Меняю работу
https://otr-online.ru/programmy/otrazhenie-1/menyayu-rabotu-84179.html
Руслан Арсланов: Мне кажется, звучит интересно, что на самом деле... Ну это такая тоже позиция, мне кажется, позиция многих вообще людей, которые связаны с психологией: найти, сначала разобраться в себе и потом уже двигаться дальше, не в процессе это делать, когда ты скачешь по работам и что-то делаешь, а сначала все-таки в первую очередь сделать это.
Вера Круглова: Это в идеале.
Руслан Арсланов: Ну что, послушаем эксперта. Татьяна Игоревна Мощагина, руководитель по внутренним коммуникациям и бренду работодателя сервиса «Работа.ру», подключилась к нам уже. Татьяна, доброе утро, здравствуйте.
Вера Круглова: Доброе утро, Татьяна.
Татьяна Мощагина: Да, доброе утро, Руслан, Вера, здравствуйте.
Руслан Арсланов: Ну вот как там, кузнечики... ?
Татьяна Мощагина: Дрейфующие и летуны.
Руслан Арсланов: Дрейфующие летуны, вот такие комментарии. Действительно ли стало больше таких людей? Действительно ли много кто стал часто менять работу?
Татьяна Мощагина: Тут надо сказать, что это закономерное стечение обстоятельств, потому что рынок сильно поменялся, мы много в этом году с вами про это тоже разговаривали.
Руслан Арсланов: Да.
Татьяна Мощагина: От нехватки кадров, конечно, люди стали более уверены в себе. Если раньше человек мог бояться каких-то перемен в своей жизни, бояться решиться на новую профессию или вообще на смену работы, то сейчас гораздо легче люди идут на это. И действительно, первая причина – это деньги, финансы... Ну, тут тоже очевидно, потому что мы видим, как стоимость жизни растет, и люди пытаются тоже у себя это как-то компенсировать по своим расходам. Ну и второе – ищут адекватный коллектив и руководство, это вот вторая причина основная.
Руслан Арсланов: А действительно вот такая быстрая смена и вот эти случаи приводят к результату, т. е. ты действительно приходишь к карьерному росту, к увеличению зарплаты, к хорошим руководителям? Или же все-таки это такой вот действительно дрейфующий летун, который не может найти, и там не так, и тут не так? Вот какой процент действительно работает?
Татьяна Мощагина: Нет, это не закономерно, потому что здесь как раз-таки очень все зависит от специалиста. Потому что, как вы правильно заметили, если пришел человек, у которого можно языков, или, например, он профессионал, постоянно обучается и развивается, он прекрасный кандидат для нового работодателя и его с удовольствием возьмут и будут действительно развивать, потому что он вкладывается в себя и он профессионал.
Другой вопрос, когда люди никак не занимаются собой, а просто ищут хорошее место под солнышком. Тут, скорее всего, если они никак не будут развиваться, никак не будут приносить пользу бизнесу, вероятность того, что они быстро вырастут по карьере и будут много зарабатывать, стремится к нулю.
Вера Круглова: Татьяна, скажите, вот для хорошего специалиста, который работает на такой хорошей работе, в стабильной компании, имеет определенный уже там вес, авторитет, т. е. его тоже ценят, у него нормальная зарплата, но человек в принципе такое существо, которое всегда стремится к развитию. Вот как часто нужно менять в этом случае место работы, для того чтобы не останавливаться, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке?
Татьяна Мощагина: Здесь, может быть, не столько правильно сказать про смену работы, сколько, возможно, иметь новые проекты и смену деятельности. Потому что бывает так, что внутри одной организации человек растет, когда ему дают каждый раз новые проекты, и, соответственно, внутри его деятельность меняется. И тогда, как правило, 2–3 года, и человек действительно начинает искать что-то новое, не обязательно как новую работу, какие-то новые интересные задачи. Вот если этого не происходит, человек точно начнет задумываться.
