дайте им побольше полномочий, а то у них там, не знаю, просто улыбка добрая.
Руслан Арсланов: Бинт и жгут, как мы обсуждали.
Анастасия Семенова: Хотя бы вам звонят. Екатерина, спасибо большое за ваше мнение. Екатерина Шульгина с нами была на связи, многодетная мама. Прекрасно, есть данные от Минздрава, согласно которым лишь 27% российских школьников можно считать абсолютно здоровыми. Даже об этом говорит Екатерина. Таблетку от головы, от боли. И что? И как быть?
Константин Тхостов: И ничего. И данные-то эти тоже абсолютно недостоверны. Ровно потому, что они взяты из абсолютно разных источников. Рождается ребенок, у него появляется медицинская карта в поликлинике или в частной клинике. Дальше эта медицинская карта ведется, ведется, ведется. А потом он идет в детский сад, и появляется новая медицинская карта. А потом он идет в школу – новая медицинская карта. У нас в XXI веке отсутствует логика здравого смысла. Родился ребенок, электронная медицинская карта тут же появилась, и туда фиксируется любой чих ребенка, и она за ним остается всю взрослую жизнь. И самое главное – медицинский работник детского сада, школы тоже работает с единым электронным медицинским документом, внося туда все свои наблюдения, то, о чем говорит наша уважаемая мама. Действительно, это чудесная мама, у нее дети, она своим практическим опытом понимает, что не может быть такого, что мама тихонечко дала какую-то таблеточку, а ребенок взял и вместо одной выпил две. Ребенку плохо, скорая пока разберется, может произойти непоправимое. Очень важный момент, когда вот все задают вопрос, где же мы возьмем столько медиков? Да там, где они, собственно говоря, и формируются. Медицинские колледжи еще с советских времен не изменили план набора своих будущих выпускников, но только выпускники, вместо того чтобы идти в поликлиники, уходят ноготочки-реснички делать, понимаете, потому что без этого образования их туда не возьмут. Вот и получается, государство за свой счет обучает тех, кто потом не работает на государство, на главную его ценность, на наших уважаемых детей, а уходит в частные бизнесы, отсюда и результат. Медкабинеты пустые, диетсестер в детских садах нет, первую медицинскую помощь оказывают учителя. Хотя все лежит на поверхности, и не мы этот велосипед придумывали, он идет из прекрасного советского времени. Просто лучшие практики советской школы належит брать и применять в XXI веке.
Руслан Арсланов: Но мы же сейчас еще говорим про то, что этот вопрос находится как бы между двух сфер, то есть между медициной и между образованием. И здесь нужно вот какой-то...
Анастасия Семенова: Третью сферу.
Руслан Арсланов: Как будто как-то либо договориться, да, либо чтобы на границе создалась третья сфера, которая этим займется. Может быть, в этом еще есть определенная проблема? Потому что дети, всегда особенное к ним отношение.
Анастасия Семенова: А тем более сейчас.
Руслан Арсланов: Особенно, да, сейчас.
Константин Тхостов: Так нет, все объединено. Эта сфера называется «социальная». И здравоохранение, и медицина, и социальные работники, они все в одной абсолютно сфере. И защищены они, между прочим, указами президента Российской Федерации, их заработная плата привязана к средней заработной плате каждого региона. Поэтому сказать, что бедные медики или бедные учителя – нет, так невозможно. У нас развивается экономика, и каждый губернатор отвечает за то, чтобы именно эта категория людей была защищена и была напрямую связана с развитием экономики каждого региона. Очень важно захотеть что-либо сделать и понять, что у нас не может быть информированных отказов, например, от прививок, уважаемые родители, или согласий. Очень четко мы должны понимать, у нас есть государством установленный регламент сохранения здоровья главной его ценности – ребенка, и противодействовать этому не надо. Соответственно, и медкабинеты должны быть наделены полномочиями, не отрывать родителей от работы, скорые помощи от неотложных вызовов, оказывать ту необходимую медицинскую помощь, которая регламентирована теми лекарственными препаратами, которые, опять же, регламентированы и находятся в аптечке первой помощи. Все очевидно.
Анастасия Семенова: Но говорят, что планируется это уже сделать, медицинская сестра-специалист, с 1 сентября этого года. Действительно это реально? Честно?
Константин Тхостов: Если мы оставим медицинскую сестру без специалистов и без бакалавриатов, то реально. Если начнем опять возвращаться к бакалаврам и магистрам черной магии, то, боюсь, нет.
Руслан Арсланов: Спасибо.
Анастасия Семенова: Звонок у нас есть, Ирина из Тольятти.
Руслан Арсланов: Да, из Тольятти к нам дозвонилась. Здравствуйте.
Зритель: Доброе утро.
Анастасия Семенова: Доброе. Слушаем вас, Ирина.