Опять же таки, есть люди, которые просто постоянные, которые действительно могут много лет работать на одном заводе, и для них это зона комфорта. А так в целом где-то, наверное, года через 3 человек начинает смотреть, и тут важно работодателю это подметить и вовремя, если человек ценен, предложить ему какие-то новые интересные задачи, чтобы он не ушел, иначе есть шанс его потерять.
Руслан Арсланов: А что касается работодателей? Ну вот плюсы и минусы работников понятны: теплое местечко, рост, финансовая история. Работодателям выгодно, чтобы была у них такая текучка кадров, или же все-таки они стремятся найти тех людей, которые будут работать долго, и следят за этим?
Вера Круглова: Мы вот просто читаем огромное количество сообщений о том, что зрители жалуются, что именно работодатели...
Руслан Арсланов: ...пользуются этим.
Вера Круглова: ...нарушают их права, платят меньше, чем обещали. То есть получается, что им эта текучка самим выгодна?
Руслан Арсланов: Берут на испытательный срок, а потом просто «сливают», назовем это так.
Татьяна Мощагина: Вы знаете, здесь стоит поговорить о добросовестности вообще работодателя. Как показывает рынок, таких все-таки все меньше, но есть, к сожалению, есть, и тогда человек может действительно попасть в неприятную ситуацию, когда обещали одно на собеседовании, а выяснилось совершенно другое по факту.
Если вообще, в целом говорить про работодателей, нет, им невыгодно на самом деле, в общей сложности им невыгодно постоянно менять состав, потому что человек выходит на полную мощность, если мы говорим про массовые профессии массового подбора, где-то через 3 месяца очень хорошие результаты, человек влился в команду, в коллектив, все правила уже понимает и знает. Если мы говорим про менеджеров, белых воротничков или топ-менеджмент, то там вообще от 6 месяцев до года, и вот только тогда можно почувствовать весомый результат. А если человек постоянно меняется, то фактически работодатель остается без результата, только постоянно меняет этих людей на позиции. Поэтому нет, это совершенно не выгодно. Но процент таких людей в компании есть.
Нормально, хорошо, когда текучесть кадров не более 7%, например. Если более 10–15%, это уже опять же таки нужно смотреть либо внутрь себя, почему у нас такая текучесть, есть ли в нас причины какие-то, или это дань рынку, что тоже может быть. То есть тут надо смотреть на кандидатов, потому что в каждой профессии они разные: завод – это одно, логистический центр – это другое, IT-компания – это совершенно третье, там будет совершенно разное поведение людей.
Вера Круглова: А в каких сферах люди чаще всего меняют работу?
Руслан Арсланов: Да, кстати.
Татьяна Мощагина: Чаще всего это, конечно, профессии без опыта, там, где мало что от тебя требуется, но ты в моменте можешь что-то поменять. Это курьеры, это водители, комплектовщики, кассиры, упаковщики, т. е. там, где действительно, вот как вы в самом начале эфира правильно сказали, 5–10 тысяч [разница в оплате труда], и человек уже готов перейти через улицу и просто трудоустроиться в другой магазин – вот это нормально, тем более опять же таки если рядом с домом, ехать не нужно, очень легко поменять работу.
Но все равно будут смотреть на коллектив, и, как практика, исследования показывают, спустя время люди готовы вернуться на прежнее место, вспоминая, как там было комфортно. Даже такие простые вещи, как комната отдыха, перерыв, какие-то еще удобства, которые каждый день у тебя есть, а где-то их нет совсем, тогда вот эти 5 тысяч по-другому взвешиваются, но это спустя время.
Руслан Арсланов: Татьяна Игоревна, спасибо вам большое!
Вера Круглова: Спасибо!
Руслан Арсланов: Татьяна Игоревна Мощагина, руководитель по внутренним коммуникациям и бренду работодателя сервиса «Работа.ру», была с нами на связи.