Зритель: Вы знаете, вы очень узкий берете спектр работы медсестры в детском садике. Ведь медсестра в детском садике не только оказывает первую помощь ребенку, она также присутствует на закладке продуктов при приготовлении каких-то, всех блюд буквально в течение дня. Она также контролирует уборку групп. Она также контролирует уборку групп, когда идет карантин. Они делают прививки, они созваниваются с родителями. Так что оказать первую помощь – это да, но она делает очень, очень широкий спектр в детском саду. Они ведут всю документацию, они рассчитывают все закладки на приготовление продуктов, они контролируют качество продуктов, они снимают пробу. Так что говорить, что медсестра оказывает только первую помощь? Да, она оказывает, но у нее очень широкий спектр работы в саду, и она должна быть там обязательно.
Константин Тхостов: Все верно.
Руслан Арсланов: Спасибо.
Анастасия Семенова: Да, все верно. Мы как раз больше о школах говорили, но еще даже сообщение нам поступило из Калининграда: «Вчера у моего сына болела голова, и он подошел в медпункт. При осмотре фельдшер выявила высокое давление, дала ему таблетку для понижения артериального давления, отправила его домой. Параллельно была со мной на связи». Какие сейчас, вот пока 1 сентября не наступило, что сейчас должен учитель делать, если есть медработник? Какие его действия сейчас? Сначала скорая, потом маме, или это все должно происходить параллельно? Конечно, зависит от ситуации.
Константин Тхостов: Вот здесь главное, если есть медработник, счастливая мама, у которой в школе в Калининграде есть медработник, в большинстве на сегодняшний день, к сожалению, они либо приходящие, либо их просто нет. Но регламент очень простой. Ребенок без сопровождения взрослых не остается. Поэтому есть медработник, нет медработника, учителей никто не отменял, директор всегда в школе, поэтому ребенок из рук в руки передается законному представителю, а дальше уже получает ту необходимую медицинскую помощь силами либо скорой помощи, либо сотрудниками поликлинических или больничных отделений.
Руслан Арсланов: А как сейчас обстоит дело с детьми с особенностями? Инклюзивное образование развивается широко, и таких детей много. Есть ли за ними какое-то определенное, большее к ним внимание, например?
Константин Тхостов: Давайте будем честны. Нет. И нам не дадут солгать уважаемые зрители, потому что да, мы об этом много говорим. И это требует соответствующего сопровождения. Но давайте пойдем поэтапно. Сначала вернем медицинских работников в медицинские кабинеты, а затем, по возможности, опять же, бюджетов каждого региона, будем расширять штат. Безусловно, права мама, которая говорит о том, что необходима в детских садах диетсестра, это правда, это было в советское время, но была медицинская сестра и диетсестра, которая отвечала только за питание, это очень важный момент. А значит, в школах точно так же. Есть запрос для сопровождения наших особенных детей, но, к сожалению, вот есть такая история, и мы в любом случае, как цивилизованное общество, отвечаем на этот запрос и, значит, формируем специализированную категорию медицинских работников в школы для оказания сопровождения этим прекрасным детям.
Анастасия Семенова: Что касается школ, многие спрашивают, если у ребенка есть аллергия на какие-то продукты, разрешено ли давать еду с собой?
Константин Тхостов: На мой взгляд, давать еду с собой не надо, потому что она, во-первых, портится, она несоответствующим образом хранится. Во-вторых, мы же прекрасно понимаем, что школа – это такой социальный институт, когда не поделиться с другом, это значит – вызвать определенный негатив. Значит, не факт, что ваша диетеда будет съедена именно вашим ребенком.
Анастасия Семенова: Его объели.
Константин Тхостов: Да. И чистыми руками, надо заметить. Поэтому, опять же, про диетсестер, которые в детских садах должны быть, они не менее важны еще и в школах. И давно назрел вопрос диетических столов в школах, потому что есть не только дети-аллергики, есть дети с ограничением по приему тех или иных продуктов питания, но голодными они оставаться не могут, тем более что это финансируется государством.
Анастасия Семенова: Как же они будут учиться.
Константин Тхостов: Безусловно.
Руслан Арсланов: Вот это еще одна тема, о которой можно будет поговорить в какой-нибудь из моментов.
Анастасия Семенова: В ближайшее время.
Руслан Арсланов: Да. Потому что, Константин Эдуардович, спасибо вам большое, мы приглашаем вас еще на подходящие темы.
Константин Тхостов: Всегда рад.
Руслан Арсланов: Я думаю, что вам есть что рассказать, а у нас всегда, как вы понимаете, есть что спросить.
Анастасия Семенова: Найдется тема.
Руслан Арсланов: Да, и найдется тема, которую стоит развить и спросить мнение наших зрителей в том числе. Константин Эдуардович Тхостов, директор лицея № 369, член Общественной палаты Санкт-Петербурга, был у нас в гостях. Спасибо большое. Но мы двигаемся дальше. Впереди, что у нас впереди? Впереди у нас день экскурсовода, я чуть не забыл про это. День экскурсовода, а потом поговорим про регистрацию собак в Подмосковье. Все это у нас, никуда не уходите.